Взаимодействие государства с институтами политической системы общества.

Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политическая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

ПРО ПАРТИИ ОТДЕЛЬНО ЕЩЕ:

В политической системе общества важную роль играют партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.
Термин «партия» в переводе с латинского означает «часть», «группа». Он получил распространение еще в древнем мире. Однако собственно политические партии появились в процессе становления парламентаризма (XVIII-XIX вв.).
Политическая партия - это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, призванием же политических партий является нацеленность на завоевание власти, борьба за руководство государственными делами.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного общественного класса или строя, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Функции политических партий:
– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
– активизация и интеграция определенной части людей;
– борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);
– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их деятельностью;
– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, пропаганда и формирование общественного мнения;
– политическое воспитание общества в целом или его части:
– подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.
Политические партии призваны выражать интересы различных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И, естественно, в этой связи они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям:
– в зависимости от социальной направленности программы и деятельности на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические;
– в зависимости от идейных оснований их деятельности – на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические(ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
– в зависимости от методов выполнения программы – на революционные(стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без принципиальных структурных изменений);
– в зависимости от характера политических действий – на консервативно-реакционные, умеренные, радикально-экстремистские;

– в зависимости от представительства в высших органах государственной власти и отношения к официальной политике - на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
– в зависимости от места в политическом спектре – на левые, центристские и правые.
В зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.
Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов – уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п.
Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология, которая может проводиться по следующим основаниям:
– в зависимости от характера политического режима можно выделить демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;

– в зависимости от числа партий, борющихся за власть или влияющих на нее, –однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из представителей двух или нескольких партий);
– в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом – мажоритарные, доминирующие и коалиционные;
– в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений – стабильные и переходные;
– в зависимости от характера межпартийных отношений – конкурентные и неконкурентные.
Любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий и партийных систем. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция их более детальной юридической регламентации.

Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное место в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности – самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программным положениям партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления и т.д.
Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для Появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного о права » (« права партий»).

Между государством и политическими партиями существуют тесные и разнообразные связи. Так, и государство, и политические партий представляют собой политические организации, они прямо связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят своей целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу определенную автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного и партийного аппарата, и одна партия является не только правящей, но и государственной.
Формы взаимодействия государства и партий состоят, во-первых, в политической деятельности партий, заключающейся в следующем:
– воздействие на формирование выборных (представительных) органов власти путем участия в избирательных кампаниях;
– влияние на формирование политического курса государства, определяемое заинтересованностью партии в проведении выгодной для нее политики, что относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. И хотя у правящей партии возможностей всегда больше, но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем:
а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных проблем;
б) обнародования предвыборных программ, платформ;
в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров;
г) формирования общественного мнения, в том числе через
СМИ, и тем самым давления на государственные органы и воздействия на курс политики государства;

– влияние на процесс правотворчества и правоприменительную деятельность государственных органов путем внесения предложений о принятии новых законов, других актов, давления общественного мнения и т. д;
– контроль над государственными органами, нередко с использованием общественного мнения.
Во-вторых, это взаимодействие заключается в том, что государство осуществляет контроль за политическими партиями путем:
а) регулирования статуса партий, их регистрации и установления рамок деятельности;
б) регламентации их участия в избирательном процессе, например установления порядка выдвижения партиями кандидатов в депутаты, наблюдателей и т. д.;
в) приостановления деятельности или ликвидации партии по решению Верховного Суда (например, в случае несоответствия ее деятельности Конституции);
г) проверки финансовой деятельности партий, налогообложения, запрета использования партиями средств на избирательную кампанию из зарубежных источников.
Государственное воздействие представляет собой внешнеерегулирование деятельности партий. Что касается внутреннего регулирования, то оно осуществляется самими партиями в своих уставах, где определяется структура партии, ее цели, задачи, методы работы, партийная дисциплина и др.

Наши рекомендации