Система органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Система органов (должностных лиц), уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

1. Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

1) органов внутренних дел

2) сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах; областных и Минского городского исполнительных комитетов; сельских и поселковых исполнительных;

3) органов управления особо охраняемых территорий

4) органов Министерства здравоохранения, органов, осуществляющих государственный санитарный надзор

5) органов государственного ветеринарного надзора

6) органов Министерства культуры Республики Беларусь

7) органов государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь

8) организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги 13) Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

9) органов государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью

10) органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь

11) органов, осуществляющих государственное регулирование в области стандартизации

12) органов, в ведении которых находятся электрические сети, трубопроводы

13) таможенных органов

14) органов, уполномоченных выдавать субъектам хозяйствования специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности

15) органов государственной статистики

16) органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде

17) налоговых органов (за исключением правонарушений, совершенных при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего Совета депутатов первичного территориального уровня), 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);

18) органов Национального банка Республики Беларусь

19) органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

20) органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (за правонарушения, совершенные при обращении с легковоспламеняющимися веществами и пиротехническими изделиями),

21) органов пограничной службы Республики

22) органов государственной службы занятости населения

23) органов государственной безопасности

24) органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений

25) органов Министерства экономики Республики Беларусь

26) органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов

2. Право составлять протоколы об административных правонарушениях имеют также:

1) должностное лицо, уполномоченное министерством, иным республиканским органом государственного управления, в ведении которого находятся аэродромы (за правонарушения, совершенные на аэродромах, не подведомственных Департаменту по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, или в районе таких аэродромов));

2) судебный исполнитель (за правонарушения, совершенные в связи с исполнением судебных решений);

3) секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи)

4) следователь, дознаватель (по статьям 24.3–24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);

5) прокурор

Система органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому принципу. Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как территориальных особенностей, так и специфики их совершения в отдельных отраслях и сферах государственного управления.

К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комиссии районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе; районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские, поселковые исполнительные комитеты и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно связаны с отраслями исполнительной власти и функционируют на основании специализации и четкой иерархичности юрисдикционной подведомственности. Например, органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с засорением или загрязнением вод, нарушением правил водопользования, нарушением законодательства об отходах и т.п. От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территориальным. Как правило, орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрасли, но и на определенной территории. Однако органы межтерриториального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы которой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, пограничные войска Республики Беларусь и др.

Основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, в настоящее время являются общие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 252 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 56,5% от числа всех статей Особенной части, тогда как по КоАП 1984 года к подведомственности общих судов относились дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь 82 статьями.

Впервые к органам административной юрисдикции отнесены хозяйственные суды, судьи которых единолично рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 38 статьями (или их отдельными частями), что составляет 8,5 % от числа всех статей.

Таким образом, подведомственность общих и хозяйственных судов является преобладающей. Они взяли на себя рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 65 % статей Особенной части КоАП.

Конечно, это не означает, что именно на суды падет основной груз рассмотрения дел об административных правонарушениях. То, что они рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных 65 % статей, совсем не означает, что это 65 % от числа всех дел об административных правонарушениях. Как известно, некоторые статьи применяются постоянно и в больших количествах, а по некоторым встречаются лишь единичные случаи. Поэтому точно определить, какое фактически количество дел об административных правонарушениях рассматривают суды, а какое – иные уполномоченные органы, достаточно сложно.

Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управления. Это:

1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;

2) административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов или администраций районов в городе;

3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

4) органы внутренних дел;

5) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

8) органы государственного санитарного надзора;

9) пограничные войска Республики Беларусь;

10) таможенные органы;

11) налоговые органы;

12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;

14) органы Национального банка Республики Беларусь;

15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

16) органы железнодорожного транспорта;

17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

23) органы государственной безопасности;

24) государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками;

25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.

Наши рекомендации