Правосубъектность – способность быть субъектом права
Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.
Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.
Дееспособность – это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста, возможна частная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до 6 лет. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно они обладают частичной дееспособностью.
Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.
Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, когда вследствие психического расстройства здоровья оно не может понимать значения своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, когда оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Нести ответственность, в частности, означает выступать субъектом юридической обязанности, претерпеть те юридические санкции, которые предусмотрены нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления – с 14 лет.
Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения их ликвидации.
По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.
Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», то есть предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций.
То, по поводу чего субъекты права вступают в юридические связи, является объектом правоотношения. Таким образом назначение понятия «объект правоотношения» состоит в том, чтобы раскрыть смысл существования правоотношения, показать, для чего субъекты вступают в правовое отношение и действуют в нем, реализуя свои права и обязанности. Следует отметить, что проблема объекта правоотношения является дискуссионной в теории права.
В юридической науке существуют, по меньшей мере, две теории различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая – плюралистической (теория множественности объекта). В соответствии с первой теорией объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения.
Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям. Поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага (социальные ценности). Это могут быть 1) материальные блага – вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и т. п., 2) нематериальные блага – жизнь, здоровье, честь, достоинство человека, 3) продукты интеллектуального творчества – информация, произведения литературы, искусства, науки, музыки, и т. п. 4) действия участников правоотношений – услуги, действия по обучению, воспитанию и т. п., 5) результаты действий – доставка груза к месту назначения по договору перевозки, возврат долга, завершенное строительство, изготовление чего-либо по заказу и т. п.
Таким образом, объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица и выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей.
Связь субъектов правоотношения по поводу объекта осуществляется посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективные права и юридические обязанности субъектов составляют основное юридическое содержание правоотношения. Наряду с ним выделяют фактическое содержание правоотношения, которое включает в себя действие (поведение), в рамках которого осуществляются права и обязанности. В дальнейшем речь пойдет о юридическом содержании правоотношения, точнее его составных частях.
Субъективное право представляет собой меру возможного поведения субъектов в правоотношении. Оно характеризуется рядом признаков:
во-первых, это мера возможного поведения, то есть субъективное право ограничено определенными рамками;
во-вторых, это поведение возможное, иными словами от использования права можно отказаться;
в-третьих, субъективное право реализуется в интересах управомоченного, т.е. того, кому оно принадлежит;
в-четвертых, оно обеспечено обязанностями других лиц.
Субъективное право является сложным образованием, имеющим определенную структуру. Элементами субъективного права являются четыре правомочия:
а) возможность обладать на основе данного права определенным благом (правомочие обладания благом);
б) возможность дозволенного поведения самого управомоченного лица, то есть правомочие совершения активных действий;
в) возможность требовать известного поведения от обязанного лица (правомочие требования выполнения обязанных действий);
г) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (правомочие обращения за защитой нарушенных прав).
Субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Это предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении. Как и субъективное право, юридическая обязанность так же обладает отличительными признаками.
во-первых, это необходимое, должное поведение (оказаться от юридической обязанности нельзя);
во-вторых, это мера должного, необходимого поведения (она ограничена определенными рамками);
в-третьих, юридическая обязанность реализуется в интересах управомоченного, нацелена на удовлетворение интересов управомоченного;
в-четвертых, исполнение юридической обязанности обеспечивается государственным принуждением, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения наступает юридическая ответственность.
Структура юридической обязанности корреспондирует со структурой субъективного права. Ее элементом являются:
а) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
б) необходимость для правообязанного отреагировать на законные требования управомоченного;
в) необходимость нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований;
г) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).
Следует обратить внимание на то, что правоотношение утратило бы свои качественные характеристики, если бы в нем отсутствовало необходимое единство субъективных прав и юридических обязанностей. Субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, обусловлены друг другом. Если кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на ком-то другом лежит юридическая обязанность. И наоборот, если на ком-то лежит юридическая обязанность то, следовательно, есть лицо, которое обладает правом требования исполнения этой обязанности. Тем самым, всегда, когда есть субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты оказываются связанными между собой, и эта связь представляет собой правоотношение.
Реализация права.
Право упорядочивает различные общественные отношения, служит обеспечению прав и исполнению обязанностей, предоставленных индивидам, организациям, органам государства. Правовое регулирование выступает основой стабильности в государстве и обществе. Помимо этого, на международной арене право может выступать в качестве языка общения между различными государствами.
Однако осуществление всех этих функций возможно лишь при условии претворения правовых предписаний в общественную практику, реализации их в деятельности людей и организаций.
Сам термин «реализация» (в переводе с лат. realis означает вещественный) означает овеществление, материализацию. Право всегда представляет собой возможность, которая становится действительностью лишь посредством практических действий человека. Следовательно, право реализуется чрез деятельность людей в их поведении и поступках.
Однако в научной литературе нет однозначного представления о том, что следует понимать под «реализацией права».
Прежде всего, реализацию права рассматривают как определенный, строго обусловленный процесс осуществления правовых норм, как воплощение этих предписаний в поведении людей. Реализация права рассматривается как воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права, как конкретное проявление процесса правового регулирования.
Но реализация права может рассматриваться не только как процесс или внешнее проявление процесса правового регулирования, а и как его конечный результат. В данном аспекте реализация права определяется, как достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий. Наличие такого тождества должно привести к некой полезной цели, которую преследовал законодатель.
Сопоставляя обе точки зрения следует отметить, что, конечно, понятие «реализация права» охватывает не только процесс осуществления правовых предписаний, процесс воплощения тех предписаний в жизнь, в поведение людей, но и конечный результат данного процесса.
Таким образом, реализация права – это воплощение его предписаний в правомерное поведение субъектов правоотношений.
Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.
Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости от характера действий субъектов права.
В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования – запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.
В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, тогда возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации – применении права.
Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отметить следующее.
Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности.
Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.
Наконец, использование прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.
Схема № 2.3.
Особой формой реализации права является правоприменение. Правоприменение представляет собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование и исполнение правовых предписаний.
Применение права можно определить как государственно-властную творческую деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.
Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания, либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, устройство на работу и т.п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую-либо деятельность и т.п.).
Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации. К ним относятся, во-первых, то, что правоприменение – это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-третьих, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.
Главное назначение правоприменения – это обеспечение реализации норм права путем принятия актов применения. Из этого вытекают функции применения права. Это правообеспечительная функция и функция индивидуального (казуального) правого регулирования.
Правообеспечительная функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т.е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказание за данное преступление не будет реализовано. Таким образом, применение права в силу этой функции является способом организации фактического поведения по реализации права.
Функция индивидуального (казуального) правового регулирования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Так в приговоре суда на основе нормы права устанавливается конкретная мера наказания, которой должен быть повергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нормы права применительно к конкретным случаям.
В зависимости от исполнительных функций государства выделяют две формы применения права: 1) оперативно-исполнительную и 2) правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права представляет собой властную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством позитивного регулирования конкретных правоотношений, то есть издания индивидуальных актов.
Правоохранительная форма применения права выражается в деятельности компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т.д.) по охране и защите права от нарушений.
Процесс применения права состоит из трех основных стадий:
1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права; 3) принятие решения и доведение его до исполнителей.
Каждая стадия складывается из определенных действий. Так при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, то есть устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативно-правового акта (опечатки, пропущенные слова и т.д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.
Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт. Документ, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта правовым предписаниям, выносит (издает) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.
Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.