Внутренняя среда управления
Введение
Тема данной курсовой работы – анализ среды управления. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное существование.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что современная среда управления, характеризуется сложностью, динамизмом, неопределенностью и для определения дальнейших действий, стратегий развития и нужен анализ факторов, воздействующих на нее.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о факторах, влияющих на организацию изнутри, их потенциале и тенденциях развития, так и о факторах, влияющих извне.
Эффективная и рациональная организация цепи процессов управления на предприятии возможна только при постоянном изучении и контроле над изменениями многочисленных факторов внешней и внутренней среды хозяйствования.[1]
Самым распространенным методом анализа среды управления является SWOT-анализ, т.к. он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Именно он и положен в основу данного исследования.
Объектом исследования данной курсовой работы является продуктовый магазин – ООО «Розница-1» магазин №458 (Мария-Ра). Предмет исследования – среда управления данного магазина.
Целью данной исследовательской работы является анализ составляющих среды управления и выработка путей и целей дальнейшего развития магазина.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить структуру среды управления.
2. Выяснить, в чем заключается анализ среды управления и выбранный метод анализа – SWOT-анализ.
3. Дать характеристику объекта исследования.
4. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среды объекта исследования.
5. На основе методологии SWOT-анализа выявить слабые, сильные стороны объекта исследования, а также возможности и угрозы .
6. Определить дальнейшие цели развития объекта исследования и пути их достижения.
Данная курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава является теоретической, в ней изложены теоретические аспекты выбранной темы, основные понятия. Вторая глава – практическая часть исследования. Она включает в себя описание объекта исследования (магазина №458), анализ его среды управления и пути повышения эффективности деятельности.
При написании курсовой работы использовались работы следующих авторов Астаховой Н.И., Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Зуба А.Т., Медведева В.П., Ермалович Л.П., различные интернет-ресурсы, а также такие документы, как Стандарт обслуживания покупателей и Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах торговой сети Мария-Ра.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа среды управления
Структура среды управления, основные понятия
Для начала следует дать определение понятия, составляющего тему исследования и раскрыть его структуру.
Среда управления – это совокупность субъектов и факторов, активно действующих и влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность управления.[2]
Различают микро- и макросреду управления. Макросреда включает факторы широкого социального плана: политические, правовые, демографические, экономические, географические, национальные и другие. А микросреда представлена отдельными субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному субъекту управления и его возможностям.
Микросреда подразделяется на:
Ø факторы, не контролируемые организацией (потребители, конкуренты, посредники, поставщики)
Ø факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, технологий, персонала)
Ø факторы, контролируемые подразделениями организации
Также среду управления делят на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя среда управления
Внутренняя среда управления – это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на перспективы и положение организации.[3]
Внутренняя среда объединяет элементы, которыми располагает субъект и объект управления, т.е. заключает в себе потенциал, необходимый для ее функционирования. Основными составляющими внутренней среды являются цели, структура, задачи, технология и люди.[4] Рассмотрим эти элементы немного подробнее:
Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.[5] Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли, ведь прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ, принятый в 1995 г., зафиксировал, что извлечение прибыли является основной целью всех коммерческих организаций.
Некоммерческие организации (церкви, благотворительные фонды и т.п.), вероятно, будут уделять больше внимания социальной ответственности, т.к. получение прибыли в таких организациях не главная цель.
Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Цели разрабатываются также и в подразделениях организации, они не должны противоречить с целями руководства и целям других подразделений.
Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.[6] Структура предприятия отражает внутри организации выделение отдельных структурных подразделений, которые связаны между собой в единое целое.
Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
С определенной точки зрения задачи предписываются не самому работнику, а его занимаемой должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача будет выполнена определенным образом в определенные сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Социолог Чарльз Перроу, много писавший о влиянии технологий на организацию и общество, описывал технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.[7]
Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. Использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс, например, производства и ремонта.
Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня, и чтобы персонал соответствовал потребностям стратегии.[8]
Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Взаимосвязи составляющих внутренней среды
Выделяют также пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами являются:
Ø производство
Ø маркетинг
Ø финансы
Ø работа с кадрами
Ø эккаунтинг
Управление производством представляет собой управление разработкой и проектированием продукта, выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу производства, управление закупкой сырья, материалов, контроль качества и т.д.
Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов. Для этого осуществляется управления такими процессами и действиями, как изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, распределения созданной продукции и сбыт.
Управление финансами заключается в управлении процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов и их распределение, и т.п.
Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка, переподготовка), а также оплатой, благосостоянием, условиями найма.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации. Это позволяет организации вскрыть проблемы и выбрать лучшие пути осуществления деятельности.[9]
Внешняя среда управления
Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы развития организации.[10]
В свою очередь внешнюю среду делят на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение) это поставщики, потребители, конкуренты, а также законодательство и органы государственной власти.
Поставщики – один из главных факторов прямого воздействия. Ведь именно они обеспечивают полное удовлетворение потребности предприятия в различных ресурсах. Перечислим основные виды ресурсов: трудовые, информационные, материальные, финансовые.
Обеспечение материальными ресурсами включает в себя такие виды как поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих, оборудования многого другого. Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема необходимых ресурсов, коммерческими структурами и финансовыми организациями, бюджетом, частными лицами и формирование взаимоотношений с инвесторами. Обеспечение качественной информацией является одним из важных элементов современной организации. К такой информации можно отнести и информацию о рынках сбыта, о планах конкурентов или о новых разработках продукции. И особое место обеспечения предприятия занимают трудовые ресурсы, которые соответствуют ей по структуре, количеству, уровню профессиональной подготовки, возрасту. В приоритете – привлечение высококвалифицированных кадров, в особенности, менеджеров высшего и среднего звена.
Потребители приобретают те товары и услуги, которые производит организация. В зависимости от спроса потребителей делят на две категории: мелкие и крупные. В зависимости от отношения к потребителям можно сказать о разных стратегиях организации: продавать только ту продукции, которая уже производится; производить ту продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего покупателя, уверяя его в необходимости покупки именно той продукции, которая будет производиться.
Конкуренты традиционно ведут борьбу за ту или иную часть рынка, то есть за рынок сбыта продукции. Конкуренты влияют на деятельность организации. Руководство каждого предприятия должно четко понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.
Объектами конкуренции могут быть трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Законы, государственные и муниципальные органы также оказывают значительное влияние на организацию. Как бы ни относилось руководство к законам, ему приходиться придерживаться их или же пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения деятельности. Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, налоговых инспекций, санитарных инспекций, органов статистического учета и других.[11]
Рисунок 2 – Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия (общее внешнее окружение) включает такие факторы, как технология, состояние экономики, а также социокультурные, политические факторы, отношения с местным населением, международные факторы.
Технология, что нетрудно заметить, является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.
Состояние экономики в мире оказывает сильное влияние на цели фирмы, а также способы их достижения. Под этими факторами понимают темпы инфляции, уровни занятости населения, международный платежный баланс, ставки кредитовании бизнеса и многое другое. Каждый из этих факторов может представлять либо определенную угрозу, либо новую возможность для организации. Экономические факторы должны быть правильно оценены.
Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда, а также продукцию и услуги, предлагаемые компанией. При организации деятельности предприятия невозможно не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Здесь речь идет о преобладающих традициях и жизненных ценностях в обществе. На основе данного фактора базируется стандарт поведения.
В качестве фактора социокультурного окружения выделяют также и средства массовой информации, которые могут сформировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.
Политические факторы. Политическая стабильность в стране и в мире имеет огромное значение для любого бизнеса. От данного фактора зависит уровень притока инвестиций, а также другого рода ресурсов в регион.
Отношения с местным населением имеет одно из первостепенных значений, т.к. у местного населения существуют свои «законы» и установки по отношению к бизнесу, предприятиям, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации, а где нет.
Внимание международным факторам раньше уделяли только те компании, которые работали на экспорт. Сейчас изменения в мировом сообществе затрагивают почти все организации. Уже довольно долгое время на мировом рынке присутствует тенденция глобализации. Это означает то, что практически все границы «стираются» между бизнесом в разных странах. Это способствует более низким издержкам ведения бизнеса за границей, стремлению уйти от ограничений в торговле внутри страны, а также производственные и инвестиционные возможности других стран.
Рисунок 3 – Среда косвенного воздействия
Таким образом, нетрудно заметить, что внешнюю среду составляют вся макросреда, единая для субъектов управления, и элементы микросреды.
Анализ среды управления
Анализ – это метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.[12]
Соответственно, анализ среды управления – это метод исследования субъектов и факторов, определение критически важных элементов внешней и внутренней сред, влияющих на организацию и ее управление. Т.е анализ внешней и внутренней среды.
Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
Ø получение ресурсов из внешней среды (вход);
Ø превращение ресурсов в продукт (преобразование);
Ø передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме достичь своих целей.[13]
Анализ внутренней среды управления проводится по переменным этой среды, а также функциональным группам процессов. Анализ внешней среды управления проводится также, по ее переменным.
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы PEST-, SWOT-, SNW- анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть, и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?
По результатам PEST- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой.[14]
Но в данной курсовой работе, будет рассмотрен такой более распространенный и известный метод, как SWOT-анализ.