Шпионаж. Отличие шпионажа от государственной измены.
76 УК РФ
Шпионаж, предметом являются сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, но при условии, если они собирались по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Шпионаж окончен с момента совершения действий независимо от того, удалось ли передать собранные сведения адресату или нет.
Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
Шпионаж совершается только с прямым умыслом. При совершении второго вида шпионажа необходимо, чтобы субъект осознавал, что сбор и передача сведений осуществляются по заданию иностранной разведки.
шпионаж - особо тяжкое преступление.
личие шпионажа от государственной измены состоит только в том, что субъектами шпионажа являются иностранные граждане или лицо без гражданства, а субъектами государственной измены, граждане РФ
Государственная измена (ст. 275 УК РФ)
Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.
Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:
– шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;
– выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;
– иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности рФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.
Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – гражданин РФ.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), отличие этого преступления от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (ст. 275 УК) и утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
Разглашение государственной тайны (283), отличие от государственной измены в форме выдачи государственной тайны (275), утрата документов.
Преступление против основ конституционного строя и безопасности гос-ва. Разглашение гос. тайны. Объект: безопасность гос-ва, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих гос. тайну. Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к гос. тайне: 1.В военной области; 2.В области экономики, науки и техники; 3.В области внешней политике и экономике;
4.В области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих гос. тайну, т.е. распространение их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам. В диспозиции ч.1 статьи указано на отсутствие в действиях лица признаков гос. измены, из чего следует, что разглашение гос. тайиы совершается не в порядке оказания помощи иностранному гос-ву или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Разглашение гос. тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация док-тов) и бездействия (оставление таких док-тов без присмотра). Обязательным элементом объективной стороны является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, число которых не ограничено. Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими гос. тайну, посторонних лиц, Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. С прямым умыслом когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (дача интервью СМИ). С косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, составляющую гос. тайну и допускает, что сведения воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица). Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушил правила сохранения сведений, составляющих гос. тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (нарушение режима хранения док-тов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения гос. тайны, хотя должно и могло предвидеть такие последствия (виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом). Целью преступления: стремление виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о гос. секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату, при этом лицо, получившее сведения может использовать их для оказания помощи иностранному гос-ву или организации либо действовать по их заданию. Субъект (специальный) вменяемое лицо 16 лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие гос. тайну. Квалифицированный вид преступления (ч.2 ст.283) предполагает наступление в результате разглашения гос. тайны тяжких последствий, к ним относится переход сведений, составляющих гос. тайну к иностранным спец. службам, срыв гос. мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих гос. защите
и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий. Преступление, предусмотренное ч.2 ст.283 имеет две формы вины: в отношении последствий вина всегда является неосторожной, при умышленном разглашении гос. тайны: с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий действия виновного квалифицируются как государ. измена.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны.
Объект: внешняя безопасность гос-ва, т.е. защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает конституционный строй, суверенитет и территориальную неприкосновенность РФ.
Предметом преступления могут быть сведения, составляющие гос. тайну (защищаемые гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ). Объективная сторона: состоит в гос. измене, т.е. предательстве интересов гос-ва, оказании помощи иностранному гос-ву, организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ. Под гос. изменой понимают следующие действия: *шпионаж - передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному гос-ву сведений, составляющих гос. тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений, для использование их в ущерб внешней безопасности РФ;
*выдача гос. тайны - передача вышеперечисленным субъектам сведений, составляющих гос. тайну, лицом, которому они стали известны в силу служебных или трудовых обязанностей;
*иное оказание помощи в проведении враждебной деятельности - совершение различных действий, направленных на подрыв основ конституционного строя или безопасности России, способствование разведывательной деятельности иностранных субъектов. Представителем иностранного гос-ва или организации является лицо, наделенное официальными или неофициальными полномочиями действовать в их интересах. При установлении контакта с гражданином РФ и склонению его к совершению действий, образующих состав гос. измены, представитель иностранного гос-ва может быть привлечен к уг. ответственности по ст.276 УК. Преступление считается оконченным с момента передачи сведений, являющихся предметом шпионажа, или выдачи гос. тайны, либо с момента совершения действий, образующих иное оказание помощи иностранным субъектам. Субъективная сторона: преступление характеризуется прямым умыслом. Целью является нанесение ущерба внешней безопасности России. Мотивы преступления могут иметь корыстную, националистическую и иную направленность и они не конкретизированы законодателем. Субъект: вменяемое лицо 16лет, являющееся гражданином РФ. При совершении гос. измены в форме выдачи гос. тайны лицо должно обладать доступом к этим сведениям.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284)
Объективная сторона преступления включает 3 элемента: - нарушение установленных правил обращения с документами или предметами; - их утрату и наступление тяжких последствий; - причинную связь между ними.
Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам гос. власти, предприятиям, учреждениям и организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18). Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д.
Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.
Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя - в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (ст. 293), уничтожении имущества по неосторожности (ст. 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (ст. 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.
Субъект преступления специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).
С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности.
Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором - его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата - лишь по неосторожности.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.
Таким образом, преступления данной группы посягают на внешнюю безопасность, обороноспособность и другие интересы государства в сфере сохранности государственной тайны и
заключаются в разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих гос. тайну, совершенных специальными субъектами.