По состоянию на 1 июня 2012 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1430 периодических издания, в том числе 681 газета, 699 журналов, 40 бюллетеней, 9каталогов и 1 альманах
Более чем две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издается на белорусском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках.
Периодическая печать делится на несколько групп: это республиканские общественно-политические издания, местные общественно-политические издания, а также специализированные СМИ по таким темам, как:
- наука, государство, право
- промышленность, техника, заводские газеты
- сельское хозяйство
- транспорт, связь, строительство
- образование, педагогика
- культура, искусство, литературно-художественные издания
- физическая культура, спорт, туризм
- экология, природа, защита животных
- философия, психология, религия
- молодежные и детские издания
- рекламные издания
- сатира и юмор и др.
Самым тиражным республиканским общественно-политическим изданием по-прежнему остается газета "Советская Белоруссия", число читателей составляет 400 тыс.
Общий разовый тираж других ведущих массово-политических газет: "Рэспубліка" – 57,2 тыс. экз., "Звязда" – 35 тыс. экз., "Народная газета" – 31,4 тыс. экз., "Белорусская нива" – 30,3 тыс. экз., "7 дней" – 37,6 тыс. экз., "Знамя юности" – 32,4 тыс.экз.
Классификация печатных СМИ (газет и журналов)возможна по многим параметрам. Предлагается следующее деление периодики:
– по региону распространения (национальная, региональная, местная пресса);
– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
– по содержательному наполнению (качественная и массовая).
Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни.
Специализированные издания могут иметь модели типа "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).
Количество зарегистрированных в Беларуси печатных СМИ (прежде всего – газет) стало сокращаться. Зато увеличивается число журналов.
Основные тенденции рынка печатных СМИ:
-- Улучшение идейно-содержательного уровня, информационной насыщенности
-- Увеличение объема изданий
-- Переход на полноцветную печать
-- Модернизация материально-технической базы
-- Развитие интернет-журналистики, создание газетам сайтов.
Проблемы рынка печатных СМИ:-- рост затрат редакций, подорожание бумаги и печати; -- сокращение аудитории газет; -- падение тиражей; -- старение аудитории «серьезной» прессы; -- проблемы с подпиской; -- усиление конкуренции на рынке СМИ
Периодические издания (количество), учредителями которых выступают:
Национальное собрание совместно с Советом Министров 1 Администрация Президента 4 Совет Министров 2 Конституционный Суд 1 Министерства и ведомства 121 Местные Советы депутатов 1 Местные Советы депутатов совместно с исполкомами 19 Местные Советы депутатов совместно с исполкомами и редакциями газет 112 Исполнительные комитеты 7 Исполнительные комитеты совместно с редакциями газет 1 Государственные предприятия 45 Общественные объединения 115 Научные учреждения и учебные заведения 103 Предприятия и организации с негосударственной и смешанной формой собственности 525 Редакции средств массовой информации 111 Учреждения культуры 3 Религиозные организации 28 Граждане 394
Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры.
Основные группы (подсистемы) современной белорусской прессы:
· Общественно-политическая пресса
· Деловая пресса
· Научно-публицистические и научно-популярные издания
· Специализированные издания (здоровье, спорт, профессиональная пресса, спортивная пресса, молодежная печать, конфессиональная периодика и др.)
· Рекреативная периодика и сервисные издания (развлекательная юмористическая журналистика, бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций, рекламно-рекомендательные газеты и журналы, бесплатные газеты)
Ведущие государственные общественно-политические СМИ:
· «Советская Белоруссия» («СБ. Беларусь сегодня»)
· «Рэспублiка»
· «Звязда» (+ «Чырвоная змена»)
· «Народная газета»
· «Белорусская нива»
· «Знамя юности»
· «7 дней»
· «Беларускi час»
· Журнал «Планета»
· Журнал «Беларуская думка»
Российские общественно-политические СМИ, представленные на рынке Беларуси:
· «Комсомольская правда в Белоруссии»
· «Аргументы и факты в Беларуси»
Областные газеты
· «Заря»
· «Вiцебскi рабочы»
· «Народае слова»
· «Гомельская праýда»
· «Гродзенская праýда»
· «Магiлеýская праýда»
· «Магiлеýскiя ведамасцi»
· «Мiнская праýда»
В Беларуси зарегистрировано 136 региональных государственных изданий, учредителями которых выступают областные, городские и районные исполнительные комитеты. Из них 9 областных газет, 9 городских, 118 районных и объединенных.
Государственная местная пресса является одним из важнейших инструментов реализации государственной информационной политики, играет значимую роль в формировании общественного мнения населения. Сегодня общий разовый тираж местной прессы составляет 945,7 тыс. экземпляров.
Самым тиражным региональным изданием по-прежнему остается витебская городская газета «Віцьбічы”, общий разовый тираж которой составляет 54 тыс. экз., что больше общего развого тиража любой из областных газет.
По такому показателю, как соотношение тиража и населения региона в лидерах издаия “Ляхавіцкі веснік”, “Раённыя будні”, “Навіны Палесся”, “Пастаўскі край”, “Голас Расоншчыны”, “Да новых перамог”, “Зара над Друццю” и др.
Достаточно современные, качественные издания предстявляют собой “Аршанская газета”, “Светлагорския навіны”, “Дняпровец”, “Наш час”, “Светлы шлях”, “Адзінства”, “Шахцёр”, “Працоўная слава”, “Бабруйскае жыццё”, “Ударны фронт” и др.
Производство газетной бумаги в Беларуси налажено на Республиканском производственном унитарном предприятии «ЗАВОД ГАЗЕТНОЙ БУМАГИ» в Шкловском районе Могилевской области.
Проводится Национальный конкурс печатных СМИ «Золотая литера», его основная цель – содействие развитию печатных СМИ Беларуси, повышение профессионального уровня журналистов.
Победители VІІ Национального конкурса печатных средств массовой информации "Золотая Литера».
Значимой в развитии СМИ является роль профессиональной общественной организации – Белорусского союза журналистов. Выпускается также профессиональный журнал «Журналист».
Само слово "газета"пришло из средневековой Венеции. Так называлась монета, за которую в городе каналов можно было купить сводку новостей.
Появление первых полноценных печатных газет в Европе относится к началу 17 века, что было связано с развитием буржуазных отношений.
А в 1655 во Франции увидел свет первый журнал Journal des Savants ("Дневник ученого"). Эти издания были ориентированы на деловые круги: информация о ценах, торговых путях, международных отношениях.
В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I.
Примеры специализированных СМИ Беларуси (по конкретным направлениям):
Образование. Педагогика. Адукацыя і выхаванне. Вышэйшая школа. Настаўніцкая газета. Минская школа сегодня. Народная асвета. Пачатковая школа. Репетитор.
История. Краеведение.Беларускі гістарычны часопіс. Краязнаўчая газета.
Медицина.Газета “Медицинский вестник” http://www.medvestnik.by/ru/
Физическая культура. Спорт. Туризм. BY. Вокруг света в Беларусь. Все о футболе. Прессбол. Спорт на воде. Спортивная панорама. Спорт-экспресс в Белоруссии. Туризм и отдых.
Экология. Природа. Защита животных. Мир животных. Питомец. Природные ресурсы. Ратаванн. Родная прырода. Экология. Экологический вестник.
Молодежные и детские издания. Бярозка. Вясёлка. Знамя юности. Качели. Переходный возраст. Рюкзак. Рюкзачок.
Домашнее хозяйство. Азбука хозяйки. Гаспадыня. Домашние заготовки. Лунный календарь садовода и огородника.
Досуг. Фантастика. Детектив. Анекдоты. Карикатуры. Кроссворды. Антенна. Версия. Детективная газета. Криминальное обозрение. Развлечения и отдых сегодня.
Рекламные и рекламно-информационные издания: Автобизнес, Автогазета, Агробізнес, Ва-банкъ, Из рук в руки, Недвижимость Белоруссии
Сатира и юмор: Вовочка, Вожык, Козел, Народные анекдоты, 15 суток
28. "СБ. Беларусь сегодня" - самая массовая
Газета страны
При ответе на вопрос важно:
- назвать ведущих авторов «Советской Белоруссии»;
- вспомнить наиболее яркие материалы, опубликованные на страницах «СБ» за последнее время;
- отметить, что нового появилось в газете (новые рубрики, разделы, формы обратной связи с читателями и др.).
Правильное название – учреждение Администрации Президента Республики Беларусь редакция газеты «Советская Белоруссия». =)
“СБ” - лидер среди ежедневных общественно-политических газет Беларуси. Это динамичная, современная газета, которая спешит предоставить читателям самую разнообразную и самую интересную информацию.
Газета выходит 5 раз в неделю, вторник – суббота, тираж 398 тысяч экземпляров. В четверг на страницах "СБ" - газета "Союз", периодическое издание Совета Министров Союза Беларуси и России. В пятницу на страницах "СБ" - приложение "ТВ твоего дома" - самый полный рассказ о телевидении на неделю. В субботу на страницах "СБ" - материалы популярного российского еженедельника "Собеседник".
Все это позволяет говорить о самой широкой читательской аудитории.
Сайт http://sb.by/
Тираж «СБ», который на сегодняшний день — околло 400 тысяч экземпляров, в том числе по областям: Брестская обл. – 54.229; Витебская обл. – 61.395; Гомельская обл. – 70.076; Гродненская обл. – 40.259; Могилевская обл. – 58.948; Минская обл. – 75.131; г. Минск – 39.965. Общий тираж «СБ» значительно превышает тиражи других республиканских газет, а тиражи «СБ» в регионах — областных и городских изданий.
Другие издания холдинга – журналы «Belarus» и «Спецназ», а также газета «The Minsk Times».
Газета издается с 1 августа 1927 года. Первоначально называлась «Рабочий». В передовице говорилось: «У нас до сих пор не было общереспубликанской массовой рабочей газеты. «Рабочий» восполнит этот пробел.
Первым редактором был Моисей Яковлевич Шульман.
В 1941 г. газета называлась «Совецкая Беларусь».
Награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Павел Якубович.
УЧРЕДИТЕЛИ: Администрация Президента Республики Беларусь и Редакционный совет.
Выходит 5 раз в неделю, кроме воскресенья и понедельника.
Это динамичная, современная газета, которая спешит предоставить читателям самую разнообразную и самую интересную информацию.
По итогам Национального конкурса печатных СМИ "Золотая Литера" "Советская Белоруссия" ежегодно признается лучшей общественно-политической газетой.
В августе 2007 г. газете исполнилось 80 лет. За все время сущестования газеты вышло более 23 тысяч номеров.
2 августа 2007 г. Александр Лукашенко поздравил коллектив редакции газеты «Советская Белоруссия» с 80-летием выхода в свет первого номера издания.
В поздравлении, в частности, говорилось: «Газета «Рабочий», а позже «Советская Белоруссия» всегда была для своих читателей интересным собеседником, мудрым советчиком, добрым другом. На ее страницах нашли отражение все значимые события минувшего столетия. И сегодня она продолжает создавать летопись становления независимой Беларуси. «Советская Белоруссия» не просто рассказывает о вехах нашей истории, но и вносит весомый вклад в укрепление моральных, нравственных и идеологических устоев белорусского общества».
Александр Лукашенко выразил уверенность, что и в дальнейшем значительный творческий потенциал и журналистское мастерство «будут залогом плодотворной деятельности коллектива «Советской Белоруссии» на благо нашей Родины».
Основные рубрики:
Одним словом
Контекст
Мнения (третья страница)
Общество
Регион
Право
Президент
Официально
Политика
Общество
Круглый стол
Культура
Криминал
Спорт
Авторские колонки:
Письма из Пекина Инессы Плескачевской
Дело вкуса Элеоноры Езерской
Кочка зрения Сергея Канашица
Колонка Татьяны Сулимовой
Бинокуляр Людмилы Рублевской
Проблематика газеты:
Политические события в Беларуси и за рубежом
Деятельность Главы государства
Реализация государственной политики (внешняя, социальная, жилищная, молодежная, демографическая, региональная, аграрная)
Аналитические материалы о международных отношениях
Социальные проблемы
Экономические новости
Криминал
Спорт
Здоровый образ жизни
Наука, культура, искусство
Экология
В центре внимания журналиста – человек и его личные запросы. Именно человек, его личность важны для газеты.
Редакторы отделов газеты:
политики - Крят Дмитрий Александрович;
международной политики - Романова Нина Васильевна;
расследований - Рудь Роман Анатольевич;
спорта - Канашиц Сергей Петрович;
собкоров - Хлыстун Лилия Иосифовна.
Ведущие журналисты: Виктор Пономарев, Дмитрий Умпирович, Сергей Голесник, Роман Рудь, Павел Минченко, Юрий Бакеренко, Сергей Канашиц и др.
29. "Рэспублiка" и "Народная газета" –