Основные сословия российского общества
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ
Новые явления в экономике
Последствия Смуты.Итогом Смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. О юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади здесь сократились почти в 30 раз. Совершенно опустевшие деревни составляли по стране половину от их числа. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, часто уходили к казакам на юг. Но и от оставшихся крестьян было немного толку: многие из них не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Во многих районах страны численность бобыльских дворов составляла более 40%, а в западных районах страны — до 70%.
Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян становились не только казаками, но даже холопами у богатых бояр. А это грозило ослаблением социальной базы монархии.
Разорены были многие южные и западные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля. Лишь в менее пострадавших северных и восточных районах страны последствия Смуты проявлялись в меньшей степени.
В запустении была и государственная казна. Даже расходы первого и второго ополчения, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, а богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитниковы, Гурьевы, Шорины.
В этих условиях перед властью встала задача найти источники экономического возрождения страны.
Сельское хозяйство.Одним из главных таких источников стала раздача земель дворянам, что должно было привести к укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства. Чтобы избежать конфликтов из-за передела земельной собственности, царь Михаил подтвердил права на землю тех дворян, которым она была дарована Василием Шуйским и Лжедмитрием II. Уже в 1612—1613 годах «Совет всея земли», а затем Михаил раздали более 90 тысяч десятин дворцовых земель близким новому двору боярам и дворянам. В 1614—1625 годах еще больше земель было роздано мелкой чиновной знати, провинциальному дворянству, отчасти казакам. Велось освоение заволжских и сибирских территорий, где постепенно внедрялась трехпольная система.
Однако земля без закрепленных на ней крестьян не имела большой цены. Поэтому дворяне на протяжении всей первой половины века обращались с челобитными к царю с просьбой исправить положение. В 1637 году царь Михаил увеличил срок для розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 году — до 10 лет для беглых и до 15 лет для вывезенных другими феодалами (чаще всего боярами).
Были значительно сокращены крестьянские налоги, главным налогоплательщиком стало выступать посадское население. Все меньшее значение начал приобретать натуральный оброк, в то же время роль денежного оброка постоянно возрастала.
Благодаря принятым властями мерам крестьянские хозяйства сумели довольно быстро восстановиться. Однако сохранение натурального (нетоварного) хозяйства неизбежно вызывало плохую обеспеченность крестьян продуктами питания.
Новым явлением в развитии сельского хозяйства стала наметившаяся специализация отдельных районов страны. Это вело к росту товарного обращения. Южные и поволжские районы в избытке поставляли на рынок хлеб; западные — лен и коноплю; поморские — соль и рыбу; сибирские — меха; ярославские и костромские — холсты.
Новым было и то, что предпринимательством и торговлей были вынуждены заниматься не только купцы, но также монастыри, а в ряде случаев — бояре и даже царь.
Ремесло. Впрежние годы развитие ремесла в России было ограничено натуральным характером хозяйства: ремесленник производил продукцию лишь на индивидуальный заказ. В XVIIвеке ремесло превращается в мелкотоварное производство для продажи на рынке. Другой особенностью ремесла становится его укрупнение, создание ремесленных мастерских (в отличие от «домашней промышленности» прежних лет).
Еше одним новшеством стала специализация ремесленного производства в различных районах России. Вологодские мастера славились знаменитыми кружевами, ростовские — финифтью, важские — сукном, рсшминские — рогожами, белозер-ские — ложками, вяземские — санями, нижегородские — замками и т. п. Близкие к Москве Серпухов, Кашира, Тула стали одними из первых центров отечественной металлургии. Металлообработка была сосредоточена в Москве. Столица была и традиционным центром ювелирных работ. В металлообработке и на речном транспорте впервые начинает использоваться наемный труд.
Мануфактуры.Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития предприятий нового типа — мануфактур. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла еще в конце XV века. В XVIIвеке появились казенные пороховые мануфактуры, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Хамовный (ткацкий) и Бархатный (шелковый) двор. Они использовали принудительный труд и обеспечивали в основном армию и царское окружение. На внутренний и внешний рынок свою продукцию они почти не поставляли.
Довольно большими были купеческие мануфактуры, производившие пеньковые канаты для нужд флота (в основном продававшиеся за границу). Кроме Москвы, центрами мануфактурного производства стали Тульско-Каширский район и Урал. Здесь возникали медеплавильные и железоделательные заводы. Под Тулой три железоделательных завода построил в 1637 году голландский купец А. Д. Виниус. Здесь были пушены первые в России доменные печи. Немало было кожевенных мануфактур, а также соляных промыслов.
Всего за XVII век было создано около 60 различных мануфактур. Однако в условиях отсутствия большого количества свободной рабочей силы далеко не все из них оказались жизнеспособны. К концу века в стране насчитывалось не более 30 мануфактур. Тем не менее именно в XVII веке началось мануфактурное производство, а из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Никитниковы, Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы.
Торговля.Главной особенностью торговли в XVIIвеке стало формирование всероссийского рынка,под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны, основанного на экологической специализации территорий. Росту торговли способствовало и увеличение денежного оброка с крестьян. Росли не только городские рынки, но и сельские торжки. Впервые появились крупные всероссийские торговые ярмарки — Архангельская, Ирбит-ская, Свенская, к концу века — Макарьевская. Сюда в дни религиозных праздников направлялись со всей страныне только продавцы различных товаров, но и покупатели-оптовики. В городах и селах получила развитие розничная торговля. Имела место специализация не только в области производства товаров, но и их продажи. Так, признанными центрами торговли хлебом выступали Вологда, Вятка, Орел, Воронеж, Нижний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Отборная пушнина продавалась в Соли Вычегодской — на пути из Сибири в Москву.
Активно развивалась внешняя торговля, по-прежнему шедшая в основном через Архангельск (до 75%) в западном направлении и через Астрахань — в восточном. До середины XVIIвека иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным протестам со стороны русских купцов. В 1649 году царь Алексей Михайлович запретил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из страны.
Развитие торговли тормозили внутренние таможенные барьеры, остававшиеся еще со времен раздробленности. В 1653 году был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 года еще более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На импортные (ввезенные из-за границы) товары были введены более высокие пошлины.
Рост городов.XVII век стал временем появления многих новых городов в России. Расширение границ страны требовало их хозяйственного освоения. Большую роль в этом сыграли созданные в эти годы укрепленные линии, состоявшие из цепи городов-крепостей. Под защитой этих укреплений шло освоение южных степей, Урала, Сибири, Северного Кавказа. В середине
века была создана Белгородская черта (Ахтырка — Белгород — Воронеж — Тамбов), позже — Симбирская линия (Тамбов — Саранск — Симбирск) и Заволжская линия. В XVII веке развернулось строительство многих крепостей (острогов) в Сибири. В общей сложности к концу XVII века в России насчитывалось 250 городов (без Сибири и Левобережной Украины).
Таким образом, экономическое развитие страны в XVII веке было отмечено многими новыми чертами: усилением роли барщины и оброка, превращением ремесла в мелкотоварное производство, развитием мануфактур, формированием всероссийского рынка, ростом городов.
Основные сословия российского общества
Первое сословие.Господствующим сословием в обществе оставались феодалы. Прежде к ним относили лишь бояр, имевших свои родовые земельные владения — вотчины. В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. Помере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства — главной опоры царской власти. На протяжении XVII века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. В зависимости от знатности происхождения и успехов в службе их переводили из одного чина в другой. С учетом занимаемой должности служилые люди получали право на владение большими или меньшими землями с жившими на них крестьянами. Всеэто свидетельствовало о том, что в XVII веке дворянство постепенно превращалось в новое сословие.
Царская власть стремилась укрепить права как дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. С этой целью был увеличен срок розыска беглых крестьян вначале до 10, а затем до 15 лет. Однако это мало помогало. Бояре и дворяне требовали полного закрепления крестьян за их хозяевами. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право феодалов на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому.
К концу века в стране до 10% крестьянских дворов принадлежало царю, столько же — боярам, около 15% — церкви и более всего (около 60%) — дворянам.
Таким образом, к концу века позиции главных землевладельцев — бояр — были серьезно подорваны. Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Прежняя система замещения высших должностей в государстве по родовитости происхождения (система местничества) в 1682 году была отменена окончательно. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.
Крестьяне. Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в XVII веке значительно ухудшилось. Именно на крестьянские плечи легло тяжкое бремя Смуты и многочисленных войн этого столетия, восстановление разрушенного хозяйства. Крестьянство делилось на две основные группы: владельческих и черносошных. Первые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства. Вторые сохраняли личную свободу, владели обширными землями (в основном в Поморье и Сибири) и несли государственные повинности. Крестьяне, жившие на землях бояр и дворян, принадлежали лишь одному хозяину и полностью зависели от его произвола. Их можно было продать, обменять, подарить. Имущество крепостных принадлежало феодалу. Самым суровым и тяжелым было положение крестьян, находившихся в собственности мелких феодалов.
Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Как мы уже знаем, по мере развития рыночных отношений роль денежного оброка постоянно росла. Средняя протяженность барщины составляла 2—4 дня в неделю. Во второй половине века к барщинным работам стали приравнивать работу крепостных крестьян на первых мануфактурах, принадлежавших их хозяевам. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.
К концу века изменилась роль холопов. Еслипрежде они были бесправными полурабами своих господ, то теперь становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и т. д. К концу века эта категория зависимого населения постепенно слилась с крепостными крестьянами.
Изменилась система налогообложения. Если в начале XVII века налог («тягло») исчислялся с «паханой земли» и это привело к значительному сокращению обрабатываемой земли, то к концу века вместо поземельной подати была введена подворная.
Средние размеры крестьянских наделов составляли 1—2 десятины (1—2 гектара) земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых достигали нескольких десятков гектаров. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.
Городское население.В XVIIвеке росла численность городского населения. В каждом большом городе насчитывалось неменее 500 дворов. В новых городах, в первую очередь на южных и восточных окраинах страны, вслед за крепостями появлялись посады. В них жили не только русские, но и представители других народов России. Посадское население включало в себя ремесленников и торговцев, стрельцов, купцов, духовенство, дворян и бояр (с их многочисленной челядью).
Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы, контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения — мелких ремесленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Как и их хозяева, они были жителями белых слобод, населенных феодалами и церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало, в свою очередь, постоянные жалобы основной массы посадского населения.
Особенностью XVII века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нем начинает применяться (пока еше в небольших размерах) наемный труд. К быстро богатевшим и не желавшим уже выполнять черновую работу ремесленникам нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.
Духовенство. К концу XVII века численность российского духовенства значительно увеличилась. Церковную службу почти в 15 тысячах церквей страны несли до 110 тысяч человек. А в монастырях проживало еще до 8 тысяч монахов. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Вместе с тем сложилась и новая церковная иерархия. Самым близким к верующим и самым многочисленным по составу слоем духовенства были приходские священники. Высшим слоем были епископы, архиепископы и митрополиты. Возглавлял церковную иерархию патриарх Московский и всея Руси со своим двором.
Церковь была крупнейшим собственником земли. Это вызывало обеспокоенность светских властей и зависть многих бояр и дворян. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привилегий, принадлежавших им ранее.
Тем не менее церковь была одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15% земель.
Казачество. Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Основу хозяйственной жизни казаков составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а позже — также скотоводство и земледелие. Как и в XVI веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалованья и военной добычи.
Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны, в первую очередь донские и яицкие земли.
Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе («круге»). Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.
Эти порядки народного управления выгодно отличались от самодержавных, набиравших силу в стране. В 1671 году было приведено к присяге русскому царю донское казачество.
Таким образом, в XVII веке сложная прежде социальная структура российского общества значительно упростилась.
Политическое развитие страны
Первые Романовы: усиление самодержавной власти.Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613—1645).К началу правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Большое влияние на решения Михаила оказывала в отсутствие отца (Филарет был в это время в польском плену) мать молодого царя Марфа, ставшая после провозглашения сына царем «великой государыней». Вступая на престол, Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1619 году патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России. При волевых и властолюбивых родителях Михаил был человеком мягким и добрым. Он любил цветы, тратил большие деньги на закупку в Европе редких растений. Царь был физически слабым человеком и часто болел.
После смерти Михаила новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645—1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец, — в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить
читать, а в семь лет — писать, в зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Его обучением ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Все это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.
От первого брака (с Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича и кратковременного правления его старшего сына Федора (1676—1682).
Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. При этом уменьшилась роль сословно-представительных органов власти.
Земские соборы. Клятва Михаила Федоровича о правлении в согласии с Земским собором и Боярской думой не была случайной: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой должен был стать в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича главной чертой соборов стал значительный рост представительства на них низших сословий. Избранные на собор депутаты получали от своих избирателей «наказы», которые они должны были отстаивать перед царем. В отличие от правления Ивана Грозного и Бориса Годунова теперь в Земских соборах главную роль играли представители дворян и посадского населения. При Михаиле Земские соборы собирались довольно часто. А в период до возвращения из плена Филарета Земский собор практически не прекращал работу. По мере укрепления царской власти Земские соборы собирались все реже.
После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным.
Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.
Боярская дума. Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем — так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило два десятка бояр, то к концу правления Алексея Михайловича их численность выросла до 100 человек. Причем в состав Думы входила теперь не только родовая знать, но и представители незнатных родов.
Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы — войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т. д. Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.
Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц, — «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярская дума стала собираться все реже и реже. «Ближняя» же Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.
Приказы.Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.
Вопросами внешней политики ведал Посольский приказ. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп. Дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу (от него зависело, на какую службу попадет феодал — при дворе, в армии или в органах управления). Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел.
Едва ли не центральное место занимал Челобитенный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных и потому стоявший как бы над всеми другими. При Алексее Михайловиче был создан также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи. В него не входили даже думные бояре. Все это вело к превращению власти царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.
Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.
Порой приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный, Земский и другие приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.
Местное управление. В XVII веке главными административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250. Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие звенья — станы и волости.
С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, возглавлявших не только местные военные отряды, но и наделенных главной административной и судебной властью. Они отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением. В течение столетия практика назначения воевод во главе местного управления стала повсеместной. Введение воеводской власти на местах означало значительное ограничение полномочий органов местного самоуправления (земских и губных изб), введенных в ходе реформ Избранной рады в середине XVI века.
Со второй половины XVII века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы — разряды, объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений. Введение этой единицы означало появление промежуточного звена между центральной и уездной властью.
Законы. Соборное уложение 1649 года.Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов. Как и прежде, их проекты готовились по поручению приближенных к царю лиц и обретали силу после согласия Боярской думы и царя. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор.
Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 году, использовались не только предыдущие законы, но и зарубежные. В разработке свода законов участвовал и молодой царь Алексей.
Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.
Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.
Таким образом, в течение XVII века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества; значительно выросли права и привилегии дворянства — социальной опоры царского самодержавия.
Власть и церковь. Церковный раскол
Церковь после Смуты.Смута стала суровым испытанием идля церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (а сам патриарх короновал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Как писал поляк-современник, «церквей везде было множество, и каменных и деревянных. И все это мы в три дня обратили в пепел». Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе плененных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.
Патриарх Филарет.После 8-летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, чего удалось добиться Филарету, — укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иосифе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.В середине XVII века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие одновременно молились, используя порой разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
После смерти патриарха Иосифа новым главой Русской православной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон — митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
В 1653—1655 годахначалось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.
Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.
Усиление разногласий между церковной и светской властью.Новый пат-
риарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога.
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил осложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
Церковный Собор 1666—1667 годов. Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.
Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666—1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 — 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666—1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 —1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Народные движения
Причины и особенности народных выступлений.Современники называли XVII век «бунташным». Главными причинами народных выступлений были:
• закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
• усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн [что сказывалось на благосостоянии населения);
• усиление приказной волокиты;
• попытки ограничения казачьей вольности;
• церковный раскол и расправы со старообрядцами.
Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства (как это было прежде), нои казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.
Участие в борьбе с властьюказаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным выступлениям XVII века характер ожесточенной вооруженной борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.
Наиболее серьезные народные выступления начались в середине XVIIвека.
Соляной бунт.В ответ на попытку правительства пополнить казну за счет введения дополнительной пошлины на соль крупное восстание вспыхнуло в столице. 1 июня 1648 годацарь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сер-гиевой лавры в Кремль. Толпа москвичей попыталась подать ему жалобу на московского «градоначальника», главу Земского приказа Л. С. Плещеева. Его обвиняли в казнокрадстве, приказной волоките, потворстве богатым горожанам и населению «белых слобод», во введении высоких цен на хлеб и соль. Выступление оказалось настолько мощным, что царь был вынужден «выдать головою» (отдать на расправу народу) не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Был отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б. Морозов — воспитатель Алексея Михайловича, фактически управлявший государством. Вслед за Москвой восстания вспыхнули в других русских городах — Курске, Козлове, Ельце, Томске, Устюге Великом.
Воспользовавшись восстанием, дворяне и посадские верхи вручили царю требование упорядочить законы и судебную систему, подготовить новое Соборное уложение.
Медный бунт.Постоянные войны истощили царскую казну. Для ее пополнения было принято решение взыскать долги за прошлые годы, а также чеканить монету не из серебра, как прежде, а из меди. Стоимость новых денег оказалась в 12—15 раз меньше, чем старых. В результате торговцы отказывались продавать на новые деньги товары. Это вызвало недовольство населения и части армии, с которой также расплачивались обесцененными деньгами.
В июле 1662 года,разгромив усадьбы некоторых близких к царю бояр, толпы горожан устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. В ожидании прибытия войск царь был вынужден вступить в переговоры с восставшими. Он пообещал отменить медные деньги. Поверив царю, горожане направились обратно в Москву. Однако по дороге им встретилась новая многотысячная толпа, и шествие в Коломенское возобновилось. Тем временем царю удалось собрать войска. Безоружная толпа была обращена в бегство силой оружия. Начались расправы над участниками выступления. В центре Москвы были повешены зачинщики бунта. Многим его участникам по приговорам суда были отсечены руки, ноги, языки. Другие были биты кнутом и отправлены в ссылку. Тем не менее хождение медных денег было отменено.
Восстание Степана Разина.Самым крупным народным выступлением XVIIвека стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т. Разина.
Введение Соборного уложения 1649 года, розыск и расправа над беглыми крестьянами, разорение многих селян и горожан вели к оттоку их на окраины страны, прежде всего на Дон. К середине 60-х годов здесь скопилось большое число беженцев из центральных районов страны. Бедными оставались и многие местные казаки. Нищенское существование заставило 700 донских казаков во главе с атаманом Василием Усом в 1666 году направиться в сторону Москвы с просьбой принять их на царскую службу. После получения отказа мирный поход казаков перерос в восстание, в котором, кроме казаков, приняли участие тысячи крестьян. Вскоре восставшие отошли на Дон, где присоединились к отрядам Степана Тимофеевича Разина.
Степан Тимофеевич Разин (1630—1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону. Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661 — 1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой Алексеем Михайловичем. Но последней каплей, переполнившей чашу терпения Степана, стала казнь его старшего брата Ивана, дезертировавшего из действующей армии в 1665 году. Выступление Разина против царских властей стало после этого делом времени. В ходе восстания 1670—1671 годов Степан Разин предстал в облике крайне жестокого вождя, не щадившего не только врагов, но и ослушавшихся его приказа казаков.
Первый этап выступления отрядов Разина (1667—1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России — Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.
Сюда стали отовсюду приходить тысячи обездоленных. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, где он обещал «всех князей и бояр и все шляхетство (дворянство) российское побить».
Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие с ходу захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Ше-лудяком.
Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком). Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек.
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших был четвертован.
Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года, царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны. В одном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна еще не знала.
Выступление старообрядцев. Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. Для крестьян-старообрядцев и посадского люда это была форма социального протеста.
Только за 20 лет (1675—1695) в ходе массовых самосожжений погибло до 20 тысяч старообрядцев.
Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за старую веру были: Соловецкое восстание 1668—1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 70—80-х годах.
Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича, умершего в 1676 году.
Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при царе Петре I.
Таким образом, усиление феодального гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, борьба царских и церковных властей с «иноверцами» вели к массовым народным выступлениям.
Внешняя политика
Смоленская война.Основным противником России после Смуты продолжала оставаться Речь Посполитая. Польский король не признавал прав Михаила Федоровича напрестол, считая царем московским своего сына Владислава. За Речью Поспо-литой оставались и смоленские земли, захваченные у России в начале XVII века. Польская шляхта не оставляла планов нового похода на Москву.
В этих условиях Россия была вынуждена собирать силы для новой войны и искать союзников. Свою поддержку в борьбе сПольшей обещали Швеция и Турция.
Поводом к войне послужила смерть польского короля, давнего недруга России, Сигизмунда III. Разразившаяся в Речи Посполитой борьба за власть, казалось, облегчала шансы на успех. В июне 1632 годаЗемский собор принял решение начать войну с западным соседом за Смоленск.
Армию возглавил боярин М. Б. Шеин, осадивший Смоленск.
Однако ни Швеция, ни Турция не поддержали Москву. Тем временем польским королем был избран претендент на российский престол — Владислав. Во главе 15-тысячного войска он снял осаду со Смоленска и окружил армию Ше-ина. Но сил для продолжения борьбы не было у обеих сторон. По предложению поляков в 1634году был заключен мир, по которому Россия возвращала все занятые входе войны земли, а Владислав отказывался от претензий на московский престол.
Таким образом, война оказалась неудачной для России и не разрешила имевшихся противоречий с Речью Посполитой.
Воссоединение Украиныс Россией.Русско-польские отношения еще более обострились в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость.
Украинская народность сформировалась в основном в XV веке. Украинцы проживали на землях, входивших ранее в Древнерусское государство, имели общие с русскими национальные, религиозные, культурные корни. В Речи Посполитой они испытывали тройной гнет — феодальный, национальный и религиозный. Собственниками земель были, как правило, поляки и литовцы, принадлежавшие к тому же к католической вере. Украинцам запрещалось говорить на родном языке, исповедовать православие. К ним относились как к быдлу (скоту), достойному лишь работы на своего господина. Все это вело к тому, что противоречия, имевшиеся в любом феодальном обществе, здесь приобретали религиозные и национальные формы. Тяжелое положение украинского и белорусского населения вызывало постоянные восстания против поляков. Кроме крестьян и горожан, в этой борьбе принимала участие голытьба (беднейшие казаки), являвшаяся основной военной силой восставших. Зажиточное казачество записывалось поляками в реестры (списки) и должно было за жалованье защищать границы государства.
На первом этапе освободительной борьбы (весна 1648 — август 1649 года) восставшим удалось добиться ряда крупных побед над поляками. Это послужило сигналом к подъему борьбы украинского и белорусского населения. После серии военных побед войска восставших во главе с Богданом Хмельницким (1595—1657) вошли в Киев. В августе 1649 года между поляками и восставшими был заключен Зборовский мир, по которому Киевское, Черниговское, Брац-лавское воеводства получали самостоятельное гетманское управление (гетманом стал Хмельницкий), а число реестровых казаков увеличивалось до 40 тысяч. Этот договор удовлетворял в основном интересы реестровых казаков, казацкой верхушки и зажиточных горожан, поэтому продолжение борьбы было неизбежным.
Второй этап (1650—1651) был неудачным для восставших. Их поражение под Берестечком привело к заключению Белоцер-ковского мира (1651), который свел на нет условия первого периода войны.
На третьем этапе (1652—1654) Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 года Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 годав Переяславле состоялся общий совет — Рада, на котором были собраны выборные представители от всех сословий украинского населения. Присутствовал царский посол боярин Бутурлин. Решение собравшихся было единодушным — Украина вошла в состав России, обещая «быть с землями и с городами под государевою высокою рукою навеки». Были закреплены также права и привилегии казачества и городов Украины. В частности, сохранялось гетманское управление, большое казачье войско.
Русско-польская война (1654—1667).Решение России принять в свой состав Украину означало новую войну с Речью По-сполитой. Она началась практически сразу после решений Земского собора 1653 года и Переяславской рады. Война длилась почти 15 лет с переменным успехом.
После смерти Богдана Хмельницкого (1657) в его окружении началась борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский, а затем и его преемник Юрий Хмельницкий заключили с Речью Посполитой договоры о признании ее власти над Украиной.
Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.
Однако народ не поддержал их. Война истощила обе стороны. Сила русского оружия, война со Швецией и непрекращавшиеся атаки турок вынудили поляков пойти на заключение в 1667 годуАндрусовского перемирия, по которому России передавались не только Смоленские и Северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом. Запорожье оставалось под властью обоих государств. Кроме того, недавние противники обещали друг другу помощь в борьбе против постоянных набегов турок и крымских татар.
Русско-турецкая война (1676—1681).На Украине столкнулись интересы не только России и Речи Посполитой, но и Турции. Стремясь ослабить позиции Речи Посполитой, Турция оказывала некоторую помощь Б. Хмельницкому, но после присоединения Украины к России стала бороться против усиления позиций Москвы. В ходе польско-турецкой войны 60—70-х годов за Правобережную Украину туркам удалось добиться признания своей власти над этими территориями гетманом Правобережной Украины. Это, в свою очередь, стало главной причиной первой русско-турецкой войны.
Летом 1678 года султан направил к политическому центру Украины — Чигирину — 200-тысячную армию. Туда выступило объединенное русско-украинское войско. После ожесточенных боев город пал.
Затяжная русско-турецкая война была крайне разорительна для обеих сторон. Ее завершением стало подписание в 1681 году Бахчисарайского мирного договора, по которому Турция и Крым признали переход в состав России Левобережной Украины и Киева.
Крымские походы.Понимая, что перемирие с Турцией временное, Россия попыталась противопоставить ей союз европейских держав. Однако сделать это не удалось: в Западной Европе шла затяжная война между Францией. Испанией и Голландией.
В 1684 году антитурецкую «Священную лигу» создали Австрия, Польша и Венеция, обеспокоенные вторжением Турции в Восточную Европу. Россия согласилась участвовать в этом союзе лишь после того, как в 1686 году взамен Андрусовского перемирия был заключен «Вечный мир» с Речью Посполитой, признавший вхождение в состав России Левобережной Украины иКиева.
В 1687и в 1689 годахРоссия, выполняя союзнические обязательства, предприняла два похода против Крымского ханства. Возглавлял русскую армию князь В. В. Голицын. Поначалу походы были удачными. Но с наступлением летней жары русская армия несла большие потери даже без сражений — от нехватки воды, продовольствия и фуража. Людей косили болезни.
Несмотря на отсутствие военных побед, Крымские походы принесли России политический успех: она впервые после свержения ордынского владычества предприняла две крупные военные операции против Крымского ханства. Крым впервые ощутил непосредственную военную угрозу от набиравшей силы России. Российское государство продемонстрировало Европе растущую военную мощь.
Освоение Сибири.Как мы знаем, Западная Сибирь была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства еще в конце XVI века. Тогда же здесь возникли первые города — Тобольск, Тюмень, Березов, Сургут и др. Началось и хозяйственное освоение этих огромных пространств. Сюда бежали от
феодального гнета крестьяне, направлялись экспедиции, шли за дешевыми охотничьими трофеями, в первую очередь за пушниной, торговцы.
Отсутствие на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока государственных объединений (большинство местных племен жили в условиях родового строя) облегчало мирное освоение этих бескрайних просторов русскими первопроходцами, причем совсем малыми силами.
В середине XVII века русские экспедиции стали обычным явлением в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь появились первые города и укрепленные поселения: Якутский острог (1632), Албазинский (1651), Иркутское зимовье (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655), Нерчинский (1658). В состав России вошло Приамурье.
К концу века русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизских племен (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами был заключен в 1689 году Нерчинский договор. Самыми южными владениями России в Сибири были возникшие в XVII веке города Ишим, Курган, Кузнецк, Красноярск, Селенгинск. Местную власть в Сибири осуществляли воеводы. Общее управление восточными владениями было поручено вначале Приказу Казанского дворца, а затем Сибирскому приказу.
Таким образом, в течение XVII века территория России значительно увеличила свои размеры за счет присоединения огромных восточных владений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также Левобережной Украины.