Вопрос 56. Срок полномочий Президента. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента
Закон Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII "О Президенте Республики Беларусь"
Статья 8. Срок полномочий Президента - пять лет.
Статья 9. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.
Досрочно полномочия Президента прекращаются в случаях освобождения, смещения его с должности, отставка Президента, смерть Президента.
Статья 11. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.
Статья 12. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.
Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.
В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.
Статья 13. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.
Статья 14. Должность Президента считается вакантной в случаях:
отставки Президента;
досрочного освобождения Президента от должности;
смещения Президента;
смерти Президента.
Статья 15. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
57. Назовите гарантии обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь. Охарактеризуйте неприкосновенность Президента Республики Беларусь.
Являясь главой государства и его высшим должностным лицом, Президент РБ наделен определенным комплексом гарантий личного характера. Прежде всего, Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.
Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РБ.
Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РБ. Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.
К личным гарантиям президентской деятельности можно также отнести особый порядок привлечения Президента к уголовной ответственности. Так, в статье 88 Конституции предусмотрено, что в случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.
К числу социально-экономических гарантий президентской деятельности относится государственное обеспечение и обслуживание Президента, которое включает заработную плату, предоставление служебного жилого помещения и транспорта специального назначения; охрану, возлагаемую на службу специального назначения; расходы на представительные цели внутри страны; расходы, связанные с посещением иностранных государств; специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание его и его семьи; государственное страхование и др.
В случае отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту устанавливается пенсия в размере, определяемом законодательством; предоставляется государственное жилье в избираемом им населенном пункте Республики Беларусь.
58. Раскройте правовое положение Администрации Президента Республики Беларусь.
Особенно важной структурной единицей аппарата Президента является Администрация.
Его правовой статус определяется Положением об Управлении делами Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2000 г. № 97. Администрация образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом, является органом государственного управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:
1) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
2) первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
3) два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
4) помощники Президента Республики Беларусь,
5) Главное управление кадровой политики;
6) Главное идеологическое управление;
7) Главное государственно-правовое управление;
8) Главное организационное управление,
9) Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;
10) Экономическое управление.
11) Управление внешней политики;
12) Управление по работе с обращениями граждан;
13) Канцелярия Президента Республики Беларусь;
14) Приемная Президента Республики Беларусь1;
15) Пресс-служба Президента Республики Беларусь;
16) Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
17) Отдел подготовки выступлений;
18) Отдел по вопросам гражданства и помилования
Глава Администрации назначается на должность и освобождается от должности указом Президента и является руководителем Администрации. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом, но по представлению руководителя Администрации.
Глава Администрации назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных работников Администрации. Руководители структурных подразделений назначаются и освобождаются от должности по представлениям заместителей Главы Администрации, Работники Администрации - по представлениям руководителей структурных подразделений, согласованным с соответствующим заместителем Главы Администрации. Глава Администрации является по должности членом Совета Министров и его Президиума. Он обладает дисциплинарными полномочиями по отношению к подчиненным работникам.
В состав Администрации входит коллегия, которая создается Президентом и состоит из Главы Администрации, его заместителей, а также других работников Администрации.
Председателем коллегии является Глава Администрации. Ее деятельность как коллегиального органа осуществляется через заседания, проводимые по мере необходимости. Рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций, учреждений по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации.
ЦЕЛЬ Администрации: организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента + Определение кадровой политики и идеологии.
Основными ЗАДАЧАМИ
a. координация деятельности подчиненных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государ-, ственной кадровой политики, идеологии и права;
b. обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
c.организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
Основные задачи Администрации реализуются через ее ФУНКЦИИ:
1)организационное обеспечение Президента Республики Беларусь;
2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;
3) правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;
4) обеспечение проведения государственной политики в области права;
5) обеспечение проведения государственной кадровой политики;
6) обеспечение проведения государственной идеологии;
7) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной и судебной власти;
8)координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права.
9) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществлении контроля за разработкой и реализацией президентских программ;
10) подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина;
11) подготовка материалов по вопросам гражданства, наград и помилования, введения соответствующего государственного учета;
12) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с общественно-политическими институтами, другими обще-(I пенными объединениями;
13) организация приема граждан и рассмотрение их обращений, регламентация процесса учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции;
14) ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов;
15) координация деятельности государственных средств массовой информации.
59. Охарактеризуйте Национальное собрание как представительный и законодательный орган Республики Беларусь: укажите конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структуру, порядок формирования.
Термин парламент происходит от латинского, что означает послеобеденную беседу монахов или совещание монахов. В современном понимании данный термин начал использоваться в Англии, закрепленный в Вестминстерском статуте, в 1275 году. В 13 в. термин парламент и термин консилиум употреблялся для обозначения провинциальных сословно-представительных учреждений штатов провинций. В России термин парламент появился после учреждения сословно-представительной монархии в 1906.
В современном КП и парламентском праве, как подотрасли, а также в теории парламентаризма, рассматривается как высший представительный и орган государства. Используют и другие названия – Конгрессы, Федеральное собрание, Сеймы, Верховная Рада, Риксдаг (Швеция), Парламент (Франция).
Современный парламент – общенациональный и общепредставительный, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.
Парламент – Национальное собрание Республики является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Функции современных парламентов:
1. представительная – общенациональное представительное учреждение
2. законодательная – принятие парламентских законов
3. учредительная – важна при изменении государственного строя; иногда для реализации этой функции создаются отдельные органы в виде конституционных ассамблей или учредительных собраний
4. контрольная – контроль парламента за органами исполнительной власти
5. бюджетная – утверждение республиканского бюджета, утверждение отчёта правительства
6. налоговая – парламент устанавливает налоги, устанавливает таможенные тарифы (Скандинавия)
7. ратификация и денонсация международных договоров
Срок полномочий Национального собрания – четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных далее. Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случае:
· отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;
· выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;
· двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;
· систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь – на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;
· прекращения полномочий Совета Республики.
Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случае:
· систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь – на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;
· прекращения полномочий Палаты представителей.
Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат Национального собрания.
Палаты Национального собрания не могут быть распущены:
· в период чрезвычайного или военного положения;
· в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;
· в период решения палатами Национального собрания вопроса о досрочном освобождении от должности или смещении с должности Президента Республики Беларусь;
· в течение года со дня первого заседания каждой из палат Национального собрания.
Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (мажоритарная абсолютного большинства двойной сложности) в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Выборы проводятся в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
60. Назовите организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Охарактеризуйте сессии Парламента и взаимодействие палат Национального собрания.
Работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Советом Республики, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Палаты представителей, депутатских групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Работа Совета Республики осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Палатой представителей, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Совета Республики, членов Совета Республики, а также в иных формах в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для осуществления контактов с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями палатами Национального собрания из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания, могут формироваться постоянно действующие делегации и рабочие группы. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут также делегироваться соответственно Палатой представителей (Советом Палаты представителей), Советом Республики (Президиумом Совета Республики) в состав объединенных постоянно действующих делегаций и рабочих групп Национального собрания, представляющих Национальное собрание при осуществлении двусторонних либо многосторонних парламентских контактов или в международных парламентских организациях.
Палаты Национального собрания собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Первая после выборов сессия палат Национального собрания созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через тридцать дней после выборов. Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента Республики Беларусь, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания по определенной повестке дня.
Совместные заседания палат Национального собрания могут проводиться для:
· заслушивания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту;
· проведения парламентских слушаний;
· вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь;
· рассмотрения совместных обращений, деклараций и заявлений палат Национального собрания;
· в иных случаях по решению палат Национального собрания.
61. Назовите органы палат Парламента, порядок их формирования, компетенцию и формы работы.
Обе палаты избирают из своего состава Председателя и его заместителя. Председатель палаты Национального собрания, который ведает организационными, контрольными и административными делами палаты (осуществляет общее руководство палатой, ведет заседания, ведает внутренним распорядком работы палаты, возглавляет соответственно Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики, дает поручения постоянным комиссиям, секретариату и иным органам, подписывает постановления и решения, представляет палату Национального собрания во взаимоотношениях с органами и организациями, направляет и контролирует деятельность секретариата палаты Национального собрания, издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, отменяет распоряжения заместителя). Заместители председателей палат Национального собрания в случае необходимости замещают Председателя соответствующей палаты Национального собрания, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь. Они избираются на срок полномочий палат Национального собрания на заседаниях тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством от полного состава каждой из палат Национального собрания.
Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответственно Палате представителей, Совету Республики. Совет Они создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей и Совета Республики. В состав входят Председатель, его заместитель, председатели постоянных комиссий и другие депутаты в соответствии с Регламентом. Полномочия:
· организуют работу по подготовке сессий
· принимают решения о внесении проектов повестки дня сессий на рассмотрение соответствующей палаты;
· принимают меры по обеспечению присутствия депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики на заседаниях палат и решают другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий;
· заслушивают сообщения по вопросам работы постоянных комиссий, иных органов палат;
· дают секретариатам поручения, связанные с созывом и проведением сессий палат, законопроектной деятельностью и иными вопросами;
· вносят в случае необходимости предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий палат Национального собрания;
· принимают меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы постоянных комиссий, иных органов палат Национального собрания;
· ходатайствуют перед Президентом о награждении депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания государственными наградами Республики Беларусь;
· принимают решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания;
· осуществляют контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики;
· осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, избираются постоянные комиссии палат Национального собрания. Перечень и состав постоянных комиссий, порядок их формирования определяются палатами Национального собрания самостоятельно. Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязан входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий. Постоянные комиссии палат Национального собрания:
· готовят проекты законов к рассмотрению;
· предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к компетенции палат Национального собрания;
· осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции палат Национального собрания;
· по поручению председателей палат Национального собрания, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных нормативных правовых актов;
· рассматривают письменные обращения граждан и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;
· организуют проведение парламентских слушаний;
· создают рабочие;
· привлекают к своей работе экспертов и специалистов, назначают независимую экспертизу проектов законов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий;
· запрашивают у государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности;
· приглашают для участия в предварительном рассмотрении проектов законов, других вопросов, отнесенных к компетенции палат Национального собрания, представителей государственных органов и иных организаций;
· осуществляют иные полномочия.
Постоянные комиссии каждой из палат Национального собрания вправе проводить совместные заседания.
Палаты Национального собрания при необходимости создают временные комиссии. Порядок формирования состава временных комиссий, задачи и порядок их деятельности определяются решениями палат Национального собрания.
Для обеспечения деятельности палат Национального собрания создаются рабочие органы палат – Секретариаты палат, действующие на основе положений, утверждаемых постановлениями палат Национального собрания.
62. Охарактеризуйте компетенцию Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Палата Представителей:
· рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
· определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, занимается ратификацией и денонсацией международных договоров.
· утверждение республиканского бюджета, отчета о его исполнении, нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты.
· вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы.
· вправе большинством голосов от полного состава отменить распоряжение Председателя Палаты представителей.
· рассматривает также проекты законов: об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; о толковании законов.
Также в соответствии с Конституцией Палата представителей осуществляет следующие функции:
· назначает выборы Президента (п.3);
· даёт согласие Президенту на назначение Премьер - министра (п.4);
· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение означает выражения вотума не доверия Правительству (п.5);
· рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству (решение о доверии Правительству Республики Беларусь считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей) (п. 6);
· по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности (п. 7);
· принимает отставку Президента (п. 8);
· выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение о смешении Президента с должности (п.9);
· отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей (п.10)
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Полномочия Совета республики перечислены в статье 98 Конституции РБ:
· Одобряет или отклоняет принятые Платой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
· Дает согласие на назначение Президентом Председателя Палаты Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
· Избирает шесть судей Конституционного Суда;
· Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
· Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; для взаимодействия с органами местного самоуправления при Совете Республики может создаваться Совет по взаимодействию органов местного самоуправления;
· Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
· Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение об его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; Вопрос о смещении Президента может быть поставлен по предложению не менее 70 депутатов.
· Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Совет Республики вправе большинством голосов от полного состава Совета Республики отменить распоряжение Председателя Совета Республики.
Вопросы общей компетенции
· Законодательные полномочия палат Национального собрания
· Делегирование законодательных полномочий Палатой представителей и Советом Республики Президенту Республики Беларусь ( Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат Национального собрания, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования указанных декретов и срок полномочий Президента Республики Беларусь на их издание );
· Рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона;
· Рассмотрение палатами Национального собрания вопроса о проведении республиканского референдума;
· Заслушивание палатами Национального собрания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту.
63. Дайте характеристику актов Парламента Республики Беларусь: назовите понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Приведите классификацию законов.
Палата представителей принимает решения в форме законов и постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.
Совет Республики принимает решения в форме постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.
Решения палат Национального собрания считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат Национального собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь. Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются:
· Конституция Республики Беларусь;
· законы о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
· законы о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
· законы о толковании Конституции Республики Беларусь;
· законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);
· законы, возвращенные Президентом Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений;
· законы о внесении изменений и (или) дополнений в закон, отдельные положения которого возвращены Президентом Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений.
Палата представителей по требованию Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей законы, по которым согласительными комиссиями, созданными палатами Национального собрания, не приняты согласованные тексты проектов законов. Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются также решения:
· о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь;
· о смещении с должности Президента Республики Беларусь;
· об отмене временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».
· По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.
* Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством.
* Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.
* В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ и о военной доктрине.
* Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.
Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.
64. Охарактеризуйте законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.
Под законодательным процессом в юридической литературе принято понимать деятельность законодательных органов по принятию парламентских законов.
2 подхода:
- одни ограничивают рамками официального прохождения проекта закона в высшем представительном органе
- другие рассматривают этот процесс более широко: он охватывает как планирование законодательной деятельности, так и предварительное обсуждение проекта до его официального появления в нижней палате.
Подробное процессуальное закрепление стадий этого процесса необходимо для того, чтобы наряду с официальными субъектами законодательной инициативы закрепить тех, которые могут участвовать на определенной стадии. В соответствии с представлениями большинства белорусских конституционалистов это процесс, регулируемый законом «О Нац. Собрании», регламентами и иными НПА процесс подготовки, внесения законопроекта в законодательный орган, его рассмотрение, принятие, официальное опубликование и вступление в силу.
Следует отличать законоподготовительную деятельность. Она связана с разработкой как самого проекта, так и разработкой концепции закона и обоснованием необходимости принятием, изменением, дополнением действующего закона.
Следует отличать законотворчество и правотворчество. Правотворчество и процесс объединяет деятельность всех нормотворческих органов – Парламента, Президента и др. субъектов.
Принципы законодательного процесса закреплены в:
1. Конституции
2. законе «О НПА»
3. законе о Национальном Собрании
4. регламентах палат Нац. Собрания
Принципы
· верховенство права (ст. 7 К) – приоритет правовых норм, ем правилам, которые закреплены в других социальных регуляторах
· конституционализма – все существующие и принимаемые законы должны соответствовать нормам Конституции
· гласность – законодательный процесс должен осуществляться открыто и гласно, общественность имеет право на общественное обсуждение законопроекта
· демократизма
· свободного обсуждения законопроектов
· многообразия мнений
· соответствие актов нижестоящих органов актам вышестоящих
· приоритета принципов международного права
· принцип защиты прав и конституционных свобод граждан
Законодательный процесс принято делить на стадии, которые состоят из этапов и юридически значимых действий. Смысл стадийности – устанавливается определенная последовательность прохождения законопроекта, каждая стадия имеет определенные временные рамки, для каждой стадии устанавливается определенный круг субъектов. Стадии позволяют установить, по каким правовым причинам законодатель не успевает принимать необходимые адекватные социальным и политическим реалиям законы.
Подходы к выделению количества стадий:
1. Пиголкин А. С. – правотворческие и законодательные процессы из 2-х частей (1 – предварительное формулирование воли; 2 – придание законопроекту официальной формы в виде закона)
2. Тихомиров Ю. А. – следует выделить 6 стадий (1 – прогнозирование и планирование законотворческой деятельности; 2 – внесение предложений о принятии закона; 3 – разработка концепции закона; 4 – спициальное и общественное обсуждение проекта закона; 5 – рассмотрение и принятие закона Парламентом; 6 – опубликование и вступление закона в силу)
По мнению Василевича в Национальном Собрании можно выделить
1. прогнозирование и планирования развития законодательства
2. предварительное рассмотрение проектов законов в комиссиях палаты представителей
3. рассмотрение проекта на пленарном заседании палаты представителей
4. принятие закона в палате представителей
5. одобрение (отклонение) закона Советом Республики
6. Подписание президентом и его обнародование
Количество зависит от:
· палат парламента
· нормативного закрепления процедуры законодательного процесса
Применительно к 2-х палатным парламентам принято выделять 2 вида стадий:
1. обязательные стадии
a. реализация права законодательной инициативы
b. предварительное рассмотрение комиссиями
c. вынесение законопроекта на первое рассмотрение (чтение) палатой представителей
d. рассмотрение проекта во втором чтении
e. принятие Палатой представителей законопроекта
f. рассмотрение и одобрение Советом Республики
g. проходит обязательный предварительный конституционный контроль
h. подписание закона Президентом
i. обнародование
2. факультативные
a. преодоление разногласий между палатой представителей и советом республики, в случае отклонения СР законопроекта
b. повторное первое чтение в палате представителей
c. преодоление парламентом президентского вето на принятый парламентом закон или отдельные его части
d. парламентские слушанья
e. общественное, всенародное обсуждение проекта
f. общественная экспертиза проекта
Дайте характеристику взаимодействия Президента и Парламента в Республике Беларусь. Назовите основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.