III Внешняя политика Германии на рубеже XX-XXI века

Внешнюю политику Германии можно разделить на 2 этапа:

I. До 1990 года

Внешнюю политику 1990 года также можно разделить на 2 этапа:

а. Внешняя политика ГДР

Основные проблемы:

· борьба за международное признание, равноправие в межгосударственном общении в послевоенной Европе и мире

· интеграция в систему экономических и военно-политических союзов, создававшихся СССР в сфере его влияния

Центральным препятствием на пути к равноправию -официальная позиция ФРГ, которая, претендуя на право единолично представлять всех немцев на международной арене, отказывала ГДР в признании легитимности ее государственности и, соответственно, сдерживала в этом своих союзников. Поэтому вплоть до начала 70-х годов внешняя политика ГДР была большей частью сфокусирована на ФРГ и представляла собой своего рода зеркало состояния германо-германских отношений.

Внешняя политика была подчинена цели социалистического строительства в стране и защите от внешних «контрреволюционных попыток реставрации капитализма»:

Первые шаги по «восстановлению» ГДР 1945 г. без согласования с Западом - весь финансовый сектор оказался «социализирован». Задача 45-47 гг. - создание условий для выживания населения, положение которого было катастрофическим.

I. 1949 – 1955 гг.– становление республики как «социалистической альтернативы» капиталистической ФРГ и ее полным включением в экономические и военно-блоковые структуры стран социалистического лагеря.

а. 15 октября 1949 года интеграция в социалистическое сообщество.

б. В апреле 1950 года между правительствами СССР и ГДР был заключен договор о товарообороте и платежах (снижение репараций).

в. 28 сентября 1950г. ГДР была принята в экономическую систему социализма – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

СЭВ – неудавшаяся попытка дать адекватный ответ на принятие США «плана Маршала».

г. 6 июня 1950 г. руководитель делегации ГДР и глава правительства Польши подписали в Варшаве декларацию о маркировке существующей границы по Одеру и Нейсе.

д. 23 июня 1951г. ГДР и Чехословакия подписали совместную правительственную декларацию о дружбе и сотрудничестве, в июне и сентябре – Венгрией, Болгарией, и Румынией.

е. 26.05.1952 г. в Бонне между правительством ФРГ и тремя западными державами был подписан Боннский договор

Подтвердили разделение 2 Германий и опустили «железный занавес».

ж. В марте 1954 года произошла отмена оккупации в Восточной Германии. Таким образом, ГДР получает суверинетет.

Первая половина 50-х годов характеризуется началом установления контактов с молодыми государствами Азии, Африки, Латинской Америки и с отдельными странами Запада. Торговые соглашения и соглашения о платежах, в частности, с Голландией, Бельгией, Швецией, Грецией, Францией, Австрией, Норвегией, Италией и Турцией. С Финляндией ГДР обменялась торговыми представительствами. В тот же период Восточный Берлин начинает устанавливать первые контакты со специализированными учреждениями ООН.

II.1955-71гг. двухуровневая дипломатия Восточного Берлина.

1: двух- и многосторонние отношения с ближайшими военно-политическими союзниками.

2: включал в себя связи с несоциалистическими странами.

а. Осенью 55-весна 56гг. правительственные делегации ГДР в Индии, Египте, Судане и Сирии. Заключили соглашения о расширении торгово-экономических отношений.

б. В 1959-60 гг. ГДР учредила генконсульства в Египте, Индонезии, Бирме.

в. 13.08.1961 строительство Берлинской стены.

г. В январе 1963 года посольство было открыто на Кубе.

д. В 1964 -1965 гг. ГДР взаимное учреждение генконсульств в Сирии, Йемене и Танзании.

е. 12.06.1964 г. в Москве был подписан договор между СССР и ГДР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи: подчеркнут суверенитет и территориальная целостность ГДР – основной стратегический союзник Москвы.

ж. В 1967 – 1968 гг. ГДР двусторонние договоры с соц. странами: Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Монголия.

III.1971 – 1989 гг. Отход от советской системы. Широкое международное признанием ГДР, начало которому положил Договор об основах отношений с ФРГ (декабрь 1972 года).

а. 1971 года между ГДР и ФРГ транзитное соглашение,

б. в мае 1972 года – Транспортный договор.

в. 21.12.1972 г. договор об основах отношений между ГДР и ФРГ.

г. 1973 – обе в ООН. Для ГДР – прорыв дипломатической блокады:

д. 7.10.1975 г договор о дружбе.

е. 1977 - военно-политические договоры с Венгрией, Монголией, Польшей, Болгарией, Чехословакией.

ж. 1980-Куба.

з. 80е гг. активное сотрудничество 2х Германий:

1. ФРГ начинает вкладывать деньги в ГДР.

2. Сентябрь, 1987 – официальный визит в ФРГ подписание различных договоров по сотрудничеству.

3. Лето, 89 – бархатные революции (люди бегут из ГДР, требования сломать стену)

Визит Горбачева в ГДР по случаю празднования 40-летия послужил катализатором, который дал толчок полит. преобразованиям в стране: массовые демонстрации, которые призывали к объединению.

4. 7.11.1989 – сложили полномочия совет министров, обновился состав политбюро.

5. 9 ноября 1989 г. стена-граница между Западным и Восточным Берлином у Бранденбургских ворот была открыта. Началась ликвидация соц. системы.

б. Внешняя политика ФРГ

Период с 1949 по 1955г. можно охарактеризовать как время становления внешней политики ФРГ и обретения ею формального внешнеполитического суверенитета.

1. 31 октября 1949 г. Западная Германия вступила как равноправный партнер в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая координировала действия западноевропейских стран по выполнению «плана Маршалла».

2. 18 апреля 1951 г. и вступил в силу в 1952 г. договор о создании ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), по которому угледобывающая и сталелитейная промышленность Франции, ФРГ и ряда западноевропейских стран должна была объединиться на наднациональном уровне (будущий Европейский Союз).

3. 5 мая 1955 г. подписан Протокол о присоединении Западной Германии к НАТО. В Западной Германии создается министерство обороны, образование немецкой армии (бундесвера).

4. В сентябре 1955 г. состоялся визит канцлера ФРГ в Москву, где и были установлены дипломатические отношения между двумя государствами.

Желание вернуть из советских лагерей 10 тыс. немецких военнопленных и около 20 тыс. интернированных немцев из числа гражданских лиц. Итоги визита, несомненно, способствовали росту авторитета канцлера внутри страны и подняли авторитет ФРГ как независимого немецкого государства.

5. Важным инструментом реализации политических интересов ФРГ в 1950-1960-е гг. становится помощь развивающимся странам (политика развития) в рамках финансового и технического сотрудничества. Это помогло получить доступ к сырьевым ресурсам развивающихся стран, расширить возможности для сбыта собственной продукции в данных странах, а также создать условия для эффективной деятельности в них частного капитала ФРГ.

Внешнеполитическая программа конца 60-х начала 70-х гг. провозгласила приверженность политике разрядки международной напряженности и отказ от применения силы:

1. присоединение ФРГ 28 ноября 1969 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия.

2. московский договор от 12 августа 1970 г., по которому ФРГ и СССР отказались от применения силы в отношениях между собой и обязались решать споры исключительно мирными средствами, а также зафиксировали нерушимость европейских границ и отказ от территориальных притязаний.

3. 7 декабря 1970 г. в Варшаве был подписан договор с Польшей, в котором обе стороны подтвердили неприкосновенность существующей границы по линии рек Одер-Нейсе, отказ от территориальных притязаний и объявили о намерении развивать сотрудничество между обеими странами.

4. Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР 21 декабря 1972 г. Он зафиксировал взаимное признание обоих государств, отказ от угрозы силы и ее применения, нерушимость германо-германской границы. Обмен постоянными представительствами вместо посольств был призван, вместе с тем, подчеркнуть особый характер германо-германских отношений.

5. 11 декабря 1973 г. в Праге был подписан договор между ФРГ и Чехословакией, по которому Мюнхенское соглашение 1938 г. (Соглашение касалось передачи Чехословакией Германии Судетской области) признавалось «ничтожным». В договоре также закреплялись нерушимость границ и отказ от применения силы.

6. 21 декабря 1973 г. были установлены дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией, уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в посольства. Тем самым процесс договорного оформления отношений между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы был завершен.

На проведение внешнеполитического курса ФРГ очень повлиял кризис политики разрядки, заметно обострившиеся на рубеже 1970-1980-х гг.:

1. Отношения между Востоком и Западом (ввод советских войск в Афганистан, провозглашение президентом США Р. Рейганом Советского Союза «империей зла»,

2. Объявление военного положения в Польше,

3. Размещение в странах - членах Организации Варшавского договора модернизированных советских ракет средней дальности).

В первой половине 1980-х гг.внешняя политика Федеративной Республикиосуществлялась с одной стороны в условиях нараставшей конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами:

1. в ноябре 1983 г. бундестаг одобрил размещение американских ракет средней дальности на территории ФРГ (в рамках решения НАТО о «довооружении»).

2. ФРГ подключилась к объявленной руководством США программе развертывания новой космической системы противоракетной обороны - СОИ («стратегическая оборонная инициатива»).

С другой стороны, Западная Германия имела сильные экономические интересы в торговле с СССР и странами Восточной Европы.

1. В 1987 г. оно заявило о поддержке Договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и малой дальности и о своей готовности уничтожить размещенные на территории ФРГ американские ракеты «Першинг».

2. Конструктивную позицию заняла ФРГ на переговорах по химическому разоружению и сокращению обычных вооружений в Европе, проходивших во второй половине 1980-х гг.

В 1980-е гг. более четко формулируется политика ФРГ в отношении развивающихся стран. Она предполагала значительное усиление экономического проникновения ФРГ в страны Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока. Внешнеэкономическая экспансия западногерманского капитала базировалась, безусловно, на индустриальной мощи страны и отчасти облегчалась отсутствием груза колониальной ответственности в прошлом.

II. С 1990 года и по настоящее время.

Объединенная Германия в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене:

1. Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО.

Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

а. В рамках ЕС Германия успешно развивает двусторонние и многосторонние отношения:

Ø В феврале 1992 г. вместе с другими 12 государствами ФРГ подписала Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС). Он предусматривал упрочение политического и закрепление экономического и валютного союза.

Значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем.

Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.

Ø В октябре 1997 г. был выработан Амстердамский договор. Он расширил компетенции ЕС в области социальной, внутренней политики, в сфере экологии. За Европарламентом было закреплено больше полномочий в формировании законодательства Европейского сообщества.

Амстердамский договор более подробно разработал содержание совместной внешней политики и политики безопасности стран ЕС, соблюдения прав человека и демократии. Этот договор определил стратегию ЕС на XXI в.

Ø Германия способствовала принятию решения о введении с января 2002 г. евро как единственного средства расчетов между государствами.

Ø Благодаря поддержке ФРГ, страны Балтии, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия с 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза.

Германия является их ведущим торговым партнером и самым крупным кредитором среди западных стран.

б. Германия является членом НАТО и одним из ближайших союзников США.

Ø После распада СССР и Организации Варшавского договора ФРГ выступила также за расширение НАТО на Восток.

Обоснованно рассчитывая на усиление своего влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе и обеспечение большей безопасности.

Ø Военнослужащие ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории Афганистана.

Ø в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями были посланы в Боснию и Герцеговину.

Ø Широкое применение германские «миротворческие силы» нашли на территории Югославии в 1999 г.

Участие в Косовской войне ознаменовало также этап в дискуссии о «нормальности» ФРГ, которая длилась в течение всех 1990-х гг. В целом осуществленный процесс «преодоления прошлого», интеграция в Европейское сообщество и НАТО, членство в ООН позволяют ФРГ, как всякому «нормальному государству», подобному Франции, Великобритании и другим, проводить суверенную политику с учетом собственных национальных интересов.

Ø Но летом 2002 г. правительство Германии весьма категорично высказалось против войны США с Ираком и, тем более, против участия Германии в этой войне.

Ø Разлад в отношения Обамы и Меркель внес скандал 2013 года с телефонной прослушкой личного телефона федерального канцлера американскими спецслужбами.

2. Большое внимание уделяется в Германии развитию отношений с Россией:

а. В декабре 1992г. в Москве подписано «нулевое решение» по взаимным претензиям: Россия отказалась от компенсации за недвижимое имущество западной группы российских войск, а Германия — от возмещения ущерба природной среде в местах расположения войск.

б. В 1995 г. было подписано германо-российское соглашение, в результате которого большая часть российского экспорта получила режим наибольшего благоприятствованияи неограниченный в количественно плане доступ к рынку ЕС.

С приходом к власти «красно-зеленой» коалиции в 1998 г. отношения между Москвой и Берлином стали сдержаннее. МИД ФРГ занимает жесткую позицию по вопросу о российских долгах. Правительство Шредера отказалось от оказания финансовой помощи России, если Германия не будет контролировать расходование этих кредитов.

в. проявление большого интереса к импорту российского природного газа и нефти, участию германского капитала в их разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество с компанией «Газпром».

г. Планы размещения элементов американской системы ПРО в Восточной Европе вызвали негодование Кремля.

Президент России Владимир Путин в ответ произнес в 2007 году полную резких выпадов речь на Мюнхенской конференции по безопасности. Многие наблюдатели тогда вспомнили о временах "холодной войны".

д. Российско-грузинская война только обострила отношения.

Евросоюз выступил в роли посредника, Кремль нарушил условия достигнутого соглашения из шести пунктов. А когда Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии, канцлер Меркель заявила протест, поскольку такие действия противоречат международному праву. Работа Совета НАТО-Россия была заморожена вплоть до недавнего времени.

е. Газовые войны между Россией и Украиной усугубили ситуацию.

Впервые Кремль на длительный период приостановил поставки природного газа в Европу. Правительство ФРГ возложило ответственность за это на обе стороны конфликта, что вызвало негодование в Кремле. Стремясь уменьшить зависимость от российского газа, Германия проявляет растущий интерес к поставкам газа из Центральной Азии и строительству трубопровода "Набукко".

ж. В 2014 году отношения между Россией и Германией значительно ухудшились из-за присоединения Крыма к Российской Федерации и конфликта на востоке Украины.

Канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно обвиняла Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины и в поддержке самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

з. В июне 2016 года Правительство Германии обновило редакцию «Белой книги» — руководство по ведению политики национальной безопасности страны. В обновленной редакции Россия для Германии «больше не партнер, а соперник» и теперь входит в число основных угроз.

Немецкое правительство теперь считает, что «Россия больше не является партнером, а соперником». В документе отмечается, что Россия «готова насильственно продвигать свои интересы», и приводятся в пример события в Крыму и на востоке Украины.

и. Россия отворачивается от Запада, подчеркивая стратегическое соперничество и наращивая свою военную активность на внешних границах ЕС.

3. В последние годы расширилось экономическое сотрудничество Германии с Китаем, Индией. В эти страны интенсивно проникает германский капитал:

а. Создаются германские торговые представительства

б. Многочисленные совместные предприятия.

в. Германию особенно интересуют японские, тайванские, южнокорейские разработки новейших технологий.

Правительство А. Меркель активно взялось за развитие двустороннего сотрудничества с Китаем. Уже в 2006 году состоялись три германо-китайские встречи на высшем уровне, в ходе которых был согласован ряд важных документов. В частности, в сентябре в Берлине были подписаны соглашения о кооперации в области производства медицинской техники и биотехнологии, об учреждении института германо-китайских молодежных обменов, об открытии в Германии (третьего по счету) Института им. Конфуция по изучению китайского языка и культуры, о строительстве на китайских верфях для ФРГ восьми контейнеровозов и шести танкеров.

4. Отношения с Турцией.

а. Турция становится важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными «воротами» на Ближний и Средний Восток.

5. Деятельность Германии и германского капитала в Африке является составной частью глобализации внешней политики Германии.

Самыми большими получателями германской помощи являются Египет, Тунис, Марокко, Судан, Танзания. Важнейшими торговыми партнерами Германии в настоящее время являются ЮАР, Ливия, Алжир, Тунис, Нигерия.

5. Европейский миграционный кризис.

Возник в начале 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.

Основными причинами возникновения миграционного движения являются экономическая, политическая и национально-правовая нестабильности. К ним относятся войны и вооружённые конфликты, дестабилизирующие ситуацию в регионах: гражданская война в Сирии, войны в Афганистане (2001—2014 и 2015), война в Ливии, военная операция против ИГИЛ, кризис в Сербии и в Косово, вооружённый конфликт на востоке Украины, религиозные столкновения в Нигерии, конфликты в Йемене и Пакистане.

Непосредственными причинами резкого увеличения числа беженцев в Европу 2015 года являются:

· Отсутствие перспектив: продолжающаяся гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане (основные страны исхода беженцев) и другие препятствовали возращению беженцев на родину, а заканчивающиеся собственные средства к существованию (беженцы не имеют права работать) вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах.

· Ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества. Отсутствие возможности посещения школ детям беженцев

· Расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей.

· Вторая Гражданская война в Ливии, которая раньше сама по себе являлась целью прибытия мигрантов, вынудила многих беженцев из стран Северной Африки и самой Ливии сменить желаемую страну проживания на страну ЕС.

· Открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море – Грецию - Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море – Ливию - Италию.

· Решение правительства Македонии (середина июня 2015 года) о выдаче беженцам трёхдневных виз, что позволило мигрантам без регистрации пересекать страну в направлении Европы и стимулировало миграционный поток. Согласно дублинскому соглашению, регистрация или заявка на предоставлении убежища должны происходить в первом государстве-члене ЕС, в которое въехал беженец.

Непосредственными причинами возникновения кризиса в Европе вследствие резкого увеличения числа беженцев 2015 года являются:

· Отсутствие финансирования: бюджеты европейских стран составлялись без учёта расходов на содержание беженцев

· Отсутствие единой концепции по распределению беженцев по странам ЕС

· Отсутствие свободного жилья: в отличие от таких стран, как Турция, Ливия и Иордания, где для поселения беженцев достаточно было построить палаточные лагеря, в ЕС, в связи с более низкой температурой, беженцев необходимо размещать в отапливаемых жилых помещениях.

· Отсутствие персонала: нехватка персонала для регистрации беженцев, полицейских для пограничного контроля и сопровождения, переводчиков.

Т.О. основные направления германской внешней политики:

1. дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток;

2. обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ;

3. дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий;

4. усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности;

5. укрепление и уважение прав человека во всем мире;

6. расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ;

7. обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

Наши рекомендации