Соотношение права и религиозных норм
Религиозные нормы являются одними из древнейших правил, они возникли почти одновременно с обычаями и предшествовали правовым нормам.
Религиозных норм множество, они устанавливаются различными вероисповедованиями, вытекают из сущности религиозных постулатов и являются обязательными для тех, кто исповедует конкретную религию (веру).
Религиозные нормы содержатся в различных религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд) и выражаются как запреты, дозволения, обязывания.
Религиозные нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений, они представляют существенный пласт человеческой культуры. По религиозным правилам веками решались многие семейные, личные и хозяйственные (бытовые) вопросы. На основании религиозных норм осуществляется регулирование важных отношений и в настоящее время, поскольку и сегодня действуют в мусульманских странах нормы Корана, Сунны и Иджмы и нормы канонического права в современной Германии.
Религиозные нормы влияли активно на жизнь общества в тех странах, где было достаточно сильным влияние религии. Таковым оно остается и в настоящее время, однако нельзя не признать, что их влияние постепенно ослабевает (особенно их духовная составляющая); во многих случаях они сохраняются в качестве стойкой, благопристойной традиции. Сегодня, к сожалению, многие люди греха боятся меньше, нежели уголовной ответственности за преступление.
Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов).
Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий. Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов.
1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы: конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.
Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей соответствующей конфессии.
2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы».
Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций.
Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденных).
Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: не убий, не укради.