Современные направления политического менеджмента

Тенденции развития показывают, что политический менеджмент как культурный, научный и управленческий феномен дифференцируется и специализируется. Он заимствует с некоторой модификацией характерные для общего менеджмента специализации: стратегическое планирование, политический маркетинг, управление качеством, управление конфликтами, антикризисное управление, логистика, управление проектами, управление персоналом (государственная служба), взаимодействие государственных органов и бизнес-структур, региональное управление, глобальные аспекты политического менеджмента и т.д. Большое значение в современной России приобрел стратегический менеджмент в системе президентской власти, проявления Президента РФ в образе яркого политического лидера нации, обращающегося прямо к народу. Серьезной научной проблемой стало изучение и использование государственной дискреции верховной власти, способной проявлять потенциальные полномочия, не обозначенные четко в нормативных правовых актах. Государственная дискреция служит важным ресурсом и инструментом политического менеджмента для исправления генеральной политической ситуации, мобилизации политических сил.

Менеджмент в государственных организациях. Выделяют также менеджмент в государственных организациях, в котором, в свою очередь, развиваются такие направления как стратегический государственный менеджмент, принятие решений, переговорный процесс, управление инновационной деятельностью. Эти направления менеджмента приобретают особое значение в условиях административной реформы в современной России. В ведущих вузах МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, Государственном университете управления, РАГС ведется подготовка и переподготовка государственных служащих, разрабатываются программы повышения квалификации государственных служащих (категории «руководители», «советники (помощники)», «специалисты», представляющие федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ и муниципальные органы).

Одно из направлений переподготовки государственных чиновников – изучение должностных обязанностей в связи с административной реформой в России. Реализуются программы «Стандарты государственных услуг и административные регламенты деятельности органов исполнительной власти», «Управление, бюджетирование и оплата по результатам в системе государственного управления», «Модернизация государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий», «Кадровые технологии на государственной гражданской службе», «Этическая инфраструктура государственной службы» и др.[158] Важнейшая задача – сформировать аналитические компетенции госслужащих, поддерживаемые в процессе непрерывного образования и повышения квалификации. Под компетенциями понимаются мотивированные способности, опирающиеся на профессиональные знания и навыки, способность успешно решать комплексные задачи в конкретном контексте. Компетентное или эффективное действие подразумевает мобилизацию знаний, когнитивных и практических навыков, социальных и поведенческих компонентов[159].

Менеджмент в государственных организациях имеет отличия от бизнес-менеджмента. Главное из них: более жесткие нормативно-институциональные, наличие политических ограничений деятельности менеджера в государственной организации; повышенное значение этических компонентов. Например, Дж. Стауссмен (США) в разработке стратегического государственного менеджмента выделяет три этапа[160]. Первый этап – оценка обстановки, соотношения политических и административных сил, нормативной базы деятельности чиновника. Второй этап – идентификация ограничений политической власти (фактор времени – финансовый цикл, легислативный цикл, электоральный цикл; люди и их сознание как ограничение; размытость критериев эффективности работы). Третий этап – определение роли менеджера в политической игре, т.е. принятие определенных правил, но с проявлением некоторой самостоятельности в выборе позиции по отношению к разным уровням управления и политическим силам. Такая относительная самостоятельность необходима для сохранения преемственности в управлении, реализации поставленной управленческой задачи.

Политический маркетинг. Бурное развитие в России получил политический маркетинг, который занял центральное место в структуре политического менеджмента. Политический маркетинг принял на вооружение многие достижения западной социологии, психологии, прикладной политологии, теории экономического поведения. Он включает в себя не только разработку и сопровождение избирательных кампаний кандидатов или партий. Е.Г. Морозова определяла политический маркетинг как «сложносоставной и многоаспектный феномен, интегрирующий философию, теорию и практику рыночно ориентированного политического управления, проведения эффективных и рациональных политических кампаний». По ее классификации политический маркетинг подразделяется на маркетинг электоральный и государственный. Первый, в свою очередь, делится на маркетинг идей, политических объединений, политических деятелей, а государственный на политико-административный, маркетинг социально значимых целей государства, маркетинг территориального управления. В политико-административном маркетинге Е.Г. Морозова выделяет по объектам воздействия внешний, внутренний, национальный и международный маркетинг, по характеру воздействия – информирующий, разъяснительно-убеждающий, имиджевый.

Сфера политики с точки зрения политических маркетологов уподобляется рынку, где происходит особый обмен товарами и услугами, в качестве которых выступают конкретные политики и их программы. В качестве « продавцов» выступают политические лидеры, элиты, политические партии, движения. Они предлагают специфические «товары» (политические программы, идеи, имиджи кандидатов и т.д.). «Покупателями» являются избиратели, рядовые члены партий, которые обменивают предлагаемый «товар» за голоса[161]. На этом рынке действует политическая конкуренция между политическими деятелями, объединениями, партиями, кандидатами, лоббистами.

Этот рынок динамизирует обстановку внутри правительства, министерств, парламента, политических партий, стимулирует соревнование лидеров за выдвижение в качестве кандидатов, за рост карьерных статусов, реализацию программ. Воздействует он и на действующее правительство и оппозицию, на президента, которые выступают в качестве «игроков», привлекающих политологов и политтехнологов. Политический рынок выступает и как средство мобилизации граждан в процессе поиска поддержки принятия нормативных правовых актов, проведения референдумов, изменения институтов политической власти, выдвижения определенных альтернативных программ, проектов законов и т.д.

Политический маркетинг отражает особенности общей и политической культуры общества. Первичным условием обмена в политике являются альтернативность выбора. Но политический маркетинг имеет свои отличия от коммерческого маркетинга. Это разновидность некоммерческого (общественного) маркетинга, в котором действует не коммерческая реклама, а социальная, не товарные бренды, а имиджи людей и организаций, идеологии и пропаганда социальных ценностей. Политический маркетинг более ограничен в использовании методов воздействия на сознание, в выборе источников инвестирования финансовых средств. Он более норматизирован.

Это наглядно показывает развитие такой разновидности политического маркетинга как избирательный маркетинг. Развивается законодательство, которое регулирует и строго регламентирует избирательный маркетинг (в России федеральные законы «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Документы ЦИК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ, решения Верховного Суда РФ и других судов и др.). Политические партии заключают соглашения о правилах поведения в избирательных кампаниях.

Как политический феномен, зависящий от культуры общества, политический маркетинг имеет универсальные, национальные (региональные) черты. Универсальным в политическом маркетинге является выделение этапов и инструментария. Национальные черты проявляются в связи с определенными специфическими для данного населения и государства ценностями. В качестве этапов меркетологической кампании выделяются: анализ ситуации (политической и экономической обстановки, действий конкурентов на политическом рынке, электорального поведения населения), выбор стратегии и соответствующих технологий (определение целей для воздействия на различные группы людей, выбор темы кампании), продвижение «продукта» (идей, программ, имиджей кандидата). Среди компонентов политического маркетинга выделяются: сегментация политического рынка, позиционирование политического субъекта, обобщение опыта. Параллельно избирательным кампаниям идет формирование инфраструктур (избирательные штабы, активисты, реклама, клубы избирателей), которые могут служить не только опорой кандидата (партии) во время избирательной кампании, но и воздействовать на другие стороны жизни в обычные время.

Управление политическими конфликтами. Наглядно достижения политического менеджмента можно увидеть в развитии направления по управлению конфликтами. Обобщение приемов такой стратегии и технологии, их детальное описание дал известный политолог, зав. кафедрой управления персоналом факультета государственного управления МГУ В.П. Пугачев. Он называет три главные стратегии обращения с конфликтами:

1. Нормативная или морально-правовая стратегия: разрешение конфликта на административно-правовой или этической основе, когда конфликтующие стороны обращаются к законам и принятым в государстве нормам поведения.

2. Реалистическая стратегия: временное урегулирование конфликта с помощью любых пригодных в данной ситуации средств. Конфликты неизбежны в силу прирожденного стремления человека к господству и обладанию дефицитными ценностями, поэтому наиболее целесообразна ставка на перемирие и их временное урегулирование.

3. Идеалистическая (интегративная) стратегия: нахождение новых общих целей и ценностей, которые обесценивают прежние, служащие источником конфликта, что помогает обеспечить сотрудничество сторон для их достижения. Эта стратегия предусматривает выигрыш всех сторон конфликта в результате его успешного разрешения. Взаимоотношения сторон переводятся в новую, бесконфликтную плоскость, что, либо устраняет источник конфликта, либо обесценивает его значимость, создавая новую шкалу целей и ценностей.

Из этих стратегий выводитсятехнологическая составляющая:выбор стиля поведения,зависящего, прежде всего от четырех факторов: 1) размера ставки выигрыша или проигрыша; 2) ресурсов, определяющих возможность соперничества и вероятность победы; 3) наличия взаимных, пересекающихся интересов участников конфликта; 4) культуры, традиций, как участников конфликта, так и их окружения.

Каждая из трех названных выше стратегий определяет стили конфликтного поведения:

1а) приспособление: выбор стиля поведения с односторонними уступками, жертвование своими интересами в пользу противника, отказ от собственных целей, что ведет к победе одной стороны; 1б) компромисс: частичные до известных пределов уступки в ожидании подобных действий с другой стороны с целью избежать обострения конфликта. Если при компромиссе пожертвованы жизненно важные цели или ценности, недовольство может возрастать и привести к возобновлению и обострению прежнего конфликта; 1в) уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций или же выход из конфликтного пространства; предпочтительным при недостатке собственных ресурсов для конфликтных действий и превосходстве противника, при невысокой значимости проблемы; целесообразно затянуть время, чтобы собрать силы и дождаться удобной ситуации.

2а) силовой стиль (борьба или соперничество): обычно не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться; 2б) формирование индифферентности: промежуточное состояние между сотрудничеством и мирным сосуществованием; его суть в совместной нейтрализации эмоционального накала, возникшего вокруг спорной проблемы, и проведении работы, разъясняющей ее ограниченную значимость для участников конфликта.

3а) сотрудничество: совместное решение проблемы, приемлемое для всех сторон конфликта, предполагает внимательное ознакомление с позицией противоположной стороны, выяснение причин конфликта, отказ от достижения собственных целей за счет интересов оппонента, поиск взаимоприемлемых путей и решений и их совместную реализацию; 3б) статус-кво (мирное сосуществование): совместное поддержание, консервация занимаемых позиций с целью не допустить невыгодное для обеих сторон разрастание конфликта; обычно принимается соглашение, разделяющее сферы действия или оговаривающее недопустимость крайних форм соперничества, и даже предусматривающее совместные акции против третьей силы, посягающей на существующий порядок.

Общие принципы управления конфликтами также влияют навыбор политическим субъектом стиля поведения: 1) институциализация конфликта – установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта: запрет применения насильственных средств; определение сфер проявления конфликта; принятие всеми сторонами определенных правил (организационных, этических норм, четких договоренностей и т.д.) разрешения конфликта; контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.); 2) легитимация процедуры разрешения конфликта – признание правомерности и справедливости всеми сторонами определенного порядка действий по разрешению спора, что требует фиксации процедур в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта; 3) структурирование конфликтующих групп – определение состава участников конфликта, их представителей (лидеров), различных центров влияния и их силы, ограничение количества участников (неструктурированные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее предсказуемы); 4) редукция конфликта – его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния.

Помимо общих принципов управления конфликтами, существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов:

- рационализация конфликта, снижение его эмоциональной окраски;

- концентрация внимания не на заявленных требованиях, а на реальных интересах оппонента (часто официальные заявления сторон камуфлируют подлинные интересы);

- расширение коммуникаций между сторонами с целью получения достоверной информации и укрепления доверия;

- сегментация, дробление предмета конфликта на многие составляющие, что позволяет увидеть в позициях сторон точки соприкосновения и найти вопросы, по которым возможны согласие, компромиссы или сотрудничество;

- проведение различия между противником и предметом конфликта (конфликт не должен перерастать в личную вражду и оскорбления);

- относительность противника (противоположную сторону нельзя рассматривать как врага в последней инстанции: могут быть и общие интересы, на чем надо опираться в достижении решения;

- учет многосоставного характера противника: с каждой стороны участвуют более, чем по одному представителю, так легче дифференцировать подход к противнику, найти людей, готовых к уступкам или сотрудничеству;

- временное (стадийное) ограничение конфликта: более ранняя остановка процесса развертывания конфликта облегчает его разрешение, и наоборот;

- расширение временного горизонта конфликта, следуя теории игр: наиболее опасные игры характеризуются их коротким временным горизонтом; установление длительной перспективы разрешения конфликта, как правило, облегчает его разрешение: главные причины конфликта могут утрачивать значимость;

- стремление к окончательному решению конфликта менее желательно, чем стремление к постепенному улучшению ситуации конфликта;

- нежелательность односторонних уступок: в этом случае сделавшая такие уступки сторона будет чувствовать себя ущемленной и обиженной, что подрывает прочность соглашения;

- уважение достоинства проигрывающей стороны: дать ей возможность не терять престиж в глазах своих сторонников и окружающих;

- определение до принятия совместного решения круга возможных альтернатив, допустимых уступок;

- результаты урегулирования должны основываться на ясно и четко сформулированном соглашении, допускающем эффективный контроль.

Политический менеджмент, политический маркетинг, конфликтология отражают состояние общества, изменение сознания людей, политической культуры, технический прогресс. Политические процессы стали гораздо динамичнее, чем раньше. «Оранжевые» революции на Украине, в Киргизии показали проявление новых, недостаточно изученных факторов, что прибавило научных проблем в политике. По всей видимости, благодаря развитию электроники, в политическом менеджменте появятся новые направления, методы и технологии, связанные с массовым использованием Интернет, мобильных телефонов и других средств. Предстоит осваивать использование в политике электронного голосования, Интернет-связи, флеш-моб и других технологий. Например, мобильная связь, как пишет М. Каневский, может стать эффективным инструментом вербовки сторонников той или иной партии, движения[162], мобилизации людей на массовые действия и существенно повлиять на цели, состояния политических субъектов, изменить облик политического менеджмента. А, значит, наука и практика политического менеджмента не должна стоять на месте, чтобы успеть за общественным развитием.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Как формировалось понятие и направление политического менеджмента?

2. Что характерно для современного политического менеджмента?

3. Назовите наиболее значительных ученых и практиков, внесших вклад в формирование политического менеджмента.

4. Назовите функции политического менеджмента.

5. Какие знания и технологии входят в систему политического менеджмента?

6. Проведите анализ современной политики, выделите интересные проекты, реализуемые специалистами политического менеджмента?

7. Назовите основные специализации в политическом менеджменте.

8. Чем отличается государственный менеджмент от бизнес-менеджмента?

9. Каковы функции политического маркетинга?

Литература

Классическая

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные сочинения. – М.: Мысль, 1994.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. – 1994. – № 5.

Крозье М. Современное государство – скромное государство. другая стратегия изменения // Свободная мысль. – 1993. – № 11.

Мерриам Ч.Э. Новые аспекты политики //Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. – М., 1997. – Т. 2.

Оукшот М. Массы в представительной демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. – М., 1997. – Т. 2.

Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии // Полис. – 2003. – № 3.

Сартори Дж. Пересматривая теорию демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. – М., 1997. – Т. 2.

Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1992.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М.: Начала-Пресс, 1991.

Учебная

Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2004.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2005.

Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. – М.: Логос, 2001.

Граждан В.Г. Государственная гражданская служба. – М., 2005.

Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Аспект-пресс, 2003.

Леонова О.Г., Муравьев Ю.Л. Политический менеджмент. Политические технологии. Политический маркетинг. – М. – Ярославль: Ремдер, 2004.

Научная

Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина // Полис. – 2004. – № 1.

Демидова Т.Е. Социальные технологии в контексте духовно-нравственных отношений и зарубежного опыта. – М., 1999.

Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 3.

Краснов Б.И. Политические технологии. – М.: Союз, 2007.

Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М.: Арена, 1993.

Павловский Г.О. Власть и оппозиция. Критерии эффективности. – М., 2005.

Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. – М.: УРСС, 1999.

Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). – М.: Ифомарт, 1996.

Политический менеджмент /Под ред. А.А. Деркача. – М., 2004.

Шайхутдинов Р. Современный политик: Охота на власть. – М.: Европа, 2006.

Наши рекомендации