Общественный контроль
Существует мнение, что в условиях рыночной экономики утратил свое значение общественный контроль, но это далеко не так, если мы обратимся к Конституции РФ и другим законам.
Согласно ст. 32 Конституции граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически, и практически это предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц.
Субъектами такого контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллекти-
1 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589.
2 Ведомости. 1992. № 16. Ст. 836. 8 СФКЗ и ФЗ. 1995, выпуск 10.
вы, а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера и лишь в отдельных случаях государство предоставляет некоторым из них такие полномочия. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в сфере исполнительной власти посредством применения мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.
Общественные объединения наделены достаточно широкими контрольными полномочиями в сфере исполнительной власти и соответствующую деятельность осуществляют, участвуя в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляя и защищая права и законные интересы своих членов в государственных органах.
Особо важна роль профсоюзов. Они контролируют соблюдение администрациями и собственниками предприятий или их уполномоченными законодательства о труде и профсоюзах, вправе требовать устранения нарушений. Администрация обязана рассматривать их представления об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах и в течение месячного срока сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения. По просьбе своих членов и других трудящихся, а также по собственной инициативе профсоюзы вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями о защите трудовых прав. С этой целью профсоюзы могут иметь инспекции, службы правовой помощи и другие необходимые структуры.
Контрольные функции выполняют также общественные организации потребителей, создаваемые гражданами на добровольной основе в порядке, установленном Законом от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» Ведомости, 1992, № 15, ст. 766 в текущей ред. 30.12.2001 г.; значительно расширены и гарантированы права потребителей. Более четко регламентированы государственная и общественная защита прав потребителей. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), оказываемых потребителям. Предусмотрены меры государственного принуждения за нарушения в сфере оказания работ и услуг. В законе предусмотрена ответствен-
ность изготовителя (ст. 12) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) и ответственность продавца (ст. 13) за нарушение прав потребителей.
В ст. 14. Предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).
1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.
4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
В статье 15 предусмотрена компенсация морального вреда потребителю.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации виновным. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Предусматривается судебная защита прав потребителей. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также органы и организации по искам в интересах потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины, чем экономически гарантируется защита прав потребителей. Созданные общественные организации по защите прав потребителей наделены широким кругом полномочий.
Эти организации, в частности, вправе:
• участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг) и соответствующих стандартов;
• проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов обслуживания;
• вносить предложения о мерах по повышению качества, снятии с производства или изъятии из оборота опасных товаров (работ, услуг);
I
• совместно с соответствующими органами государственного управления контролировать применение регулируемых цен;
• вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям; предъявлять иски в интересах потребителей. Общественные организации потребителей вправе предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный им срок до сведения потребителей решение суда.
Эффективность применения Закона «О защите прав потребителей», других нормативных правовых актов, затрагивающих интересы потребителей, анализирует Межведомственный совет по защите прав потребителей, созданный в соответствии с постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г.1
Для обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, подготовки решений Президента и Правительства по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти распоряжением Президента от 16 февраля 1994 г. создана Общественная палата при Президенте2.
29. Понятие и виды административного надзора. Особую роль в обеспечении законности и дисциплины играет административный надзор. Надзорная деятельность является важной составляющей частью деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Например, к федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный комитет по стандартизации и метрологии, а также различные инспекции в федеральных органах исполнительной власти (безопасности дорожного движения, обеспечения пожарной безопасности, рыбного, геодезического, ветеринарного надзора, надзора за связью и др.).
Административный надзор имеет свои особенности.
Административный надзор- это систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и подзаконных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подведомственным вопросам в отношении организационно неподчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзорная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или мно-
гих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственной подчиненности.
В целом административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляющих наблюдение за исполнением всеми специальных правовых норм и общеобязательных правил-всеми юридическими и физическими лицами независимо от ведомственности и форм собственности с применением в необходимых случаях мерами государственного принуждения к правонарушителям.
Основная цель административного надзора- обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также обеспечение требуемого качества продукции и услуг, определяемых специальными нормативно-правовыми предписаниями.
В структуре федеральных органов исполнительной власти к федеральным надзорам России относятся:федеральный горный и промышленный надзор России; федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Следует отметить, что при очень частом изменении структуры ФОИВ, эти надзоры существуют все время как самостоятельные органы исполнительной власти, объективность и актуальность осуществляемых им и функций несомненна.
Объем компетенции федеральных надзоров России и предмет ведения определяется Положением о них, утверждаемым Президентом РФ. Так, основными задачамиФедерального горного и промышленного надзора России, согласно Положению о нем от 3.12.2001 г. № 8411, являются: организация регулирования отношений по обеспечению промышленной безопасности и осуществление государственного надзора за точным соблюдением федеральными органами исполнительной власти, различными предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования; организация и осуществление горного надзора в целях соблюдения соответствующих нормативно-правовых требований и установление правил и норм по безопасному ведению работ, а также обеспечение охраны недр и переработке минерального сырья.
Федеральный горный и промышленный надзор России имеет в своей структуре территориальные органы государственного
1 САПП. 1993. № 8. Ст. 657.
управления. Должностные лица этих органов при несоблюдении требований безопасности ведения работ рассматривают дела о привлечении виновных физических и юридических лиц к административной ответственности.
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) действует на основе положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. № 2651 и подчиняется непосредственно Правительству РФ.
В своей структуре Госатомнадзор России имеет территориальные (региональные) органы государственного управления (округа и инспекции). В своей работе он взаимодействует с Международными агентствами по атомной энергии (МАГАТЭ).
За нарушение норм, правил и инструкций должностные лица, ответственные за работу на этих объектах, привлекаются к административной ответственности.
Административный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляет Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор), находящееся в структуре Министерства энергетики РФ. Положение о Главгоскомэнер-гонадзоре утвержено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.2
Специальный контроль как вид административного надзора осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспек-ция), находящаяся в структуре Министерства торговли РФ.
К специальным видам административного надзора относится административный надзор органов милиции за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это административный надзор осуществляется в соответствии с Законом от 18 апреля 1991 г. в текущей ред. 04.08.2001 г.«О милиции»3. Основное назначение этого вида административного надзора — предупреждение новых правонарушений и оказание воспитательного воздействия на поднадзорных. К этой категории граждан в точном соответствии с законом могут применяться следующие предупредительно-профилактические меры:запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); запрещение выезда или ограничение времени вы-
2 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; 1997. № 4. Ст. 518. 1 СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4037. г Ведомости. 1991. № 16. Ст. 503
езда по личным делам за пределы района (города); явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Эти ограничения применяются как в полном объеме, так и частично в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.
30. Общественные объединения и как субъекты административного права.Под общественным объединениемпонимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1, 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «Об общественных объединениях» (СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений — политических партиях, закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовыми актами.
При этом следует отметить, что действие указанного закона «Об общественных объединениях» распространяется только на общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также некоммерческих союзов (ассоциаций).
Важнейший признак общественного объединения —добровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица или функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.
Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой статус.
Общественные объединения могут создаваться в следующих пяти организационно-правовых формах:общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждое из названных объединений имеет свои особенности или черты.
1. Общественной организацией являетсяоснованное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Их структурные подразделения имеют право оперативного управления, закрепленным собственником.
2. Общественное движениесостоит из участников и не имеет фиксированного членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоянно действующим руководящим органом и с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом.
От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руководящий орган, указанный в уставе.
3. Общественный фонд— это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные и благотворительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ.
От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляет его постоянный руководящий орган.
4. Общественным учреждениемявляется не имеющее членства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого общественного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. Может создаваться коллегиальный орган, имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.
Собственником имущества является .учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.
5. Создание органа общественной самодеятельностипреследует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.
Все организационно-правовые формы общественных объединений могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.
По территориальной сфере деятельности существует следующие виды общественных объединений:общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Законом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им определенных налоговых льгот.
На съезде (конференции) или общем собрании принимается решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С принятием решения общественное объединение считается созданным. Оно с этого момента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административная правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствующих органах юстиции. В данном случае ему выдается соответствующее свидетельство. Государственная регистрация общественных объединений — это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмешивается в их деятельность.
Международные и общероссийские общественные объединения регистрируются Министерством юстиции РФ, межрегиональные общественные объединения — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональные и местные общественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.
Он должен предусматривать:название, цели, организационно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объединения.
Государственные органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
При этом общественные объединения в силу своей социальной природы не обладают государственно-властными полномочиями, но могут быть наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и могут быть участниками некоторых административно-правовых отношений.
При осуществлении уставных целей общественное объединение имеет право:свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, при условии наличия в уставе этого права и если с момента его регистрации исполнилось шесть месяцев.
Общественное объединение обязано:соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Объем административной правоспособности общественных объединений как юридических лиц может быть различным и зависит от уставных целей общественного объединения.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями
Контроль за соответствием деятельности общественных объединениях их уставным целям осуществляют органы юстиции, которые регистрируют эти общественные объединения. Контролирующий орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом юстиции может быть вынесено руководящим органам объединений письменное предупреждение.
За правомерностью их хозяйственно-экономической деятельности осуществляют контроль финансовые органы. Они контролируют источники поступления доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и правильности уплаты налогов.
Имущество общественного объединения формируется на основании вступительных взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований и других не запрещенных законом поступлений.
31. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности в деятельности государственной администрации. Правовые формы реагирования прокурора на нарушения законности. В соответствие с Законом РФ «О прокуратуре РФ», принятого 17.12.1992 г. в текущей ред. от 5.10.2002 № 120-ФЗ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
• надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местно-
1 САПП. 1994. № 8. Ст. 602.
2 САПП. 1994. № 8. Ст. 592.
го самоуправления, органами военного управления. Органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• надзор за исполнением законов органами, осуществляемыми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначение судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
• координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Предметом прокурорского надзора в сфере государственного управления является исполнение законов местной администрацией, министерствами, иными органами управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Следовательно, прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты федеральных министерств, ведомств и нижестоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливается, соответствуют ли акты и действия поднадзорных органов и должностных лиц не только Конституции, но и законам.
Осуществляя, во-первых, надзор за исполнением законов и, во-вторых, за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются органами управления и контроля, прокуратура не подменяет их и не вмешивается в оперативно-хозяй-
ственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорным ему субъектам.
Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и другой информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Основное внимание прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законности, оказывают им необходимую помощь в этом деле, должны своевременно выявлять и пресекать нарушения законности.
В случае установления факта нарушения закона прокурор может опротестовывать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении; внести представление об устранении нарушений закона.
Протест прокурора— это его реагирование на противоречащий закону правовой акт органа исполнительной власти или действие должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшиму этот акт, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест. Установлен образец оформления протеста.
Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела, о производстве дела об административном правонарушении или иное постановле-
I
ние.Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Прокурор может вынести письменное представлениеоб устранении нарушений прав человека и гражданина, а также письменное предостережениео недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний.
Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пенсий и зарплат.
36. Транспортный комплекс. Органы управления транспортным комплексом в РФ. Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ.Наиболее важные вопросы управления в этой сфере решаются на уровне федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ решает общие вопросы организации управления предприятиями транспорта. По основным направлениям его работы Правительство РФ разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов. От четкой работы транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности.
Федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим государственное управление транспортом, является Министерство транспорта РФ (Минтранс России),которое является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет руководство железнодорожным транспортом, а также обеспечивает хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на этом виде транспорта.
Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения на своей территории, контролируют его состояние, работоспособность и безопасность работы.
В систему органов управления Минтранса России входят:железные дороги; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; НИИ, проектно-конструкторские и изыскательские организации, обеспечивающих деятельность и развитие отрасли.
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» является основным правовым актом, регламентирующим основы деятельности транспортной системы РФ, как одного их основных видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-технический комплекс, обеспечивающий потребности производства и населения в перевозках и услугах, необходимых для всех отраслей экономики. Также 10.01.2003 г. был принят ФЗ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ». В связи с этим 10.01.2003 г. также был принят ФЗ № 16-ФЗ «О внесе-
нии изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монополиях».
Основной задачей транспорта являетсясвоевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота торговли, состояние обороноспособности страны.
В организации управления транспортом имеется ряд особенностей.
Органы управления подразделяются по видам транспорта. При этом железнодорожным транспортом управляет Министерство путей сообщения, а Министерство транспорта управляет остальным видами:воздушным, морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом; оно управляет также дорожным хозяйством.
Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что вызывается предназначением, особенностями деятельности управляемых объектов.
Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
Специфика организации и деятельности предприятий транспортатребует особых нормативных актов (уставов, кодексов, правил). Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании специальных уставов о дисциплине, действующих на- соответствующих видах транспорта.
Особенностью является и то,что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен, чтобы сохранить управление над стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных полосах аэропортов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте. Приватизация этих объектов полностью запрещена. Государственный контроль будет сохранен и за теми транспортными предприятиями, которые акционируются. Это объясняется объективными причинами, прежде всего требованиями безопасности граждан, общество и государства.
Министерство транспорта осуществляет управлениевоздушным, морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом, а также дорожным хозяйством.
I
г
Минтранс России, совместно с Министерством путей сообщения РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ проводит государственную политику в области координации взаимодействия всех видов транспорта и развития транспорт-но-дорожного комплекса в целом.
Минтранс России действует на основе Положения, утвержденного Правительством РФ от 30.12.2000 г. № 1038.
Его основные задачи связаны с формированием и реализацией государственной транспортной политики, осуществлением общего государственного управления и регулирования транспортным комплексом страны.
В соответствии с указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. действует Российское авиационно-космическое агентство, которое осуществляет надзор за безопасностью полетов и развития отношений этих сферах. Особое значение имеет принятое от 18.05. 2001 г. № 384 Постановление Правительства РФ «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, что, по мнению разработчиков, позволит увеличить отчисление в госбюджет За счет повышения качества обслуживания пассажиров и грузового багажа.
Основными задачами Минтранса являются:
1) формирование и реализация государственной транспортной политики в сфере своей деятельности;
2) разработка совместно с заинтересованными ФОИВ стратегии развития транспорта в РФ и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ по координации совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории России, формирования единого транспортного пространства страны;
4) государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
5) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;
6) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики и иные задачи.
Министерство транспорта РФв соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;
2) осуществляет организационно-методическое руководство законопроектной деятельностью в транспортном комплексе;
3) контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе;
4) разрабатывает и реализует концепции и программы социально-экономического развития транспортного комплекса;
5) проводит комплексный анализ деятельности и осуществляет прогноз развития отраслей транспортного комплекса, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обеспечению их устойчивого функционирования и развития;
6) осуществляет руководство деятельностью своих территориальных органов и подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, координирует деятельность организаций транспортного комплекса в части решения возложенных на Министерство задач и осуществляет иные многочисленные функции.
Минтранс разрабатывает и утверждает правила, положения, технические нормы, отраслевые стандарты и другие нормативные акты по вопросам:
• перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты;
• технической эксплуатации и ремонта транспортных средств на подведомственных видах транспорта;
• проектирования, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, водных и воздушных путей сообщения;
• безопасности движения, судоходства, полетов и экологической защищенности.
Полномочия Минтранса России:
• оказывает содействие в формировании рынка дорожных работ и транспортных услуг, новых организационных
структур, основанных на различных формах собственности;
• обосновывает потребности в финансовых средствах, материальных и трудовых ресурсах для реализации межгосударственных и федеральных целевых программ;
Ш участвует в формировании единой политики в области безопасности и экологической защищенности от деятельности транспорта и дорожного хозяйства;
• определяет требования к уровню профессиональной пригодности кадров, содействует их подготовке;
• участвует в разработке и проведении политики в области цен и тарифов на перевозку грузов, пассажиров, багажа, почты;
• осуществляет другие меры, направленные на совершенствование деятельности всех подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
Министерство путей сообщения РФ (МПС России),согласно Положению о нем от 18 июля 1996 г.1, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом, а также обеспечивающим в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
В систему МПС России входят:железные дороги, отделения железной дороги, их линейные предприятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательские проектно-конструкторские, проект-но-изыскательские, другие организации, предприятия и учреждения, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта.
Руководство железными дорогами, объединениями, предприятиями и организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного процесса является исключительной компетенцией МПС России.
Основные задачи МПС России:
• обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта с целью своевременного и полного удовлетворения потребности в перевозках при высоком уровне обслуживания, оптимальных сроках доставки и обеспечении сохранности грузов;
1 СЗ РФ. 1996. 331, ст. 3746.
• создание совместно с железными дорогами многопрофильной сферы услуг, предоставляемых предприятиями железнодорожного транспорта, формирование банка данных об этих услугах и доведение их до потребителей;
• участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, а также экономического и правового механизма реализации этих актов;
• разработка предложений по проведению на железнодорожном транспорте научно-технической и инвестиционной политики, согласование ее с железными дорогами, организация разработки и внедрения новой техники и технологии, комплексного развития железнодорожного транспорта;
• разработка по согласованию с железными дорогами принципов экономических взаимоотношений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности.
Положением о МПС России определены его конкретные функции в области организации управления перевозочным процессом, экономики и финансов, технической политики, материально-технического снабжения, внешнеэкономической деятельности, в области кадров, труда и социальных вопросов.
К органам государственного управления связьюотносится Министерство по связи и информатизации РФ, утвержденное указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. 01.11.2001 г. № 1263, а положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 г. в ред. 17.07.2002 г. и федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), принятое Законом РСФСР от 19.02. 1993 г № 45241, в ред. указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 и ФЗ от 07.11. 2001 г. № 135.
Связь — составная часть хозяйственной и социальной инфраструктуры страны. Она функционирует как системный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи1.
Федеральные органы исполнительной властив соответствии со своей компетенцией и по предметам ведения разраба-
11*
1 СЗ. 1995. № 8. Ст. 600.
12 Административное пр
тывают предложения по государственной политике в области связи, организуют межотраслевую координацию функционирования и развития электросвязи, организуют и обеспечивают государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи; разрабатывают проекты программ развития в области связи, а также обеспечивают их реализацию.
Важное значение для организации управления в области связи имеет принятый федеральный закон РФ от 17 августа 1999 г. «О почтовой связи»1 Транспорт и связь являются обслуживающими отраслями народного хозяйства страны, а также имеют большое значение в хозяйственном и социально-культурном строительстве.
Названные центральные органы управления связью строят свою деятельность на основе федерального закона России от 16 февраля 1995 г. »0 связи», а также закона от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»2. Нормативные акты по вопросам регулирования управления сетями связи, а также технической эксплуатации средств связи являются обязательными для всех физических и юридических лиц, представляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности. Особую роль играют органы государственного контроля на транспорте и связи.
На автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве существенный объем контрольно-надзорных функций выполняется органами и подразделениями Государственной инспекции по безопасности дорожного движения(ГИБДД) МВД России
Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники осуществляет Главная государственная инспекция по надзору,которая находится в структуре Минсельхоза России и в системе местного самоуправления3.
Контрольные функции возлагаются также на полномочные органы и должностных лиц железнодорожного, морского, речного, пассажирского и междугороднего транспорта.
Все перечисленные контрольно-надзорные органы применяют к нарушителям меры административного взыскания в соответствии с Ко АП РФ.
37. Прохождение гражданской службы. Служебный контракт. До недавнего времени у нас не было законодательно определено понятие государственной службы, так как в это понятие включали всех служащих государственных учреждений и организаций, которые за свою трудовую деятельность по занимаемой должности получали денежное вознаграждение из средств государственного бюджета. С принятием Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» от
31.07.1995 г. в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ «государственный служащий» и «государственная служба» получают законодательное закрепление.