Теоретические основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

Введение

Актуальность темы. Местное самоуправление является видом общественной власти, которая максимально приближенна к населению. В этой связи муниципальная власть должна быстро и конструктивно реагировать на все обращения граждан по вопросам, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления. Это важно того, что демократизация общественной жизни страны и совершенствование ее политической системы являются комплексными многоаспектными процессами, смысл которых сводится к созданию условий для самореализации свободного и ответственного человека.

Сегодня в России решается задача формирования таких государственно-правовых институтов, которые бы органично сочетали в себе и обеспечивали эффективность народовластия (демократию) и надежную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ведь наряду с периодическим участием гражданина в референдумах и выборах он должен также иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы в государственных органах и органах местного самоуправления через соответствующие конституционно-правовые и административно-правовые механизмы.

К подобному роду механизмам относится институт обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти, посредством, которого они реализуют свои конституционные права и свободы, добиваются восстановления прав и законных интересов в случае их нарушения, а также активно воздействуют на политику государства в формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Для современной России проблема обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления приобрела большое значение в процессе перехода к такой модели народовластия в соответствии положениями Конституции Российской Федерации (ст.3). В связи с этим, тенденция укрепления юридических средств обеспечения права граждан на обращения в нашей стране, безусловно, прокладывает себе дорогу.

Это выражается, во-первых, в его конституционном закреплении, во-вторых, в гуманизации текущего законодательства Российской Федерации и субъектов федерации, при которой привычным уже стало отсутствие запрета на инакомыслие, свобода мнений, обсуждений, оценок. Наконец, в - третьих, создается механизм обеспечения конституционного права граждан на обращения.

Цель исследования - выработка предложений по совершенствованию деятельности в сфере обращений граждан на основе проведенного анализа современного состояния работы в органах местного самоуправления города Междуреченск в данной области.

Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:

1. Исследовать теоретические аспекты

2. Изучить нормативно-правовую базу по работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления

3. Рассмотреть порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

4.Обозначить общие направления совершенствования работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

Объект исследования: организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления.

Предмет исследования: работа с обращениями граждан в Администрации города Междуреченск.

Теоретические основы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления

1.1 Обращения граждан в органы МСУ: понятие, сущность и виды

Обращения граждан - важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах МО. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003г.. Это обязанность органов местного самоуправления «дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца» и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан [1, ст.32].

Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция Российской Федерации 1993г. закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления [1, ст. 33].

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления .

2 ноября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с этим законодательным актом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц [2, ст.2].

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, которые касаются рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003г., уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц [3, стр. 529].

Обращение - это далеко не каждое послание гражданина к государственному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям.

Обращения выполняют три важнейшие функции. Во-первых, обращение - средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - одна из форм реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения демократии. И в-третьих, обращения граждан - это механизм поддержания обратной связи, которая выражается в реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной властью. Изучая обращения граждан, государственным органам стоит внимательнее относиться к мнению населения, учитывать его, что позволит им построить доверительные отношения. В силу всего этого институт обращений граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших мест .

Право на обращение имеют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации.

Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей .

В различных источниках информации выделяются разные разновидности обращений и классифицируются они по различным признакам.

«Правозащитные» действия Н.А. Ямпольская разделяла на три разновидности, каждой из которых соответствует определённый вид обращений граждан:

- профилактические действия (их цель не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав), их формой являются предложения;

- сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;

- защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы .

Подобный подход представляется оптимальным для классификации обращений граждан по содержанию. Он даёт возможность “привязать” любую разновидность обращений к трём формам “правозащитных” действий. Поэтому в настоящей работе будем использовать именно этот подход.

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений .

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, поданные по телефону. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, лично. Все обращения обладают одинаковой силой.

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. Каждый исследователь в этой области предлагал свой вариант классификации обращений .

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

1) по форме обращения выделяют письменные и устные;

2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;

3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения, т.е. гражданин вправе внести обращение следующими способами:

а) лично (например, обращение к должностному лицу на личном приеме граждан);

б) через представителя, в качестве которого могут выступать депутаты, адвокаты, прокурор, органы опеки и попечительства или просто доверенные лица;

в) через средства массовой информации (например, открытое письмо в газете, прямой эфир);

г) через выступления на собраниях и конференциях граждан.

4) по характеру юридической природы выделяют заявления, жалобы, просьбы, ходатайства, предложения и т.п.

Заявление -это официальное обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных с их нарушением. Заявление, как правило, содержит просьбу об удовлетворении конкретных нужд и потребностей (например, об улучшении жилищных условий, назначении пенсий или других выплат, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот). Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба -это обращение в государственный либо общественный орган или к их должностным лицам по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица (гражданина общественных организаций, предприятий и т. п.). Как правило, в жалобе содержатся информация о нарушении субъективных прав, просьба об их восстановлении и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Разграничение между жалобой и заявлением должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса).

Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования, на решение вопросов местного значения (например, по улучшению благоустройства муниципального образования, по повышению качества работы пассажирского транспорта).

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. В силу специфики предложения как одной из форм обращений ясно, что дополнительное изучение, как правило, необходимо.

Предложение - это обращение в федеральные органы исполнительной власти или к должностным лицам, содержащее идеи по совершенствованию функционирования и развития различных сфер экономики, а также деятельности органов власти и государственного управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина.

Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании за каким-либо лицом определенного статуса, прав или свобод.

Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы, есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно .

Наши рекомендации