Земская и городская реформы 60-70-х гг. ХIХ в
В 60-70 гг. царское правительство, было вынуждено провести и др. буржуазные реформы в различных областях общественной жизни.
Одновременно с проведением крестьянской реформы перестраивалась система местного управления. Одной из них стала земская реформа 1864 г.
13 янв. 1864 г. царь утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», предусматривавшее образование губернских и уездных земских собраний и управ, выполнявших роль и исполнительных и распорядительных органов местного самоуправления.
Губернские и уездныеземскиесобрания, а также земскиеуправы были выборными органами и возглавлялись выборными председателями.
Земское собрание и земская управа избирались сроком на 3 года. Выборы проходили по 3-м избирательным куриям (группам):
В первую курию - уездных землевладельцев - входили уездные дворяне-помещики и крупные уездные торговые и промышленные деятели, для участия требовался высокий имущественный ценз.
Во вторую – городскую курию - входили городские жители (купцы, владельцы торгово-промышленных предприятий и недвижимого имущества).
В третьей группе - сельской (крестьянской) курии - избирательное право предоставлялось всем крестьянам-домохозяевам (на основе косвенных выборов). Имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов - крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных (депутатов).
Таким образом, дворяне получили в земских собраниях 74% мест, а крестьяне 11%.
Земские собрания представляли собой распорядительные земские органы. Роль исполнительных органов отводилась губернским уездным и земским управам.
Функции земских органов ограничивались местными хозяйственными и некоторыми культурными функциями, но они все-таки пользовались некоторым влиянием на местах.
Постепенно царское правительство начинает настоящую борьбу против земств, опасаясь либеральной оппозиции. В 1890 г. была проведена еще одна земская реформа (по сути – контрреформа), результатом которой стало еще большее усиление роли помещиков-дворян в земствах.
Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения.
Однако, к недостаткам земской реформы можно отнести ее неполноту:
отсутствовали низшее (волостное земство) и высшее (всероссийское) звенья земской системы;
руководство и контроль за земствами осуществляло дворянство. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения;
ограничение земств в материальных средствах, хотя они имели право облагать население сборами и повинностями на земские нужды;
отсутствие собственного исполнительного аппарата земства, что снижало их эффективность и усиливало зависимость от государственных органов.
Либеральной по характеру была и городская реформа. В июле 1878 г. было утверждено Городовое положение, в соответствии с которым стали создаваться органы городского самоуправления, избиравшиеся населением сроком на 4 г. В отличие от земских органов выборы в городское самоуправление проводились по бессословному принципу (независимо от сословной принадлежности), но избирательное право и в данном случае было серьезно ограничено имущественным цензом. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и др. мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т.п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие др. к выборам не допускались. Голосование было тайным.
В 1892 г. избирательные права многих городских жителей были так же, как и в случае с земствами, серьезно ограничены в пользу дворян.
Городское самоуправление также формировалось из распорядительных и исполнительных органов: первым являлась городская дума, вторым – городская управа. Оба эти учреждения возглавлял один чиновник – городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.
Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др.
Зависимость городских органов управления от центральных отраслевых была ещё более высокой, чем земских. Но существовала и традиционная привязанность правительственных учреждений к городам, способствовавшая их социальному, культурному и торгово-промышленному развитию.
Недостатком реформы являлось то, что органы городского самоуправления контролировались и подчинялись администрации, их самостоятельность была строго ограничена, материальная база недостаточна. Полиция также фактически не подчинялась местному самоуправлению, городской голова (бывший председателем и думы, и управы) находился под контролем правительственных органов.
Самым влиятельным правительственным учреждениям для земского и городского управления, по-прежнему, оставалось Министерство внутренних дел, руководившее назначаемыми императором губернаторами и контролировавшее их деятельность. По инициативе МВД сохранялось практика объединения нескольких губерний под управлением одного генерал-губернатора, генерал-губернаторство одновременно являлось военным округом.
Сохранялось также сословное влияние на формирование земских и городских органов управления и их деятельность. Особенно значительным оно было со стороны дворянства и духовенства: первыми лицами в губернии были губернатор, губернский предводитель дворянства и архиерей.
Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений
КРАТКИЙ ОТВЕТ Земская реформа.В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным куриям: к первой относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники, ко второй – городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий, владельцы недвижимого имущества, к третьей – крестьяне-домохозяева, но не непосредственно, а через выборщиков и гласных.
Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции, им запрещалось публиковать свои постановления и отчеты без разрешения губернатора.
44. Полицейская и военная реформы второй половины XIX века.
Полицейская и военная реформы, проведённые в 60-70-х гг. XIX в. служили целям укрепления государства и обеспечения его безопасности.
Начало полицейской реформе было положено в 1862 г. принятием «Временных правил об устройстве полиции», в соответствии с которыми создавались единые Уездные полицейские управления, объединявшие ранее отдельно существовавшие общую уголовно-розыскную и сельскую полиции (городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему).
Уезды делились на более мелкие административные участки – станы, в которых полицейские функции возглавлялись на становых приставов. Которые в осуществлении своей деятельности опирались на полицейских урядников, должность которых была введена в 1878 г.
В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.
Все Уездные управления замыкались на губернские управы благочиния (полицмейстерские, обер-полицмейстерские канцелярии), подчинявшиеся градоначальнику. Всей полицией страны управляло МВД.
Такая система управления полицией позволяла объединять её усилия на главных направлениях и успешно решать сложные оперативно-тактические задачи. В 1880 г. в состав единой полицейской системы были включены губернские жандармские управления. Возглавлял полицейскую систему министр внутренних дел.
В ведении полиции находились:
проведение дознания,
уголовный розыск,
надзор за ссыльными,
борьба с пожарами и др.
В целом функции и права полиции не были четко определены законом.
Полиция применяла следующие меры пресечения:
отобрание вида на жительство,
установление надзора,
залог,
передача на поруки,
домашний арест,
взятие под стражу.
Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. показало полную непригодность вооруженных сил России.
Начало военной реформе было положено в 1864 г. сокращением срок службы рекрутов до 15 л., изменением порядка прохождения службы в армии и её техническим переоснащением. Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась.
1 янв. 1874 г.был принят Устав о воинской повинности, вводивший вместо сословной рекрутской повинности всеобщую воинскую повинность для всего муж. населения, не взирая на сословное происхождение. Набор (призыв) в армию проводился ежегодно по жребию среди лиц, достигших 21 г. Оставшиеся, не вытянувшие жребий зачислялись в запас (в ополчение) с обязательным прохождением учебных военных сборов.
Устанавливался новый срок службы:
для пехотных частей – 6 л.,
для моряков – 7 л.
Отслужившие не снимались с учёта, зачислялись в запас и подлежали переподготовке на лагерных сборах:
пехотинцы (сухопутные войска) – в течение 9 л.,
моряки в течение 3-х лет.
Для лиц, получивших высш. образование, срок действительной службы сокращался до полугода (0,5 л.), сред. образование - до 1,5 лет.
Офицерский корпус комплектовался по командным должностям только лицами, получившими специальное образование в военных или юнкерских училищах и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.
Страна была поделена на военные округа, в каждом из которых формировалось окружное военное командование во главе с командующим войсками округа. Эта мера создавала условия для учёта и призыва военнообязанных, организации учёбы и военной переподготовки на сборах военнообязанных запаса и эффективной организации пограничной службы.
В результате реформы вооруженные силы России превратились в армию буржуазного типа, сохранившую, однако, некоторые феодальные пережитки (дворянский офицерский корпус, система обращения офицеров с солдатами, телесные наказания и др.).
КРАТКИЙ ОТВЕТ
Полицейская реформа.В 1862 г. вместо городских и земских исправников были созданы уездные полицейские управления во главе с исправниками, в помощь становым приставам вводилась должность полицейского урядника. В городах полицейские органы возглавляли градоначальники и полицмейстеры. Города делились на части, или участки, и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены, хотя в каждой губернии появилось жандармское управление.
Военные реформы.В 1864 г. было создано 15 военных округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и обучение военнослужащих. В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, сложилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окружные, главный военный суд. Создавались юнкерские училища, в которые имелся широкий доступ всем слоям населения. Наконец, в 1874 г. предполагалась отмена рекрутских наборов и вводилась обязательная военная служба для всех лиц мужского пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские народы, особенно восточные, устанавливались также сокращенные сроки службы для лиц, имевших образование.
45. Контрреформы 1880-1890 гг.
Контрреформы 1880-1890 гг. - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Они начали вызревать ещё в условиях 70-х гг., когда в стране росло революционно-демократическое (крестьянское) движение в самых различных формах.
Изменения вносились постепенно, без громких деклараций. Например, уже в 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о печати. В 1871 г. были внесены изменения в процессуальное право: дознание по государственным преступлениям было передано из компетенции судебных следователей – жандармам, т.е. политическому сыску. С 1872 г. особо важные политические дела стали рассматриваться Особым присутствием Сената и др.
Но решительный шаг на пути к контрреформам был сделан после убийства народовольцами 1 мар. 1881 г. Александра II, его преемником, Александром III, вступившим на престол 2 мар. 1881 г. Царское правительство перешло к реакционной политике.
Начались контрреформы с издания 29 апр. 1881 г. Манифеста «О незыблемости самодержавия».
14 авг.этого же1881 г. было издано и введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Это был акт чрезвычайного характера, резко ужесточавший карательную политику самодержавия, наделявший чрезвычайными правами Министра внутренних дел. В деятельности МВД всё большее значение стал играть политический сыск с силовыми приёмами и средствами решения проблем охраны правопорядка.
Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям:
судебная,
земская,
городская,
в сферах народного образования, цензуре и
сфере управления.
Судебная контрреформа ограничивала гласность, демократичность судебного процесса, открывала широкую возможность административному вмешательству в судопроизводство. Например, запрещалось публиковать отчёты (информацию) по рассмотренным судами политическим делам (1881 г.), по решению административных органов любое судебное дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке (1887 г.), из ведения общих судов изымались дела о противодействии (сопротивлении), покушении на власть или должностных лиц и др.
20 мая 1885 г. был издан Указ, которым вводилось высшее дисциплинарное присутствие Сената, наделявшееся правом смещать судей или перемещать их на другую судебную должность, ограничивалось использование (участие) присяжных заседателей в судопроизводстве.
12 июня 1889 г. вступило в действие «Положение о земских участковых начальниках», которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Этим положением повсеместно упразднялись мировые судьи (к 1913 г. они исчезли совсем), кроме Петербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. В уездах вместо мировых судей вводилась должность земского участкового начальника, которые назначались по представлению губернатора Министром внутренних дел из дворянского сословия. В их ведение переходили все гражданские и уголовные дела, ранее подсудные мировым судьям, они также курировали волостные суды по крестьянским вопросам и выполняли административно-политические функции.
Земская и городская контрреформы ограничивали полномочия либеральных земств, восстанавливали сословные привилегии дворянства в сфере управления и ужесточали административный контроль над местными органами самоуправления.
Принятое 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» изменяло (по сравнению с положением 1864 г.) принципы и условия земской избирательной системы. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в 1-ой земледельческойкурии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во 2-ой, городской, курии был значительно повышен имущественный ценз. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. результате таких «выборов» количество крестьянских депутатов было сведено к минимуму, а земства ставились под жёсткий контроль губернатора и его администрации.
Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.
Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.
11 июня 1892 г.было утверждено новое «Городовое положение», которым устанавливался административный контроль губернаторов над городскими думами и управами. С увеличением имущественного ценза резко повышался удельный вес дворянства и крупной буржуазии в городском самоуправлении, за счёт лишения прав горожан (мелкой и части средней буржуазии) участвовать в выборах и работе городского самоуправления.
С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.
Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.
В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сенатас участием сословных представителей.
В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие др. дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.
Принятые 27 авг. 1882 г. «Временные правила о печати» устанавливали жёсткий административный контроль МВД над всеми печатными изданиями.
46. Развитие уголовного права в конце XIX – начале XX века.
Уголовное право претерпело в этот период существенные изменения: появились три редакции «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных – 1857 – 1866 – 1885 гг.»
В редакции 1866 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. были учтены указы 1863 г. об отмене телесных наказаний и итоги проведения судебной реформы 1864 г. В нее были также включены некоторые новые составы преступлений. Число статей в новой редакции Уложения было сокращено. В редакции Уложения 1885 г. были отражены тюремная реформа, изменения в системе мест лишения свободы, появились новые составы государственных преступлений, расширена ответственность за стачки. Разрабатывался и проект нового Уголовного уложения (1895 г.), который был утвержден в 1903 г.
В связи с военной реформой были приняты «Военно-уголовный кодекс» (1875 г.) и «Военно-морской устав» (1886 г.)
В «Уложении» 1885 г. указывались категории преступлений:
тяжкие преступления,
преступления,
проступки.
К тяжким преступлениям относились государственная измена, заговор против государственной власти, бунт, смута, преступления против церкви, императора и членов его семьи. Эти преступления наказывались смертной казнью, каторгой, ссылкой.
Под преступлением Уложение 1885 г. понимало то, что законом предусматривалось как преступление (опасное для общества деяние, воспрещенное законом). В законе перечислялись 11 родов и 37 степеней преступлений, за которые предусматривалось заключение в тюрьму, крепость, исправительный дом.
Проступки наказывались административным арестом и штрафом.
В системе наказаний выделялись три вида:
главные,
дополнительные и
заменяющие.
К главным относили: смертную казнь, поселение, заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом, административный арест, штраф.
К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, право участвовать в выборах, право заниматься определённой деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества.
К заменяющим наказания относились: принудительное лечение и опека.
Таким образом, конец XIX в. ознаменовался для России переходом ее в качественно новый этап развития государства и права, определенный реформами 60-70-х гг., которые значительно активизировали развитие буржуазных отношений.
Вместе с тем проведенные реформы не были последовательными и не получили в результате контрреформ 80-х гг. своего логического завершения. В первую очередь это относится к попыткам конституционного реформирования России.
Реформы не затронули неограниченного царского самодержавия, не привели хоть к какому-то ограничению всевластия царской бюрократии.
47. Общественный строй Российской империи в начале XX века.