В2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
Формы познания | |
Чувственное познание | ……........ …………… |
В3. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1) Достоверное знание, не зависящее А) Объективная истина
от мнений и пристрастий людей
2) Исчерпывающее, полное, достоверное Б) Относительная истина
знание об объективном мире
3) Знание, дающее приблизительное и В) Абсолютная истина
неполное отражение действительности
4) Ограниченное знание об объекте в
каждый данный момент
5) Информация, соответствующая
действительному положению вещей
В4. Научное познание отличает:
1) доказанность выводов
2) использование понятийного аппарата
3) использование художественных образов
4) обращенность к эмоциям, переживаниям
5) опора на житейский опыт
6) теоретический уровень.
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С6.
Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. В этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум... стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное»...
Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой — общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила. Именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением. Таким образом, достоверность и истинность всех этих промежуточных звеньев коренится в последнем счете в достоверности и истинности указанных двух элементов, соединенных в них посредством логических операций: ощущений и общих положений. Все, что лежит между тем и этим, доказывается из них путем применения логических законов.
В. Виндельбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Какова главная идея фрагмента? Найдите подтверждение своей позиции в тексте.
С 3. В чем автору видится различие между эстетическим (художественным) и научным познанием? Назовите иные различия между этими типами познания(не менее двух).
С4. Назовите, опираясь на знания курса обществознания, итоги научного познания.
С 5. Какой закон познания формулирует автор? Проиллюстрируйте его действие конкретными примерами из истории научных открытий.
С 6. Какие ещё виды познания, кроме указанных в тексте вам известны.
Вариант 2.
Часть 1.
А1. Рациональное познание в отличие от чувственного:
1) присуще только образованным людям
2) формирует понятие о предмете
3) является критерием истины
4) приводит к полезным результатам
А2. Познание в отличие от труда:
1) предполагает наличие цели
2) не имеет практического значения
3) направлено на получение знания о предмете
4) предусматривает соответствие цели и средств
А3. Какое из приведенных утверждений является научным:
1) время течет повсюду одинаково
2) делая добро другим, человек нравственно возвышается
3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;
4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
А4. Утверждение «Грипп — это вирусная инфекция» - это:
1) суждение на уровне здравого смысла
2) выражение народной мудрости
3) научная гипотеза
4) научно обоснованный вывод