Позиционирование туристского продукта
Позиционирование является фундаментальной концепцией для привлечения потребителей и более полного удовлетворения запросов определенного сегмента рынка. Значительный вклад в ее развитие внесли специалисты в области рекламы Эл Раис и Джек Траут, которые рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств товара: «Позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к товару. Позиционирование — то, что вы делаете с образом мыслей потребителя, вы позиционируете товар в сознании потребителя».
Главная задача позиционирования — реализация комплекса мер, направленных на адаптацию туристского продукта к требованиям целевого рынка с проявлением его уникальных, важных с точки зрения потребителей характеристик, отличающих его от продуктов, предлагаемых конкурентами.
Позиционирование само но себе не имеет смысла, если оно не связано с сегментацией рынка. По существу, сегментация и позиционирование — две взаимосвязанные аналитические процедуры, цель которых состоит в получении ответов на следующие вопросы.
- Кто является покупателем туристского продукта?
- Как убедить его купить данный туристский продукт?
Сегментация позволяет определить характеристики, которыми должен располагать продукт с точки зрения желаний, потребностей и предпочтений на рынке.
Позиционирование должно дать ответ на вопрос: «В чем ценность туристского продукта для потребителя?» Причем здесь имеется в виду не только чисто практическая выгода от приобретения данного продукта, но также и его психологическая ценность («идеальный прообраз продукта»). Дело в том, что положение любого продукта на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ доли рынка позволяет предприятию установить фактическое положение продукта на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом экспертно-прогнозных представлений предприятия о позициях его продукта на рынке. Оно может расходиться с мнением потребителей. Например, предприятие предлагает на рынок услуги, которые, на взгляд специалистов, имеют высокое качество при относительно низких ценах, но, по мнению потребителей, они занимают другую позицию на рынке (продукт среднего уровня качества при достаточно высоких ценах). В такой ситуации у предприятия могут возникнуть проблемы с привлечением потребителей.
При осуществлении позиционирования с помощью маркетинговых исследований необходимо получить ответы на следующие вопросы.
- В чем заключаются отличительные свойства и (или) выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют потребители?
- Как воспринимаются позиции конкурирующих продуктов в отношении
этих свойств и (или) выгод?
- Какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных потребителей и позиций, уже занятых конкурентами?
- Какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы
занять и защитить выбранную позицию?
Маркетинговые исследования, связанные с позиционированием туристского продукта (товарной марки) направлены также на информационное обеспечение разработки его концепции и стратегии.
Для разработки концепции позиционирования продуктовнеобходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения, установить переменные, которые существенны для потребителей на данном рынке, являются ориентиром при принятии решения о покупке, а также оценить восприятие потребителями предлагаемых на рынок продуктов. Это позволяет осознанно подойти к выбору основания для позиционирования туристского продукта.
Наиболее популярным является позиционирование по атрибутам продукта,суть которого заключается в том, что продукт выделяется среди конкурентов на основе одной или нескольких отличительных характеристик. Задачей маркетинговых исследований является определение минимального числа наиболее существенных атрибутов и привлекательных выгод. Используя данный подход, гостиницы корпорации Hilton, например, акцентируют внимание на своем выгодном расположении.
Позиционирование по выгодам для потребителя и потребностямпредполагает определение тех преимуществ, которые получает потребитель в процессе потребления продукта. К примеру, шесть отелей сети Sandals, расположенные на Ямайке, предоставляют возможность гостям, отдыхающим в одном из них, свободно посещать все гостиницы этой сети и пользоваться их услугами (программа «Живи в одном, отдыхай в шести!»). Ряд гостиниц указанной сети предлагает своим клиентам бесплатное проведение красочной свадебной церемонии. Позиционирование по потребителюзаключается в выделении на основе ассоциативных связей продукта как наиболее оптимального для определенной группы потребителей. Например, компания Loews Hotels в рамках реализации программы «Loews любит животных» (англ. Loews Loves Pets) разрешает проживание домашних животных (любых видов, пород и размеров) в номерах вместе с хозяевами. Владельцам животных гостиницы предлагают целый набор услуг по уходу за их питомцами (услуги по выгулу, специальное меню и доставка питания в номер, специальные парикмахерские, ветеринарные услуги и т. п.). Если учесть, что все большее количество владельцев домашних животных (особенно в США и Канаде) берут их с собой в поездки, становится объяснимым колоссальный успех программы: ежегодно количество ее участников увеличивается на 100 %.
Позиционирование по соотношению «цена/качество» может иметь следующие два основных варианта реализации.
- Продукт имеет более высокую цену, чем у конкурентов, так как он предлагает потребителю высокое качество (дополнительные возможности и т. п.). Такой подход к позиционированию представляется оправданным применительно к престижным товарам (например, гостиницы товарной марки Sofitel,предлагающие индивидуальное обслуживание, ориентированы на туристов с высокими доходами).
- Продукт имеет более низкую, чем у конкурентов, Цену, однако предлагает потребителям как минимум такое же качество. Например, товарная марка Motel позиционирует себя как сеть недорогих мотелей, в которых гости могут получить благоустроенный номер со всеми удобствами. Подход эффективен в случае ориентации продукта на сегмент потребителей, обладающих невысокими доходами.
Позиционирование по конкурентутак или иначе предполагает сравнение с называемыми (что в принципе недопустимо как с юридической, так и с этической точек зрения) или (что чаще происходит) предполагаемыми конкурентами. Так, малая гостиница «Акварель», расположенная в центре Москвы по соседству с такими грандами гостиничной индустрии, как «Националь», «Метрополь» и др., отличающимися роскошью и великолепием, позиционирует себя строгим, классическим деловым стилем с ярко выраженным акцентом домашнего уюта.
Позиционирование по имиджу предприятиянаправлено на то, что он должен передать особенную, отличительную информацию о главных преимуществах и позиции предлагаемого продукта. Например, компания Hyatt до сих пор сохраняет имидж цепи отелей с холлом типа атриум, активно использует фотографии с изображением холлов для стимулирования восприятия потребителей. Хотя сейчас уже многие гостиницы имеют такие холлы, компания Hyatt первой использовала эту архитектурную концепцию, и такой ее имидж сохранился в памяти многих клиентов.
Существуют и другие основания для позиционирования (например, уникальные возможности мест отдыха, дополнительные возможности тура, его продолжительность, цели поездок, представление гарантий, квалификация персонала, цена продукта, его престиж, эмоциональная ценность и т. д.).
Специалисты в области маркетинга индустрии туризма рекомендуют осуществлять объективное и субъективное позиционирование продукта.
При объективном позиционированиинеобходимо выбирать наилучшие характеристики продукта. В этой связи многие туристские фирмы демонстрируют уникальные места предлагаемого туристского центра, сопровождая это снимками людей, с пользой для себя проводящих там свой отпуск.
Субъективное позиционированиеосуществляется для воздействия на восприятие потребителей. Создаваемый таким путем имидж не относится к физическим характеристикам продукта, а связан с менталитетом потребителей. При этом учитывается восприятие продукта с определенным имиджем (например, гостиничная цепь Hilton знаменита прежде всего на рынке конгрессного туризма).
Выбор основания для позиционирования туристского продукта требует соблюдения нескольких условий. Необходимо, в частности:
- иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой туристским продуктом в сознаниипотребителей;
- знать позиции конкурирующих продуктов;
- выбрать собственную позицию и иметь самые убедительные аргументы в ее обоснование;
- оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции, проявляя осторожность в отношении ложных рыночных ниш;
- убедиться в том, что продукт обладает достаточным потенциалом, чтобы занять нужную позицию в сознании потребителей;
- оценить уязвимость позиционирования с точки зрения наличия необходимых ресурсов для занятия и защиты выбранной позиции.
Практическим инструментом позиционирования являются карты восприятия,отображающие процесс позиционирования с использованием нескольких оценочных характеристик, описывающих исследуемые продукты (например, для туристских центров это могут быть: «спокойный — шумный», «интересный — скучный»). Обычно используется балльная система оценок (чаще всего от 1 до 10). Позиция продукту или туристского объекта определяется через полученные в результате опроса потребителей характеристики.
Таким образом, построение карты восприятия позволяет определить желаемое место для туристского продукта и выбрать его отличительные особенности, которые представляют существенный интерес для потребителя. Та или иная особенность заслуживает внимания при позиционировании в той мере, в которой она обладает следующими свойствами:
□ важностью — отличие приносит высоко оцениваемую потребителями выгоду;
□ неповторимостью — продукт конкурентов не обладает таким отличительным признаком, или предприятие может предлагать его более эффектно;
□ доказуемостью ~ отличие можно показать, оно видно потребителям;
□ доступностью — потребители должны быть в состоянии заплатить за данную особенность;
□ защищенностью — конкурентам сложно перенять или скопировать отличие;
□ наглядностью — смысл особенности может быть легко доведен до потребителей и является для них очевидным.
Предположим, предприятию повезло настолько, что оно обнаружило у своего продукта несколько потенциальных особенностей. В этом случае необходимо выбрать те из них, на которых будет базироваться позиционирование. Возникает вопрос: сколько отличительных признаков необходимо использовать при этом? Однозначного ответа на него теория и практика маркетинга не дают.
Одни специалисты считают, что предприятию следует сосредоточить свои усилия на поддержке только какого-либо одного отличительного признака продукта. Предприятие, упорно работающее над этой задачей, скорее всего, обретет хорошую репутацию у потребителей.
Другие специалисты по маркетингу утверждают, что туристский продукт следует позиционировать сразу по нескольким отличительным признакам. Данный подход представляется целесообразным в тех случаях, когда на лидерство по каждому из них претендует не менее двух товарных марок. Однако по мере того, как увеличивается число провозглашаемых особенностей, продукт рискует потерять доверие потребителей. При этом следует учитывать,
что ошибки в позиционировании могут полностью перечеркнуть результаты всех остальных маркетинговых усилий.
Основные ошибки, совершаемые туристскими предприятиями при позиционировании:
- поверхностное позиционирование — отсутствие какой-либо четко обозначенной позиции;
- однобокое позиционирование — создание у потребителей слишком узкого представления о продукте;
- сомнительное позиционирование — попытка создать у потребителей преувеличенное представление о продукте;
- неоднозначное позиционирование — создание у потребителей нечеткого представления о продукте вследствие частого изменения реноваций для позиционирования.
Таким образом, осуществляя позиционирование туристского продукта, предприятие, по сути, определяет наиболее эффективный способ внедрения на выбранный в результате маркетинговых исследований целевой рынок.