Соотношение и взаимосвязь основных участников международных отношений
Анализ целей участников международных отношений является не только одним из важнейших условий понимания их особенностей, но и одной из наиболее трудных задач. Дело в том, что цель — категория во многом субъективная и судить о ней можно лишь на основании действительных" последствии тех действий, которые предпринимаются участниками международных отношений, причем и в этом случае степень достоверности такого суждения отнюдь не абсолютна и далеко не однозначна. Это тем более важно подчеркнуть, что результаты деятельности людей нередко сильно расходятся с их намерениями. И тем не менее в социологической науке выработан такой подход к пониманию целей, который, не являясь абсолютной гарантией против субъективности, зарекомендовал себя как достаточно плодотворный. Речь идет о подходе с точки зрения поведения субъекта, то есть с точки зрения анализа последствий его поступков, а не его мыслей и декларируемых намерений. Так, если из нескольких возможных последствий какого-либо действия, мы наблюдаем то, которое происходит, и имеем основание считать, что его бы не было без желания действующего субъекта, это означает, что указанное последствие и являлось его целью. В качестве примера можно назвать подъем популярности правительства М. Тэтчер в Великобритании в результате его действий по выходу из Мальвинского кризиса.
57. Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
* международные межправительственные организации специальной компетенции — объединение государств, деятельность которых затрагивает одну из специальных областей межгосударственных отношений, например военно-политические организации (НАТО), экономические организации (МВФ), организация ООН по вопросам культуры и образования (ЮНЕСКО);
* открытые международные межправительственные организации - объединения государств, куда принимают любое государство, отвечающее требованиям членства в них (например, Всемирная организация здравоохранения и большинство других международных организаций);
* закрытые международные межправительственные организации - объединения государств с приемом новых членов только при согласии первоначальных учредителей (НАТО);
* региональные международные межправительственные организации — объединение государств, расположенных в пределах одного региона (например, Организация американских государств, Лига арабских государств).
В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов. Компетенция международной организации — это объект или сфера предметной деятельности, определяемые полномочиями, которые даны ей государствами-участниками. Функции международных организаций могут быть регулирующими, контрольными, оперативными и др. Они ограничены сферой закрепленной за ними компетенции. Сама же компетенция ограничена договорными рамками, очерченными государствами-участниками в договорных документах.
Наряду с международными межправительственными организациями (ММПО) существуют еще и международные неправительственные организации (МНПО). Отличия вторых от первых заключаются в том, что они создаются не представителями официальных государственных структур, а частными лицами и общественными объединениями нескольких государств. МНПО не являются субъектами международного права, что не мешает некоторым из них играть активную роль в современных международных отношениях.
По целям, составу участников, характеру деятельности выделяют разные виды МНПО и ММПО. Например, существуют религиозные МНПО (Экуменический совет церквей), спортивные (Международная федерация футбола — ФИФА), правозащитные («Международная амнистия»), экологические («Гринпис»), политические (Социалистический Интернационал, Международный демократический союз).
Степень вовлеченности МНПО в мировой политический процесс неодинакова. Организации политического характера непосредственно выступают в качестве субъектов мировой политики. Социалистический Интернационал участвует в решении многих международных проблем как через деятельность входящих в него партий на национальном уровне, так и прямо вырабатывая и представляя свои предложения на различных международных форумах. «Гринпис» и «Международная амнистия» включаются в политическую деятельность не в силу своей природы, а из-за того, что сфера их деятельности неизбежно пересекается с политической сферой. Есть и неполитические МНПО, сознательно дистанцирующиеся от политики и подчеркивающие свою аполитичность.
58. Особенности международной роли транснациональных корпораций, национально-освободительных движений и т. п. участников международных отношений.
Транснационализм в ТМО
В конце 70-х гг начинается третий большой спор о роли государства как участника мо, значении национального интереса и силы для понимания сути происходящего на мировой арене. Транснационалисты (Кохейн, Най, Фергюсон, Грум) продолжая традиции теории интеграции в взаимозависимости, выдвинули общую идею, согласно которой политический реализм и этатическая парадигма не соответствуют характеру и основным тенденциям мо и потому должны быть отброшены. Мо выходят далеко за рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных интересах и силовом противоборстве. Государство как международный актор лишается своей монополии. Помимо государств в мо принимают участие индивиды, предприятия, организации и др негос объединения. Многообразие участников, видов взаимодействия (культурн, научн, экон сотрудничество) и его каналов (партнерские связи между универами, религиозн орг-ями) вытесняют гос-ва из центра международного общения, способствуют трансформации общения из интернационального в транснациональное.
Появление новых тенденций мирового развития обусловили революционное изменение средств связи и транспорта, трансформация ситуации на мировом рынке, рост числа и значения ТНК. Особенно – рост мировой торговли, модернизация, урбанизация, развитие коммуникаций, усиление роли малых государств и частных субъектов. Как последствие – возрастание взаимозависимости мира и относительное уменьшение роли силы в мо.
Представители транснационализма подвергли критике сами концептуальные основы классической парадигмы. Транснационалисты склонны рассматривать сферу транснациональных отношений как своего рода международное общество, к анализу которого применимы те же методы, что позволяют понять и объяснить процессы, происходящие в любом обществе.
Транснационализм способствовал осознанию ряда новых явлений в мо. На него наложило отпечаток его идейное родство с классическим идеализмом с присущей склонностью переоценивать действительное значение наблюдаемых тенденций в изменении характера мо.
59. Категории и критерии морали в трактовке новейших теорий международных отношений.
Моральные и правовые нормы являются основными регуляторами общественных отношений, которые сложились в процессе исторического развития человечества. Проблема политической морали сложна сама по себе. Это проявляется в конфликте между различными системами ценностей в различных культурах и идеологиях. Анализируя проблему соотношения морали и политики М. Вебер обращал внимание на напряжение между целью и средством с этической точки зрения, т.к. для достижения «хороших целей» могут использоваться сомнительные средства. Выделял два вида морали: этика убеждения – существуют некие нормы абсолютной морали, этика ответственности – ориентация на последствия своих действий.
В целом мораль – продукт рационализации деятельности церкви. Государь несет ответственность перед богом и перед подданными. Основная задача – поддержание деятельности государства.
Минимальный моральный императив в мо требует от участников руководствоваться принципом сохранения других. Моральное поведение – это стремление к поддержанию мира.
Основные противоречия действенности морали связаны с проблемой универсальности моральных принципов (определяемая социокультурной средой, временем и ситуацией) и проблемой социального адреса.
В различных теориях мо присутствуют свои трактовки морали и права:
• В либерализме набор абстрактных морально-этических и правовых норм – это некая истина, к которой надо стремиться. Исключается необходимость применения силы для защиты международного права, достаточно общественного мнения и осуждения Лиги Наций (по В. Вильсону).
• Реалисты считают, что нельзя связывать моральные императивы и политику. Их надо рассматривать в конкретных обстоятельствах места и времени. Моральные ценности связаны с национальными интересами.
• Модернисты считают этику несовместной с экспериментальной наукой. Но некоторые полагают, что в рамках позитивного исследования можно принимать во внимание признанные в обществе нормы, если рассматривать их как факты.
Холсти выделял 3 уровня, но которых моральные нормы способны влиять на поведение международного актора:
• Уровень целей правительства
• Уровень методов действия
• Все решения, принимаемые «здесь и сейчас»
Рассматривая взаимодействие права и морали, можно выделить общие моменты:
• Функциональная общность (регулирование)
• Генетическая общность (социальное происхождение)
• Это обязательные правила поведения
И различия:
• Правовые нормы носят фиксированный характер, записаны в нормативно-правовых актах. Нравственное регулирование неинституционализировано.
• Моральные нормы носят всеохватывающий характер, а право имеет ограниченную сферу применения
• Имеют различные методы и средства воздействия
60. Мораль и право в конкурирующих теориях международных отношений.
Взаимодействие международного права и международной морали, их диалектическое единство не исчерпываются общностью основных принципов поведения международных акторов. В основе этого единства лежат их генетическая общность (т.е. общность социальных основ происхождения, обусловленность особым родом общественных отношений); функциональная общность (регулятивное назначение); общность международного права и международной морали в плане их нормативно-ценностной природы. И право, и мораль представляют собой обязательные правила поведения, приобретающие форму юридического или нравственного долга и ответственности за нарушение этого долга, отражающие существующий уровень развития международной системы и человеческой цивилизации в целом.
В одних принципах преобладают юридические элементы (например, в принципе суверенного равенства государств), в других — элементы моральные (например, в принципе сотрудничества).
Указанные различия можно свести к следующим основным характеристикам.
Во-первых, правовые нормы носят фиксированный характер вследствие того, что они записаны, например, в уставах соответствующих межправительственных организаций, соглашениях, международных Договорах и т. п.
И государства, и международные организации опираются на нравственные нормы, рождающиеся из практики международного общения
Во-вторых, международная мораль и международное право различаются по сферам своего действия: моральные нормы носят всеохватывающий характер, в то время как право имеет в каждый данный момент ограниченную сферу применения.
В-третьих, международное право и международная мораль различаются с точки зрения форм, методов, средств и возможностей воздействия на поведение международного актора, а следовательно, и возможностей регулирования системы международных отношений. Правовое регулирование предполагает использование средств
Таким образом, признавая, хотя бы на словах, существование моральных норм и необходимость следовать им во взаимодействии на мировой арене, разные участники международных отношений понимают эти нормы по-разному.
61.«Большая стратегия» в условиях постбиполярного мира.
Б.с.( = внешняя политика) – объединяет в себе все имеющиеся в распоряжении государства средства для обеспечения национальных интересов как в мирное, так и в военное время. Сферы стратегии: политическая, экономическая, военная (все имеет отношение к национальной безопасности). Стратегия не равнозначна понятию тактика. Тактика – эффективное использование средств для достижения промежуточной цели, которая должна привести к успеху стратегии)
Б.с. в случае успеха устраняет необходимость в военном насилии и вообще она направлена на сохранение прочного мира. Условия успеха стратегии: правильная оценка сложившейся международной ситуации и изучение значимых международных акторов.
62. Конфликты в трактовке основных западных теорий.Существующее в научной литературе многообразие подходов к исследованию международных конфликтов во многом объясняется различием трактовок содержания понятия «международный конфликт». Кроме того, понятие «международный конфликт» имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений, адекватных международной политической практике.
Известный американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников». Принимая такую точку зрения, некоторые исследователи международных отношений исходят из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, по К. Боул-дингу конфликт — это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая». Другими словами, речь идет о противоположности интересов, одновременная реализация которых участниками международного взаимодействия невозможна именно ввиду их объективности.
Иная точка зрения у Дж. Бертона, согласно которому «конфликт носит в основном субъективный характер... Конфликт, который как будто затрагивает «объективные» расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и Другой из сторон, при условии такого «переосмысления» ими восприятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе совместного использования оспариваемого ресурса».
Важное значение при изучении конфликтов имеет «угол зрения исследователя», в зависимости от которого формируются трактовка содержания конфликта и рекомендации относительно поведения в конфликте и его урегулирования
Конфликты между личностями, группами или государствами рассматриваются, соответственно, как межличностные, межгрупповые и международные (межгосударственные). Конфликты, которые происходят в рамках групп или государств, отличаются от межгрупповых и межгосударственных как внутренние — внутригрупповые и внутригосударственные — и внешние.
63. Основные типы классификации межгосударственных конфликтов.
Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:
1)их субъектами выступают государства или коалиции;
2)в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
3)межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
4)современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
5)межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:
1) конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;
2)конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
3) конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
4)территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
5) религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе
Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:
1)Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. Это когда во внутреннию политику одного госуд. Вмешивается другое госуд.
2)Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте.
3)Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?
Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами.
Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.
В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней. Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки.
64. Современные подходы в исследовании особенностей международных и межгосударственных конфликтов новейшего времени.
Существует три основных подхода: «стратегические исследования», «исследования конфликта», «исследования мира». Общее – осмысление роли конфликта в системе мо, различия – методология.
Стратегические исследования. Отличительные черты: направленность на решение практических задач, связанных с обеспечением национальных интересов и безопасности государства, созданием благоприятных условий для победы в возможной войне; теоретическая база – реалистическая парадигма, с ее государственно-центричной моделью международной системы. Нередко понятие конфликт редуцируется до понятия военного столкновения государств.
Стратегические исследования призваны выяснить, каким должно быть поведения государства в конфликтной ситуации, чтобы в наибольшей мере контролировать противника, навязать ему свои интересы. Рассматривается проблема войны, ее причины и последствия для государства, региона и международной системы в целом.
(Ядерное оружие: акцент на его устрашающей силе, не на стратегии военного конфликта, а на стратегии устрашения.)
«исследования конфликтов».
Центральными для этого направления являются вопросы,связанные прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов.
Происхождение конфликтов – 2 позиции: 1) причины связаны с характером структуры международной системы – структурный подход. 2) причины связаны с внутреннем контекстом системы – контекстуальный подход.
Приверженность государственно-центричной модели, реализму.
Классификация конфликтов: 1) Брайар и Джалили. 3 группы: а) классические межгосударственные конфликты; межгосударственные конфликты с тенденцией к интеграции; национально-освободительные войны и т.п. б) территориальные и не территориальные конфликты; в свою очередь последние могут иметь социально-экономические, идеологические мотивы или же просто вытекать из воли к могуществу в) зависимости от масштабов, конфликты подразделяются на генерализованные, в которые втянуто большое количество государств и которые способны перерасти в мировые конфликты, а также региональные, субрегиональные и ограниченные (по количеству участвующих государств) конфликты.
Существует множество других классификаций, критериями которых выступают причины и степень напряженности международных конфликтов, характер и формы их протекания, длительность и масштабы и т.п.
Исследования мира. Основная цель – поиск способов урегулирования конфликтов. В рамках этого направления существует 3 подхода: 1) англо-саксонская школа (Регулирование конфликта) – созданный в 1955 г. Journal of Conflict Resolution – поиск путей перехода от конфронтации к сотрудничеству, конфликт – универсальный феномен, не может быть устранен, присущ всем сферам общественной деятельности; 2) европейское течение Peace Research (Исследования мира) – переодическое издание в Осло – Journal of Peace Research – мир – это не просто отсутствие войны, но прежде всего – законность и справедливость в отношениях между государствами. Представителями этого течения мир рассматривается не только как ценность, но и как цель, достижение которой предполагает активные действия его сторонников; 3) акцент делается на процессе международных переговоров.