Система и разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Определение круга органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях, имеет большое значение для обеспечения справедливого и законного привлечения правонарушителей к административной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осуществляет только суд, так как от правосудия административный процесс отличается оперативностью и относительной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочисленные и разнообразные административные дела (а их разнообразие связано с наличием многочисленных отраслей административной деятельности и существующих в них отношений), нужно обладать специальными знаниями и быть компетентным в данной области.
Оперативность рассмотрения административных дел многочисленными органами и должностными лицами достигается еще и тем, что эти лее органы и должностные лица систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.
Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, отличаются также и неоднородностью субъектов.
Отдельные из них созданы специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основных функций (например, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, государственные инспекции).
Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления.
К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др.
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об 1 административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на основании специализации и четкой иерархичности юрисдикцион-ной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законодательства об отходах и т.п. От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.
Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др.
Основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, в настоящее время являются общие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5 % от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 г. к подведомственности общих судов относились дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями.
Впервые к органам административной юрисдикции отнесены хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей.
Таким образом, подведомственность общих и хозяйственных судов является преобладающей. Они взяли на себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 65 % статей Особенной части КоАП.
Конечно, это не означает, что именно на суды падет основной груз рассмотрения дел об административных правонарушениях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в больших количествах, а по некоторым встречаются лишь единичные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически количество дел об административных правонарушениях рассматривают суды, а какое - иные уполномоченные органы, достаточно сложно.
Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управления. Это:
1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;
2) административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов или администраций районов в городе;
3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;
4) органы внутренних дел;
5) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
6) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
8) органы государственного санитарного надзора;
9) пограничные войска Республики Беларусь;
10) таможенные органы;
11) налоговые органы;
12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;
13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;
14) органы Национального банка Республики Беларусь;
15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
16) органы железнодорожного транспорта;
17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;
18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;
20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;
21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
23) органы государственной безопасности;
24) государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками;
25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.