Устное народное творчество
Летописание .Слайд 7- 8
Основными центрами книжности являлись монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси.
Одним из основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи
являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества.
Составление летописей преследовало вполне определённые политические цели, являлось дело государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.
По мнению ряда учёных, начало летописания относится к концу X века и носит общерусский характер. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113г. Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская), «Повесть» отличается сложностью состава и многообразием включенных материалов, она вобрала в себя позднее «Повесть временных лет», в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов.
С XII века в истории русского летописания начинается новый период. Если прежде центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный характер.
Литература. Слайд 9-17
Устное народное творчество
Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества – фольклора Древней Руси. С незапамятных времён развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древнейших магический представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок. И до нашего времени дошли и старинные народные сказки, и пословицы, и поговорки, Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» - былинный эпос. Его возникновение относится к X- XI векам. В нем отразилось представление о Руси как едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.
Но особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец X века – время правления князя Владимира Святославича Святого. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко – обобщённым образом мудрого правителя. Любимыми былинныйми героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Основными центрами книжности являлись монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси.
В середине XI века было создано самое знаменитое из поэтических
произведений древнерусское литературы, относящееся к жанру «слово»
(речь), - «Слово о Законе и Благодати», написанное будущим
митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 гг. Содержанием «Слова»
стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней
Руси, определение места Руси среди других народов и государств, её
вклада в распространение христианства. Идеи произведения Иллариона
нашли своё развитие в литературно-публицистическом памятнике второй
половины XI века. «Памяти и похвале Владимиру», написанном
монахом Иаковом, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первых
русских святых покровителях Руси.
Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение – «Моление» Даниила Заточника (12 – 13 века). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, попавшего в опалу. Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих поданных , способного оградить их от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов.
Большое место в литературе занимали житиясвятых, служившие важным средства внедрения христианского мировоззрения и морали
Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости, представляло образцы праведной жизни.
Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились всенародного почитания и были
канонизированы Русской православной церковью после их трагической гибели 1015г. До нас дошли три житийных памятника, посвящённых Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015г.; 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца (конец. 11 века.); 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» неизвестного автора этой же эпохи.
Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея – утверждение права родового старшинства, - и даётся практический образец для подражания. Однако при внимательном знакомстве с произведениями на первый план с особой силой выступает идея добровольного страдания, жертвы в виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь характерного для древних византийских святых.
Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было «Житие преподобного Феодосия Печерского», написанное Нестером. Феодосий (ум. В 1074г.) – третий святой, канонизированный Русской церковью. «Житие Феодосия» - одно из лучших произведений летописца.
Житие преподобного Феодосия Печерского" является замечательным памятником литературы, для него характерны большая живость повествования, правдоподобное изображение монастырского быта, яркие зарисовки житейских ситуаций. При этом весьма нетрадиционен образ матери подвижника - женщины благочестивой, но вместе с тем властной, суровой, противящейся желанию сына посвятить себя Богу. Неоднозначен и характер самого Феодосия: будучи лично идеально смиренным, он однако решительно выступает против князя, когда тот нарушает общественные законы. Кроме того, Нестор, богато уснащает свой текст библейскими цитатами, молитвословными текстами и собственными назидательными размышлениями, что придает его сочинению богословскую глубину и силу христианской мысли. Это и обусловило огромную популярность "Жития".
В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются хождения. Наиболее яркими примером служит знаменитое «Хождение», игумена Даниила, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим
Новым жанром стало поучение:«Поучения детям», составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом.
А в конце XII века было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Основной сюжет этого произведения стало описание неудачного похода против половцев Новгород-северского князя Игоря Святославича (1185).
Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.
Архитектура Слайд 18- 27
Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал своё восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому у памятников этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце X века.
Византийский источник привнёс в русскую культурные мотивы. Прежде всего, отметим, что «византизм»- это тоже весьма сложное, многослойное понятие. В его формирование внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток и Египет. Византизм нёс в себе мощный заряд церковно-патриотического направления (веру в любовь Бога к человеку и возникновение ответной любви людей к богу). Причём бог приставлялся здесь абсолютной красотой и первопричиной прекрасного история.. Христианство на Русь пришло абсолютно естественно, как наиболее совершенная прекрасная (о чём свидетельствует летопись) форма религиозного сознания. «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья только печаль великая…и пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького, так и мы.
Древние славяне воспринимали красоту как важный фактор эмоционально-эстетического воздействия и стремились к ней. Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции.
В связи с введением христианства и крещением Руси «повелевал Владимир рубить церкви и ставить по тем местам, где прежде стояли кумиры» В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани строили из плинфы. Плимфа – от греч. «плинтос» - кирпич. Широкий и плоский обожжённый кирпич.Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков.