Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Определение круга органов (должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать и решать дела об административных пра­вонарушениях, имеет большое значение для обеспечения спра­ведливого и законного привлечения правонарушителей к адми­нистративной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные ад­министративные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальны­ми знаниями и быть компетентным в данной области.

Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти лее органы и должностные лица системати­чески осуществляют контроль за соблюдением соответствую­щих правил.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов.

Отдельные из них созданы специально для раз­решения дел об административных правонарушениях (напри­мер, административные комиссии), другие выполняют эту рабо­ту наряду с осуществлением своих основных функций (напри­мер, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональ­ное назначение (например, государственные инспекции).

Система органов, осуществляющих административную юрис­дикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных осо­бенностей, так и специфики их совершения в отдельных отрас­лях и сферах государственного управления.

К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации рай­она в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об 1 административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на осно­вании специализации и четкой иерархичности юрисдикцион-ной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законо­дательства об отходах и т.п. От имени органов государственно­го санитарного надзора дела об административных правонару­шениях вправе рассматривать Главный государственный сани­тарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государ­ственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управ­ления делами Президента Республики Беларусь, главные госу­дарственные санитарные врачи областей, городов, районов, райо­нов в городах и их заместители.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториаль­ного действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др.

Основными органами, рассматривающими дела об админист­ративных правонарушениях, в настоящее время являются об­щие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разре­шение дел об административных правонарушениях, предусмот­ренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомствен­ности общих судов относились дела об административных пра­вонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями.

Впервые к органам административной юрисдикции отнесе­ны хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматри­вают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей.

Таким образом, подведомственность общих и хозяйствен­ных судов является преобладающей. Они взяли на себя рас­смотрение дел об административных правонарушениях, предус­мотренных 65 % статей Особенной части КоАП.

Конечно, это не означает, что именно на суды падет основ­ной груз рассмотрения дел об административных правонаруше­ниях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, пре­дусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в боль­ших количествах, а по некоторым встречаются лишь единич­ные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически коли­чество дел об административных правонарушениях рассматри­вают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно.

Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управле­ния. Это:

1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;

2) административные комиссии районных (городских) исполни­тельных комитетов или администраций районов в городе;

3) районные (городские), районные в городах комиссии по де­лам несовершеннолетних;

4) органы внутренних дел;

5) органы Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь;

6) Государственная инспекция охраны животного и раститель­ного мира при Президенте Республики Беларусь;

7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

8) органы государственного санитарного надзора;

9) пограничные войска Республики Беларусь;

10) таможенные органы;

11) налоговые органы;

12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;

14) органы Национального банка Республики Беларусь;

15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

16) органы железнодорожного транспорта;

17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь;

19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Бе­ларусь;

22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

23) органы государственной безопасности;

24) государственные природоохранные учреждения, осуществ­ляющие управление заповедниками и национальными пар­ками;

25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.

Наши рекомендации