История и судьба казахской диаспоры за рубежом. Всемирные курултаи казахов.

Представители казахской диаспоры, являясь составной частью всего казах­ского народа, в силу различных обстоятельств оказавшиеся за пре­делами своей прародины в странах с различной культурно-исто­рической ориентацией, сумели не только адаптироваться, усвоить культуру, язык и обычаи стран, где они проживали, но и сохранили свой родной язык и культуру.

При этом характерной чертой казахской диаспоры является успешная деятельность в странах с полиэтнической, мультикультурной и этноконфес­сио­нальной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, гене­тически заложенной кочевым образом жизни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологические и мировоззренческие способности. При этом все представители казахской диаспоры прекрасно владеют языком титульного населения этих стран, уважают их обычаи и традиции, прекрасно уживаясь с представителями других национальностей. Нигде не создано дви­жений и партий, политизирующих казахский национальный фактор. Не известно ни одного факта крупного или даже незначительно немотивированного выступления казахского населения по национальным, политическим или религиозным причинам против коренных жителей. При этом казахи и поныне стараются сохранить национальную самобытность, хотя во всех этих странах казахский язык лишен какого-либо институционального статуса.

Представителей казахской национальности, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье многие рассматривают как хранителей культурного нас­ледия казахского народа. Этому есть свои объяснения: ведь на протя­же­нии многих десятков лет казахские семьи, проживающие за пределами Рес­пуб­лики Казахстан, бережно сохраняли свои традиции, обычаи, родной язык.

Определенное обо­соб­ленное компактное проживание казахских семей за рубежом и прак­ти­чески отсутствие связей с исторической родиной позволило им сохранить не только само­бытность культуры казахского народа, которая за многие годы Советской власти подвергалась ассимиляции и наполнилась многими новшествами, не­свойственными казахской культуре, языку, традициям, но и сохранило в их душах национальную идею казахов о Жер-ұйық – независимой Республике Казахстан.

При рассмотрении регионов места компактного проживания казахской диаспоры за рубежом, становится очевидным, что выбраны в основном страны, где социально-эконо­мическая ситуация способствует развитию человека, реализации его спо­собностей, знаний, применения опыта работы в той или иной сфере. Переселение осуществлялось первоначально на основе принятого в 1992 г. закона «Об иммиграции», согласно которому казахам, возвращавшимся на территорию республики в связи с преследованиями, притеснениями, ограничениями прав и свобод, а также по желанию вернуться на историческую родину, предо­став­лялся статус беженцев, а тем, кто покинул Казахстан в ходе массовых репрессий, преследований, военнопленным и их потомкам – беженцев-репат­риантов. В декабре 1997 г. был принят новый закон «О миграции населения», по которому репатриантом (оралманом), считалось «лицо коренной нацио­нальности, изгнанное за пределы исторической родины… в силу актов мас­совых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной кол­лективизации, иных антигуманных действий, добровольно пересе­ляю­щееся в Республику Казахстан с целью постоянного проживания, а также его потомки». В соответствии с законодательством о репатриации оралманы имели право на широкий набор льгот, включая предоставление жилья и получение денежных пособий, хотя из-за экономических трудностей далеко не все эти льготы были реализованы.

Всемирный курултай

С 29 сентября по 3 октября 1992 года в Алматы прошел Первый Всемирный курултай казахов. Ему предшествовало Постановление Кабинета Министров «О подготовке и проведении Всемирного конгресса казахов». Сама идея проведения такого конгресса возникла еще во время посещения Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым Турции. В работе курултая приняли участие более 600 делегатов из 30 стран: Турции, Ирана, Монголии, США, Китая, Австралии, Германии, Англии и др.

Председателем Всемирного сообщества казахов был избран Нурсултан Назарбаев. Его первым заместителем общественный деятель, писатель Калдарбек Найманбаев.

В рамках курултая прошли научно-практические конференции с участием ученых Казахстана и зарубежья — А. Кайдарова, М. Козыбаева, С. Сартаева, З. Исмаилова. Был принят ряд документов по социальной защите лиц коренной национальности в случае их возвращения в Казахстан. Состоялись поездки гостей в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, Жамбылскую область, в Улытау. Для гостей курултая состоялся концерт во Дворце Республики. Хроника курултая широко освещалась в периодической печати, по радио и телевидению. Центральное событие курултая — это торжественное заседание 30 сентября во Дворце Республики. На нем с речью выступил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев. В своей речи Президент отметил, что в настоящее время около трех миллионов казахов проживает более чем в сорока странах мира, и в связи с этим почетной обязанностью республики является создание таких условий, чтобы каждый казах, где бы он ни жил, чувствовал себя полноправным представителем своей нации.

Закрытие курултая состоялось 30 октября 1992 года. Проведение такого конгресса имело огромное значение для развития самосознания казахского народа, способствовало восстановлению и подъему культуры, обычаев, частично забытых и утерянных.

Всемирная ассоциация казахов, главный итог курултая, на протяжении многих лет проводит огромную культурно-образовательную и просветительскую работу среди казахских диаспор за рубежом. Организует международные научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы, тематические вечера, айтысы, различные выставки и конкурсы. Обеспечивает проведение малых курултаев за пределами Казахстана, на которых знакомит зарубежные казахские диаспоры с современным состоянием и развитием их исторической родины, достижениями в социально-экономическом и общественно-политическом развитии.

С первого дня создания сообщество стало своеобразным мостом между казахскими диаспорами за рубежом и Казахстаном. Налаживались контакты, выяснялось, где, сколько проживает наших соплеменников, кто они, чем занимаются. Создавались национальные центры в странах их компактного проживания, проводились форумы, различные культурные мероприятия, с тем, чтобы удовлетворить их духовные потребности.

Сегодня накоплен большой опыт. Всемирное сообщество казахов, без преувеличения, является авторитетной организацией, которая имеет контакты с представителями казахского этноса в более 40 странах мира, от Канады до Австралии. В 32 странах действуют казахские культурные центры. Есть свой веб-сайт в сети Интернет.

86)Межнациональное согласие – основа укрепления независимости и демократии в Республике Казахстан.

Межнацио­нальное согласие - это не только выражение цивилизованности общества, это тенденция будуще­го, то, что утверждается сейчас в жизни Казахстана и других стран, особенно актуально в процес­се глобализации развития мирового сообщества. По мере обновления общества ускоряется переход к тесному объединению людей разных национальностей. Сложившиеся в Казахстане и других дружественных странах новые отношения между людьми, классами, социальными группами и народами создают условия для межнацио­нального согласия, дружбы и сотрудничества. Сохранение межнационального согласия является основой государственной политики. Идея этнического согласия, равноправия всех этносов и этнических групп, совместно проживающих в Казахстане, является нормой закона. При этом гарантируется сохранение этнической самобытно­сти и этническо-культурного многообразия Каазхстана. Все это подтверждает, что фундамен­тальной основой внутренней политики выступает, прежде всего, принцип межэтнического кон­сенсуса. Косолидация во имя прогресса - так кратко можно охпрактеризовать лейтмотив вну­тренней политики Республики Казахстан. Межнациональное согласие является неотъемлемой чертой демократического общества. С развитием в Казахстане демократического общества межнациональное согласие превращается в мировоззрение миллионов людей, представляющих все национальные и социальные группы. Межнациональное согласие является необходимой стороной не только национального, но и простого общения людей, т.к. в результате этого общения создаются различные формы интегра­ционных процессов. Сегодня одна из стратегических задач Казахстана, как отмечал президент Казахстана Н. А. Назарбаев, «обеспечить, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права» [2]. В связи с этим необходимо расширить и углубить морально-этническое просвещение и воспитание культуры межнационального общения у населения Казахстана. Учитывая, что на осознание личных качеств людей большое влияние оказывают взаимоотношения с коллегами других национальностей в многонациональном коллективе в полиэтническом обществе и общественно-полезной трудовой деятельности казахстанских наро­дов, нужно прежде всего, обращать внимание на эти стороны работы, шире вовлекать население в общественно-практическую работу, где граждане смогут оценивать как свои качества, так и качества других людей, формировать в многонациональном коллективе здоровое общественное мнение, развивать требовательность обращать внимание на характер дружбы и межнационально­го согласия и т.д. Поэтому сегодня одной из важнейших целей является развитие в Казахстане культуры межна­ционального общения. Культура межнационального общения возникает на основе сближения и развития наций и народностей в процессе совместного труда, социальной деятельности, предпо­лагающее равенство народов в экономическом, политическом, культурном развитии, поддержку и взаимопомощь между ними, учет интересов и национальных особенностей друг друга. Одним из важнейших факторов достижения этой цели является воспитание межнационально­го согласия граждан Казахстана, которое отвечает жизненным интересам каждой национально­сти, ставшей на путь обновления общества, а также интересам укрепления могущества и автори­тета мирового сообщества в целом. Цель воспитания межнационального согласия народа Казахстана состоит в том, чтобы добить­ся овладения ими идеологией дружбы народов и интернационализма, приобщения населения к активному участию в социальной практике и на ее основе укрепления и дальнейшего развития культуры межнационального общения, правильного понимания и учета в своей деятельности национальных факторов. Тем самым решается важная общественно-политическая задача перерастания принципов и требований культуры межнационального общения в норму поведения каждого, двигаясь поэтап­но и воспитывая, как отметил президент Казахстана Н. А. Назарбаев, «демократическую культуру населения»

Межнациональное согласие - это не просто количественный рост обмена материальными и культурными ценностями между нациями и народностями. Это постепенное возникновение и развитие общих черт в результате того, что достижения одних народов переходят в достижение других. Это преодоление фактического неравенства в экономическом, социально-политическом, научно-техническом и культурном отношении.

Наши рекомендации