Порядок замещения должности главы государства

В монархиях пост ГГ и особый титул к нему (король, султан, эмир) передаются по наследству. Существуют следующие системы престолонаследия:

- салическая (при этой системе престол наследуют только мужчины по прямой нисходящей линии в порядке старшинства, а женщины полностью исключают из числа наследников престола, эта система используется в Норвегии, Бельгии, Японии);

- кастильская (престол наследуют мужчины по прямой нисходящей линии в порядке старшинства, но при их отсутствии престол могут наследовать женщины, также по прямой, нисходящей линии, эта система в Испании, Британия, Нидерланды);

- австрийская/габсбургская (престол наследуют мужчины в порядке старшинства, а женщины могут наследовать престол только при полном отсутствии мужчин во всех линиях правящей династии, в настоящее время не действует, в России была установлена указом Павла I в 1897 г.);

- шведская (престол наследуют потомки по прямой нисходящей линии в порядке старшинства, как мужчины, так и женщины на равных основаниях, используется в Швеции);

-мусульманская (престол наследует не конкретный родственник правящего монарха, а правящая семья в целом, которая собственно решает, кто из ее состава займет освободившийся престол, при этом правящая семья может сместить действующего монарха и поставить на его место другого члена семьи, применяется в Саудовской Аравии, Кувейте, Картере);

- племенная (престол наследует то лицо, из состава правящей династии, которое будет ее выбрана после освобождения престола, применяется в Свазиленде).

Для занятия престола обычно требуется следующие условия:

- принадлежность определенной религии;

- достижение совершеннолетия;

- в некоторых государствах принесение присяги перед парламентом.

Президенты избираются на определенный срок. Минимальный из известных – 3 года в Латвии, максимальный – в Италии 7 лет.

Выделяются следующие способы избрания Президента:

- избрание парламентом (Словакия. Венгрия, Чехия);

- избрание специальной избирательной коллегией, как правило, она формируется из членов выборных органов, и собирается для избрания президента (Италия, Германия, Индия);

- избрание на всеобщих выборах (Франция. Мексика, США).

Процедура вступления в должность монарха именуется коронацией, а президента – инаугурацией.

Компетенция главы государства

Объем компетенции ГГ зависит от существующих в стране формы правления, но вместе с тем, можно выделить и некие общие полномочия ГГ несвязанные с конкретной формой правления и вытекающие из его функции высшего представительства государства внутри и вне страны.

В своем качестве высшего представителя Г внутри страны ГГ имеет определённые полномочия в отношениях с парламентом, Правительством и судами.

В отношениях с парламентом он обладает правом назначать выборы, созывать парламент на очередные и внеочередные сессии, правом законодательной инициативы, правом промульгации принятых парламентов законов, иногда с возможностью применения права вето, правом обращаться в парламент с посланиями.

В отношениях с Правительством ГГ участвует в той или иной форме формирования Правительства и решения вопросов о его отставке.

В отношениях с судами ГГ, как правило, назначает судий или участвует в их назначении совместно с другими органами.

Также как высший представитель Г внутри страны ГГ имеет определенные полномочия в сфере личного статуса, т.е. в отношениях Г с гражданами (полномочия по предоставлению, восстановления гражданства, по предоставления убежища иностранцам, право помилования осужденных, право награждения государственными наградами и т.д.).

В качестве высшего представителя Г вне страны ГГ наделяется полномочиями в сфере международных отношений и обороны и госбезопасности. В соответствие с этим он ведет переговоры с главами иностранных государств и их Правительств, заключает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты, аккредитованных при нем дипломатических представителей, сам аккредитует и отзывает собственных дипломатических представителей, функции верховного главнокомандующего вооруженными силами государства, назначает высший командный состав, присваивает высшие воинские звания, имеет право объявления чрезвычайного, военного или иного исключительного положения.

Все перечисленные полномочия при разных формах правления хотя и сформулированы одинаково, имеют различный объем.

При парламентских форма правления они осуществляются ГГ по усмотрению главы Правительства.

При других формах правления усмотрения ГГ при исполнение собственных полномочий более широко.

Правительство.

Понятие, состав и структура Правительства. Виды правительств.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Помимо федерального (общенационального) Правительства существует также Правительство SФ, в политических автономиях иногда существуют местные Правительства.

На практике Правительство может именоваться по-разному: Совет министров (Франция), Федеральное Правительство (Германия), Кабинет (Япония), Правительство (Чехия), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

В англоязычных странах словом government называется вся система исполнительных, законодательных и судебных органов (вся государственная власть).

В президентских республиках, а также некоторых абсолютных и дуалистических монархиях Правительства, как единого органа не существует, считается, что вся ИВ принадлежит ГГ, которому подчиняются отдельные министры, рассматриваемые только как его советники. ГГ может созывать их на различные заседания или совещания, на которых никаких решений не принимается, а только обсуждаются отдельные вопросы, предложенные ГГ.

В состав Правительства входят различные должностные лица, к которым обычно относятся глава Правительства и министры, руководящие определенными министерствами и ведомствами.

На ряду с ними в некоторых странах в состав Правительства также входят: заместители главы Правительства (Португалия); заместители отдельных, наиболее важных министров (GB), министры без портфеля (должностные лица, которые не руководят каким-либо ведомством, а выполняют отдельные поручения главы Правительства или координируют деятельность группы министерств и ведомств, например, в Италии), члены Правительства, обеспечивающие взаимодействие Правительства и министров с Парламентом и его палатами (Австрия, GB – парламентские секретари).

Все эти должностные лица в различных государствах именуются по-разному:

- министры (европейские страны);

- государственные секретари (англоязычные страны);

- младшие министры;

- статс-секретари;

- и т.д.

Отдельные должностные лица могут занимать в Правительстве несколько постов (глава Правительства и занимает должность министра).

Помимо членов Правительства, которые обладают решающим голосом, в некоторых государствах на заседаниях Правительства могут участвовать иные лица с правом совещательного голоса, например, во Вьетнаме, на Кубе.

По своей структуре Правительство не является однородным органом. Нередко внутри Правительства создаются органы более узкого состава.

Выделяются 2 типа таких органов:

- внутриправительственный орган общего характера (Италия), в него входят ГГ и наиболее важные министры, данный орган заседание гораздо чаще, чем Правительство в полном составе и он подготавливает заседания Правительства и иногда принимает решения вместо него;

- комитеты Правительства (внутриправительственные органы межведомственного характера, которые занимаются предварительной подготовкой вопросов для заседаний Правительства, а также координации деятельности различных министерств и ведомств, в комитеты Правительства входят министры и другие члены Правительства, действующие в смежных сферах управления, их возглавляет глава Правительства, кто-либо из его заместителей или какой-либо министр).

Комитеты бывают постоянные и временные (создаваемые для решения определенных задач).

С точки зрения политического состава Правительства делятся на (выбор зависит от формы правления):

- однопартийные (формируется при парламентской и смешанной форме правлений, политической партией получившей абсолютное или близкое к нему большинство мандатов в парламенте, формируются в президентских республиках, но ГГ из числа своих сторонников);

- коалиционные (обычно бывает при парламентской и смешанной форме правления, когда ни одной из партий не удалось получить в парламенте такого большинства, которое позволило бы сформировать однопартийное Правительство, в этом случае несколько партий имеющих в совокупности парламентское большинство могут договориться между собой о создании блока и формирования на его основе коалиционного Правительства, в отдельные кризисные моменты, например, в случае войны, может быть образовано коалиционное Правительство особого рода – Правительство национального единства, которое входят представители всех партий, имеющие мандаты в парламенте, оно провозглашает своей целью преодоление кризиса, перед которым все противоречия между партиями отступают на 2ой план);

Обычно однопартийное и коалиционное Правительство при парламентской и смешанной форме правления создаются на основе парламентского большинства, однако может быть создано и Правительство парламентского меньшинства. Такое Правительство формируется партией или блоком партий, имеющим меньшинство в парламенте, когда нет устойчивого большинства, когда все другие партии временно воздерживаются от политического конфликта с Правительством парламентского меньшинства. Этому Правительству трудно принимать радикальные решения и обычно оно ограничивается решением текущих вопросов.

- беспартийные (если при парламентской или формой правления не удается сформировать однопартийное или коалиционное Правительство, а распускать парламент нежелательно или по конституции невозможно, образуется беспартийное Правительство, оно включает специалистов, которые могут принадлежать различным партиям, но их партийная принадлежность в данном случае не имеет значения и не предопределяет принимаемые ими решения, обычно имеет временный характер, создается для преодоления Правительственного кризиса и ведет текущие дела до формирования Правительства на партийной основе, кроме того, такие Правительства существуют в странах, где вообще отсутствуют или запрещены политически партии).

Наши рекомендации