Устное народное творчество

Рабочая программа

По литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс

к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Литературное чтение»

· Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);

Базисного учебного плана;

«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);

«Примерных программ начального общего образования»;

Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

· Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концепту­альных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирова­ние его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

• в результате обучения формируется читательская деятельность школьни­ков, компоненты учебной деятельности, а также универсаль­ные учебные действия;

• дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «пе­реплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чте­нию. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно реша­ются все задачи литературного образования младших школьников: форми­руются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетиче­ского и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удо­вольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и чи­тательскими умениями;

• работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произве­дением как искусством слова, с учётом специфики его струк­туры и жанровых особенностей;

• одновременная работа над языком произведения и речью детей;

• сочетание работы над художественным произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения;

• различение художественных и научно-популярных произведений;

• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полно­ценное восприятие произведения;

• освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятель­ностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обога­щением духовного мира ученика.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса литературного чтения —помочь ребёнку стать чита­телем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя пред­полагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональ­ное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представ­лять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произ­ведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и вы­ражать свою точку зрения (позицию читателя);

• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, вырази­тельно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в про­цессе чтения, учить работать в парах и группах;

• формировать литературоведческие представления, необходимые для по­нимания литературы как искусства слова;

• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное простран­ство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготов­ки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универ­сальных учебных действий.

Структура курса.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соот­ветствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Общее содержание обучения литературному чтению представлено в про­грамме следующими разделами: «Устное народное творчество», «Басни», «Произведения А.С. Пушкина», «Стихи русских поэтов», «Произведения Л.Н. Толстого», «Произведения А.Н. Некрасова», «Произведения Д.Н. Ма­мина-Сибиряка», «Произведения А.П. Чехова», «Произведения А.И. Купри­на», «Произведения С.А. Есенина», «Произведения К.Г. Паустовского», «Произведения С.Я. Маршака», «Рассказы Л. Пантелеева», «Произведения А.П. Гайдара», «Произведения М.М. Пришвина», «Произведения зарубеж­ных писателей». На основном этапе (3–4 классы) произведения группируют­ся по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведе­ния, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также

произведения народного творчества, современных детских отечественных и

зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произве­дения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные твор­честву Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писа­теля: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рас­сказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авто­ров, в том числе со схожим сюжетом.

· Место учебного предмета в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения в 3 классе, составляет 102 часа. В 3 классе урок литературного чтения прово­дится 3 раза в неделю. Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса литературного чтения на основе ав­торской программы для 3 класса Л.А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2008.

· Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изуче­ния является художественная литература, которая благодаря своей нрав­ственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ граждан­ской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллек­туального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным лите­ратурным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых лич­ностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школь­ника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоя­тельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочте­ния. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литератур­ного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, спра­вочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

· Планируемые результаты учебного курса.

К концу обучения в третьем классе:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

• осознавать значение чтения для расширения своего читательского круго­зора;

• понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

• практически различать художественные, научно-популярные и справоч­ные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

• отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о про­изведении, героях и их поступках;

• правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произве­дения и его соответствие содержанию;

• понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этиче­ских позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

• подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать кон­текстное и прямое значение слов;

• находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, по­словицы;

• читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможно­стям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;

• читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учите­ля;

• читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препина­ния и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

• пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

• пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

• классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, автор­ской принадлежности, выделяя существенные признаки;

• различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сбор­ники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку по­ступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

• понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

• работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

• уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

• различать стихотворный и прозаический тексты;

• определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихо­творений, загадок);

• использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, об­ращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведе­ния, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться:

• подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значе­ния слов;

• употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

• находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

• понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль ге­роя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

• инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

• рассказывать сказки от лица героя;

• рассказывать о героях произведения;

• создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

• иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

• выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

• создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

• находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

• работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

• дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

• сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, ис­правлять, уточнять.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

• находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

• находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

• сравнивать полученную из текста информацию с информацией гото­вых таблиц и схем.

· Содержание учебного предмета.

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенче­ская литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы:

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое доро­гое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбой­ник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и ли­сица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Наши рекомендации