Ответственность гражданских государственных служащих РФ
Норма ст. 68 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"
предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Указанная норма является отсылочной, т.е. не предусматривает непосредственно виды и порядок ответственности, санкции, а отсылает к другим нормативно-правовым актам, также другим федеральным законам. Так, например, за совершение дисциплинарных проступков на гражданской службе Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"(далее «Закон»)
предусматривается дисциплинарная ответственность, представляющая собой вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка. К дисциплинарным взысканиям по гражданской службе относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и др.
Ответственность за возможное причинение материального ущерба в результате совершения дисциплинарного проступка непосредственно не урегулирована нормами Закона. Однако согласно ст. 73 Закона к отношениям, связанным с гражданской службой, не урегулированным настоящим Законом, применяются федеральные законы, иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Таким образом, материальная ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях в соответствии с ТК РФ, предусматривающим материальную ответственность сторон трудового договора.
К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 1069 ГК РФ). Кроме того, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 15, 139, 393 ГК РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ).
К уголовной ответственности могут быть привлечены гражданские служащие за совершение общественно-опасных деяний (действий или бездействий), которые образуют состав преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. В уголовном законодательстве РФ система этих преступлений включает:
а) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (известные как должностные преступления) (глава 30 УК РФ), например, получение взятки, превышение должностных полномочий;
б) преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих (ст. 142, 142.1, 143, 145, и др.), например, фальсификация итогов голосования;
в) преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. "б" ч. 2 ст. 141, и др.), например, нарушение тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения;
г) специальные должностные преступления:
преступления в сфере соблюдения Конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 140 УК РФ - отказ в предоставлении гражданину информации, 149 УК РФ - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них);
преступления в сфере государственного регулирования экономической деятельности (ст. 169 УК РФ - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, 170 - регистрация незаконных сделок с землей, п. "б" ч. 3 ст. 188 - контрабанда, совершенная лицом с использованием своего служебного положения).
Следует отметить, что наличие такого квалифицирующего признака, как "использование своего служебного положения" связано и с более строгими наказаниями (санкциями) за совершение деяния. Так, например, дискриминация совершенная с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 136 УК РФ) наказывается лишением свободы сроком до пяти лет, но без наличия такового квалифицирующего признака (ч. 1 ст. 136 УК РФ) - до двух лет.
Закон предусматривает, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения он и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 15 Закона).
Субъектом уголовной и административной ответственности (в контексте рассматриваемой нормы) выступают не все гражданские служащие, а преимущественно те, которые имеют статус должностного лица (выступают представителями власти, выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе).