Трудовой коллектив и его характеристики
Наше общество состоит из органически единой, стройной в социально-политическом, правовом и моральном отношении системы коллективов, связанных между собой отношениями сотрудничества, взаимопомощи и, при определенных условиях, конкуренции.
Общепризнано, что коллектив – это основная социальная ячейка общества
с присущими ему признаками, указывающими на его социальную природу. В этом плане коллектив определяется как разновидность социальной группы, которой свойственны сплоченное единство, совпадение индивидуальных и групповых целей
в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик.
Каждый коллектив функционирует в социальной среде, и на его деятельность значительно влияют общие, включающие в себя как материальные, так и духовные идеологические отношения, и конкретные социальные условия, т. е. те, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность в сложившейся системе общественного производства. Производственный коллектив, развиваясь, впитывает в себя и специфику условий.
Социальная среда производственного коллектива складывается из совокупности вещественных и личностных факторов, которые непосредственно и опосредованно воздействуют на его функционирование. Вещественная среда включает материальные условия и ценности, которые создаются в результате трудовой деятельности людей. Важнейшими элементами вещественной среды являются орудия и средства труда. Эти компоненты материальной культуры, с помощью которых осуществляется трудовая деятельность производственного коллектива, сильно влияют на его развитие в целом и на поведение каждого его члена. С другой стороны, большое значение имеет и личностная сторона социальной среды, которая складывается из взаимоотношений между членами коллектива в процессе труда, отдыха, творчества и включает духовные ценности, нравственные нормы, оценки, а также самих людей, обладающих определенным опытом и навыками.
Характеризуя личностную среду производственного коллектива, необходимо обращать внимание не только на объективно сложившуюся структуру, но и на субъективные взаимоотношения людей, дружеские отношения, симпатии и антипатии, поддержку, взаимопомощь или на их отсутствие. Данные этические отношения, складывающиеся в том или ином коллективе, также влияют на его деятельность.
Следовательно, вещественные и личностные стороны социальной среды воздействуют на все функционирование производственного коллектива, на его развитие; в то же время обе эти стороны создаются, существуют и преобразуются благодаря практической деятельности коллективов, каждого его члена.
Таким образом, социальная среда коллектива – это совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно воздействующих на коллектив, особенности условий его деятельности, формирование его членов.
Социальная среда коллектива является относительно устойчивой. Это озна-
чает, что на протяжении определенного времени окружающие производственный коллектив предметы, орудия труда, помещения оказывают на него стабильное воздействие. В то же время следует подчеркнуть, что социальная среда коллектива
не остается неизменной: в целом она подвижна, причем с течением времени степень ее подвижности возрастает. Это связано прежде всего с общей динамикой всей
нашей жизни.
Трудовые коллективы делятся на производственные, научные, воинские, управленческие и др. Каждый вид трудовой деятельности оказывает существенное влияние на характеристику коллектива. В этом плане определяются различия между производственными коллективами с одной стороны и коллективами, существующими вне сферы непосредственного материального производства (научными, художественными, воинскими, педагогическими, управленческими) – с другой. Эти различия существуют и между названными видами коллективов как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Практика показывает, что одним из условий эффективности проведения идеологической работы в Республике Беларусь является понимание идеологическим работником специфики определенного коллектива и степени его контактности.
По степени контактности выделяют первичный и общий коллектив.
Все первичные коллективы представляют собой сравнительно небольшие группы непосредственно общающихся и лично знающих друг друга людей, в основе взаимоотношений которых лежит совместная, как правило, постоянная деятельность, общие интересы и единая организованная воля группы в достижении общей цели.
В основе коллективных отношений в первичном производственном коллективе лежат технологические связи.
Постоянный личный контакт в процессе производства, являясь главным признаком первичного коллектива, обусловливает и другие особенности его жизнедеятельности: психологическое общение (подражание, внушение и т. д.), высокую степень осведомленности друг о друге, высокую требовательность, остроту возможных конфликтных ситуаций, прямое воздействие внутренних отношений на показатели жизнедеятельности.
При проведении идеологической работы важным направлением является изучение структуры самого первичного коллектива, в частности места и роли в нем малых групп. Малые группы по существу являются структурными образованиями, элементами коллективов. Они выступают носителями тех или иных связей и отношений
в коллективе. Необходимо отметить, что в первичном коллективе может быть две
или несколько малых групп. Их можно классифицировать по следующим основаниям: противоречия с руководством, отличия интересов в производственной деятельности, рационализация и другие общие интересы вне процесса производства (футбол, музыка, рыбалка, совместное распитие спиртных напитков и др.).
Внутри первичного коллектива малые группы могут существовать длительное время, быть замкнутыми или открытыми для других членов коллектива, активными или пассивными, постоянными или временными, влиятельными или невлиятельными. Иногда малые группы и их неформальные лидеры отрицательно влияют на деятельность всего коллектива.
Деятельность малых групп внутри коллектива может оказывать существенное влияние не только на его производственную деятельность, но и на социально-психологический климат.
Основной, или общий, коллектив – это более широкая форма объединения людей. К общим объединениям можно отнести такие коллективы, как:
1) производственный (завод, фабрика, СПК и др.);
2) учебный;
3) научный;
4) воинский;
5) художественный, творческий.
Общий коллектив имеет свои особенности, которые могут быть сведены
к следующим:
· обычно включает в себя несколько первичных коллективов;
· имеет большую значимость, потому что, как правило, является самостоятельной единицей;
· огромную роль приобретают в нем традиции коллектива.
Если все члены первичного коллектива знают друг друга и непосредственно связаны на производстве или в общественной жизни, то члены общего коллектива связаны друг с другом опосредованно, т. е. через представителей первичных коллективов.
В общем коллективе возрастает роль организационных и идеологических отношений, а также существенно усиливается значение управления. В нем,
как правило, создаются новые органы (административные и общественные), отсутствующие в первичном коллективе, что говорит о сложной структуре всех составляющих его частей. В функции этих органов входит не только осуществление контроля за деятельностью первичных коллективов, но и содействие тому, чтобы интересы этих коллективов максимально сочетались.
В общем коллективе должны быть продуманы идеологические связи и отношения не только внутри коллектива, но и с государством, обществом в целом. Достигается это с помощью конкретизации взаимосвязей идеологических отношений некоторого общего коллектива с идеологией белорусского государства. В наши дни правильно поступают в тех коллективах, в которых внутренние и внешние идеологические отношения пропагандируют и утверждают с использованием современных информационных технологий. Например, на сайте торговой сети «Евроопт», которая включает в себя 95 торговых объектов во многих городах Республики Беларусь, идеологические связи и отношения названы концептом «Евроопта»[49]. В концепте, или, говоря другими словами, в идеологических связях и отношениях коллектива, выделены его миссия, видение и принципы. В частности, миссия данной организации сформирована следующим образом: «Помогаем улучшить качество жизни жителей Беларуси, предлагая наилучшие цены и тщательно продуманный ассортимент товаров». Что касается видения, то оно ориентирует коллектив на безусловное лидерство на рынке Беларуси. Идеологические принципы работы коллектива утверждают, что клиент–приоритет номер один («Мы всегда думаем о пользе, которую приносим своим покупателям. Работаем так, чтобы наши покупатели всегда к нам возвращались»). Для работы данного коллектива также необходимы: честность и справедливость («Мы честны с покупателями и партнерами. Мы выполняем свои обещания и берем ответственность за свои решения»); работа на 110 % («Мыиспользуем в своей работе лучшие технологии и знания, наши сотрудники – уверенные в себе профессионалы. Мы соревнуемся с конкурентами, а не внутри компании»); позитивность («Мы позитивны, преодолеваем все сложности с энергией и энтузиазмом. Этим мы заботимся и о себе, и о своих покупателях»). Несмотря на то что на сайтах ведущих отечественных государственных общих коллективов обычно содержится определенная информация об их внутренних идеологических отношениях, нередко она ограничивается лишь сведениями об их истории, продукции и успехах, а внутренние идеологические отношения в коллективе, которые способны лучше обеспечить его жизнеспособность в кризисных условиях, остаются в тени. В условиях рыночной экономики данные отношения активно используются частными организациями,
в которых, однако, опять же неоправданно нередко остаются в тени взаимосвязи внутренних идеологических отношений с идеологией современного белорусского государства. Оптимальным представляется такое сочетание внутренних и внешних идеологических отношений в отдельном общем коллективе, при котором тесно связаны его эффективные внутренние идеологические взаимоотношения работников и ценности идеологии современного белорусского государства.