Молодежное добровольчество в Российской Федерации
В процессе развития добровольческого движения в современной России молодежь играла и продолжает играть свою особую роль. Молодежь как индикатор быстро и точно реагирует на состояние окружающей среды, условия и качество жизни. В сравнительно небольшом историческом периоде современной российской государственности, можно выделить пики и спады добровольческой активности молодежи:
- 1986-1991 гг. – высокая социальная и политическая активность молодежи;
- 1992-1999 гг. – низкая социальная и политическая активность молодежи;
- с 2000 года – рост социальной активности молодежи;
- с 2007 года - на фоне роста социальной активности, развивается процесс самоопределения молодежи в отношении своей гражданской, социальной и политической роли (ориентирами являются: политика и действия органов власти, политика и действия негосударственных институтов, области их взаимодействия).
Эти пики активности характеризуются различным содержанием, а, следовательно, отличаются и своими социальными последствиями.
В Российской Федерации к возрастной группе «молодежь» относят людей в возрасте от 14 до 30 лет. Для целей настоящего курса мы условно выделим в этой возрастной группе три подгруппы: «младшая» - 14-18 лет, «средняя» - 19-24 года, «старшая» - 25-30 лет. Уместно упомянуть и основное значимое окружение молодежи этих возрастных подгрупп: для «младшей» - члены родной семьи, школьное сообщество (в т.ч. учителя), друзья; для «средней» - сообщество учебного заведения (в т.ч. преподаватели), участники групп по интересам, друзья; для «старшей» - своя семья, сотрудники, возможно друзья. Это важно учитывать в процессе анализа источников и механизмов влияния на решения, принимаемые молодежью. Добровольческая деятельность молодежи «младшей» и «средней» возрастных подгрупп более чем добровольческая деятельность людей старшего возраста зависит от значимого окружения и создаваемых этим окружением условий.
В период спада активности населения в начале 90-х, молодежь, ранее активно участвовавшая в детских и молодежных организациях, стихийных и организованных политических акциях, в мероприятиях неформальных объединений, оказалась предоставлена сама себе и, как следствие, практически исчезла с поля общественно полезных добровольческих действий. Это объясняется рядом объективных причин:
- родители, в подавляющем большинстве, были заняты поиском путей выживания, а другие отвлечены на создание экономического или политического базисов,
- государственная молодежная политика находилась в коллапсе, детские и молодежные организации прекращали существование или находились в стагнации,
- далеко не каждый школьный учитель и преподаватель специального учебного заведения имел таланты, интересы, возможности и смелость на свой страх и риск содействовать организации общественно полезной деятельности молодежи, а те кто были, остались безвестными добровольцами гражданского общества неоцененными ни обществом, ни государством,
- молодежные инициативы либо не могли получить реальных опор для достижения общественной пользы, либо пролегали в других плоскостях,
- правовая и экономическая ситуация, также не способствовали поддержке общественно полезной деятельности молодежи.
Неоднозначную роль в процессе резкого снижении добровольческой активности молодежи сыграли и действовавшие в тот период общественные объединения. Частично мы касались этих причин в первом разделе лекции, когда говорили о квалификации лидеров организаций в начале 90-х. Добровольческой активности молодежи не способствовал ни низкий уровень менеджмента, ни стратегии организаций, в подавляющем большинстве не учитывавшие ориентацию на вовлечение молодежи в общественную деятельность. Вместе с тем, создание организаций силами самих молодых людей, естественным образом и в любых обстоятельствах, ограничено возможностями возраста (преимущественно для «младшей» и «средней» возрастных подгрупп).
90-е годы в целом стали периодом потери молодежи из сферы общественной пользы. Конечно, были и исключения, например отмечавшееся ранее скаутское движение, молодежное добровольческое движение в Ставропольском крае, молодежные добровольческие программы в Нижегородской области и Сибирском регионе, отдельные проекты и программы Российского Союза Молодежи и др. Однако эти примеры не могут подтвердить ни устойчивых стратегий, ориентированных на массовое участие молодежи в добровольческой деятельности, ни существенных ориентиров на создание системы поддержки молодежного добровольчества.
Развитие молодежного добровольчества тесно связано с обстоятельствами, которые мы рассмотрели в предыдущих двух разделах лекции. Кратко напомним: рост активности в отношении добровольчества всех секторов российской экономики в связи с подготовкой и проведением Международного Года Добровольчества, становление первичной инфраструктуры добровольчества на базе сектора некоммерческих организаций, комплекс новых социально-экономических стратегий развития РФ на среднесрочный и долгосрочный периоды, в т.ч. касающиеся реформы образования и государственной молодежной политики, создание механизмов общественно-государственного взаимодействия (в т.ч. института Общественной Палаты).
Актуальное состояние молодежного добровольчества в целом:
1. В регионах РФ молодежные добровольческие инициативы и социальная активность молодежи используются в различных сферах:
- для решения и профилактики социальных проблем (например, проблемы ВИЧ-инфицированных, беженцев и переселенцев, пожилых и ветеранов, людей без определенного места жительства),
- для решения проблем в сфере культуры (например, защита и возрождение памятников истории и архитектуры, распространение информации о культурном наследии),
- в сфере образования (например, развитие лидерских качеств и тренинги для лидеров),
- в сфере здравоохранения (например, пропаганда здорового образа жизни в школах, ССУЗах и ВУЗах),
- в сфере экологии и защиты окружающей среды (например, акции по очистке лесов и водоемов, по предотвращению пожаров),
- в сфере защиты прав человека (например, пикеты по защите прав иностранных студентов),
- в области работы с детьми и для детей (с инвалидами, безнадзорными, сиротами - творческое развитие, игровые и спортивные мероприятия, общение, раздача питания),
- в области работы с молодежью и для молодежи (например, выпуск информационных материалов для молодежи по планированию карьеры, скаутинг и программы патриотического воспитания).
2. Добровольческая активность молодежи в регионах РФ проявляется, как в ответ на предложения внешней среды (кампании общественных и некоммерческих организаций по привлечению молодых добровольцев, ярмарки молодежных добровольческих вакансий, презентации социальных и благотворительных программ в ВУЗах ССУЗах, действия государственных и муниципальных органов сферы молодежной политики, в т.ч. федерального агентства "Росмолодежь" http://www.fadm.gov.ru/), так и в результате личной/групповой инициативы самой молодежи.
3. Чаще всего, активность молодых добровольцев проявляется в форме участия в разнообразных краткосрочных акциях:
- значительные культурные, просветительские, социальные мероприятия местного, регионального, национального и международного уровня (например Всемирный день молодежного служения);
- озвучивание социальной проблемы, или достижений НКО,
- защита каких-либо принципов и демонстрация позиции,
- защита прав каких-либо групп.
4. В среде общественных объединений отмечается активное участие молодежи, преимущественно, в благотворительных акциях и в акциях по сбору средств, для программ с сильно выраженной ориентацией на решение социальной проблематики и на достижение общественной пользы.
5. В государственных учреждениях примеры добровольной работы молодежи встречаются крайне редко. Там, где такие примеры существуют (например, библиотеки, подростковые клубы, музеи, дома инвалидов, интернаты), чаще всего, отсутствует идентификация факта бесплатного труда молодежи с понятием «добровольная работа» в интересах общественной пользы. В государственных учреждениях социальной сферы добровольная работа развивается в тех случаях, когда эти учреждения дополняют стандарты своей деятельности современными нововведениями. Эти нововведения базируются, прежде всего, на взаимодействии с общественными организациями социальной сферы, на востребованности и использовании технологий их работы, совместном осуществлении проектной деятельности. Достойным примером может служить деятельность Департамента социальной защиты населения Администрации Тюменской области и Благотворительного Фонда развития Тюмени, http://www.cftyumen.ru/ .
6. В государственных высших учебных заведениях проявляется устойчивая тенденция к развитию студенческих добровольческих программ, которые ориентированы на широкую общественную пользу и реализуются вне стен учебных заведений. Наиболее интересный опыт стимулирования добровольческой активности студентов и эффективной организации их добровольной работы, в том числе, в социальной сфере демонстрируют: Ставропольский Государственный Университет, Саранский педагогический Университет, Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарева, Ярославский Государственный Университет, Омский Государственный Университет, Карельский филиал Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (имеются и другие примеры). Вместе с тем, из поля внимания самих студентов и специалистов по воспитательной и внеучебной работе ВУЗов, чаще всего выпадают области реализации добровольческого потенциала слушателей в интересах самого студенческого сообщества и его отдельных участников (например, вопросы адаптации первокурсников к новым условиям обучения, быта и ориентации на территории деятельности ВУЗа).
7. В регионах существует достаточно много моделей молодежной добровольной работы, развивающейся на основе сотрудничества общественных организаций и учебных заведений. Показательной может быть ситуация на Дальнем Востоке, где добровольчество наиболее успешно развивается в Приморском крае. На этой территории активны более 20 массовых добровольческих объединений (причем, на 95% эти организации состоят из студентов и школьников). В основном организации сосредоточены во Владивостоке, где получила распространение такая форма добровольческого объединения, как структурное подразделение Молодежного Центра ВУЗа или ССуза, а также форма привлечения молодых добровольцев для реализации социальных проектов.
Другим примером может служить развитие молодежного добровольчества в республике Татарстан. Основой является сотрудничество НКО и органов власти. III Республиканский слет волонтеров (август 2008) продемонстрировал высокую активность молодых добровольцев и продуманную государственную молодежную политику.
http://mdmst.tatar.ru/rus/index.htm/news/20387.htm,
8. В регионах РФ отмечается увеличение количества исследовательских и инновационных программ в области создания моделей по привлечению молодежи к общественно-полезной добровольческой деятельности. Примером может служить Программа «Образование и демократия». Программа была разработана с целью создания модели объединения формального академического образования и общественно-полезной деятельности учащихся.
В реализации программы принимали участие студенты ВУЗов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Белореченске (Краснодарский край).
В процессе исследования, проведенного в рамках программы «Образование и демократия» Межрегиональным Фондом «Созидание» (http://www.fondsozidanie.ru/) совместно с Институтом социологии РАН (сектор социально-экономических проблем труда) проводился анализ взаимосвязи между участием студентов в общественно-полезном труде (в проектах) и формированием структуры их ценностных ориентаций, изучалась мотивация молодежи к общественно-полезному труду.
Исследователи попытались ответить на вопрос, что отличает ту часть молодежи, которая участвует в добровольном общественно полезном труде (ДОПТ) от другой части молодежи.
Некоторые результаты исследования в области ценностных ориентаций студентов ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга демонстрируют различия в определении жизненных целей и условиях их достижения между участниками и не участниками ДОПТ.
Жизненные цели респондентов (распределение ответов в процентах):
Жизненные цели | Не участвующие в проектах ДОПТ | Участники проектов ДОПТ | ||
Москва | СПб | Москва | СПб | |
Приносить пользу обществу | 42.1 | 34.2 | 56.0 | 74.2 |
Добиться уважения окружающих | 43.4 | 21.1 | 28.0 | 29.0 |
Проявить свои способности | 55.3 | 57.9 | 64.0 | 74.2 |
Расширить кругозор, повысить уровень культуры и знаний | 55.3 | 59.2 | 68.0 | 74.2 |
Условия достижения жизненного успеха (распределение ответов в процентах):
Условия жизненного успеха | Не участвующие в проектах ДОПТ | Участники проектов ДОПТ | ||
Москва | СПб | Москва | СПб | |
Высокий уровень образования | 42.9 | 30.3 | 36.0 | 42.0 |
Соблюдение, установленных государством и обществом норм и правил | 0.0 | 1.3 | 0.0 | 6.5 |
Инициативность | 48.1 | 38.2 | 48.0 | 68.0 |
Умение достигать цели, не обращая внимание на мешающие нормы и правила | 5.2 | 13.2 | 0.0 | 6.5 |
Умение общаться с людьми | 59.7 | 60.5 | 72.0 | 74.0 |
Уверенность в себе | 77.9 | 67.1 | 68.0 | 87.0 |
Сила, здоровье | 18.2 | 32.9 | 20.0 | 55.0 |
9. Наиболее эффективное использование добровольческих инициатив молодежи происходит там, где они востребованы и ответственно поддержаны местными/региональными органами власти.
В декабре 2004 года большая часть общественных объединений Тверской области влилась в губернаторскую долгосрочную социальную программу «Важное дело».
Программа направлена на оказание адресной помощи незащищенным категориям населения. В середине декабря 2004 года в Твери по инициативе губернатора области Д.В.Зеленина состоялся Первый социальный форум, объединивший лидеров общественных организаций, бизнес-сообщества и представителей администрации области. Перед участниками форума стояла задача разработать предложения для долгосрочной социальной программы и определить круг проблем, которые могут быть решены путем объединения усилий всех секторов гражданского общества Тверского региона.
В результате работы форума была обозначена необходимость оказания дополнительной помощи социально незащищенным категориям населения Тверской области, которую могут осуществлять общественники при поддержке бизнеса и власти на основе широкого добровольного участия молодежи. С точки зрения участников форума дополнительная помощь должна оказываться одиноким пожилым людям, инвалидам, а также детям из неполных и неблагополучных семей. На основе данных, полученных на форуме, была сформирована долгосрочная социальная программа «Важное дело» и создан областной Центр добровольческой помощи, который централизовал и систематизировал работу общественных объединений региона по оказанию помощи нуждающимся. Задачи программы:
- консолидация дополнительных организационных, кадровых, интеллектуальных и финансовых ресурсов для оказания помощи социально незащищенным категориям населения;
- создание эффективных механизмов и системы взаимодействия трех секторов гражданского общества, необходимых для улучшения социального самочувствия населения;
- формирование системы эффективной работы добровольцев путем объединения и координации их действий.
Эта программа стала первой в Российской Федерации, продемонстрировавшей эффективное использование молодежных добровольческих ресурсов в социальной сфере на благо общества, организованных на основе значительной поддержки органов власти.
10. Значительную роль в развитии молодежного добровольчества играют мероприятия, реализуемые по программе "Технология добра" федерального агентства "Росмолодежь", мероприятия по подготовке Универсиады - 2013 в Казани и Олимпийских (Паралимпийских) Игр - 2014 в Сочи, а также специализированные интернет ресурсы, напр.: www.jaba.ru
11. Актуальный (июнь 2011 года) анализ молодежного добровольчества, в т.ч. в сравнении с другими возрастными группами предоставляют результаты последнего опроса ВЦИОМ "Добровольчество в России - потенциал участия молодежи": 75% самых молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату, уже имеют опыт такого участия 48% молодых (http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713.
12. Стратегии государственной молодежной политики в РФ предусматривают три приоритета:
- Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;
- Развитие инновационной активности молодежи;
- Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Эти приоритеты определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсной поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.
Принципы и меры реализации стратегии государственной молодежной политики открывают широкие возможности вовлечения молодежи в общественную занятость в социальной сфере, а опыт и технологии, накопленные негосударственными организациями, могут существенно обогатить и ускорить процессы развития молодежного добровольчества. Несомненно, это возможно, но возможно при условии, если эти новые взгляды не превратяться в "новые взгляды сквозь старые щели".