Вопрос 16. методы региональных исследований
Метод исследования, или метод познания, —это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Основу, базис, человеческого познания составляют общенаучные методы. Наряду с ними, созданы частнонаучные, специальные, методы, которые также представляют собой способы и приемы познания действительности. Если первые используются во всех науках, то вторые — только в конкретной научной дисциплине.
Для научного обоснования региональной политики используются как общенаучные, так и частные методы познания. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.
15. Сравнительно-географические методы. Всевозможные сравнения всегда были свойственны всем людям. Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь.
Накопив факты, человек делает выводы, принимает решения, основанные на интуиции. (Не случайно появилось ставшее крылатым выражение: "Все познается в сравнении").
В самом общем смысле сравнение — это установление сходства и отличия объектов познания. В данном случае нас интересуют объекты, созданные природой и преобразованные в процессе хозяйственной деятельности, а также геотехнические системы, созданные человеком и функционирующие в природном окружении. Все эти объекты можно сравнивать, сопоставлять в ходе так называемых визуальных исследований, то есть без приборов и даже без статистических данных.
Говоря о сравнениях, мы подчеркиваем сходство в основных, наиболее существенных особенностях, оставляя без внимания многие отличительные черты. Например, сопоставляя промышленные предприятия по структуре производства, объемам выпуска продукции, мы не учитываем особенностей обеспечения их транспортными путями и другими элементами инфраструктуры, архитектуры промышленных зданий и т. д. Но при сравнении условий обеспечения, например, целлюлозно-бумажных комбинатов сырьем (древесиной) нас в первую очередь будут интересовать транспортные условия: наличие подъездных железнодорожных путей, возможности доставки леса водным путем, состояние автодорог и т. п.
Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названиемтипизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, или тип, подтип, класс и т. п., нужно систематизировать данные по функциональному назначению (например: промышленный центр, транспортный узел, центр торговли, туризма и рекреации), структуре (например: промышленный центр по машиностроению, деревообработке, пищевой промышленности; регион с преобладанием славянских народов), экономико-географическому положению (например: приморские города; территория, тяготеющая к крупному городу; приграничный регион) и т. д.
При типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которым можно сопоставить другие объекты. Это —метод эталонов — разновидность сравнительно-географического метода. Например, в сельском хозяйстве в качестве эталона служат поля опытных хозяйств — их урожайность является ориентиром для всех других хозяйств, расположенных в сходных природных условиях.
В комплексных региональных исследованиях бывает достаточно сложным деление на классы (классификация) объектов по тем или иным признакам, что обусловлено тесной взаимосвязью и большим взаимовлиянием всех сред жизнедеятельности. При невозможности глубокого изучения каждой из них используютметод аналогии. Суть его состоит в сопоставлении одной региональной составляющей с другой, находящейся в аналогичных природных и социально-экономических условиях. Чаще всего этот метод используется для выбора стратегии развития регионов нового освоения на основе сопоставления с опытом развития уже освоенных территорий.
Исследования сугубо экономического характера базируются главным образом на статистических методах (о них речь пойдет ниже). Однако этой информации бывает недостаточно, в связи с чем исследователь вынужден проводить сбор материалов непосредственно на "местах" — на предприятиях, в фирме, на лесозаготовках, в поле, на ферме и т. д. В таких случаях говорят, что исследователь использовалметод полевых исследований. С помощью этого метода составляются такие характеристики, как планировочная структура и границы изучаемого объекта (явления, процесса), территориальные различия в условиях, образе и качестве жизни населения, степень хозяйственной освоенности территории, специфика взаимодействия производства и населения с природной средой.
При невозможности сплошных полевых исследований в пределах региона прибегают к выборочным наблюдениям типичных объектов, или, иначе говоря, используютметод ключей. Его суть состоит в выборе наиболее типичных объектов, "ключей", последующем их исследовании комплексно и детально. Полученные результаты по аналогии распространяют на типичные целостные явления и процессы. Например, процессы урбанизации можно познать на основе изучения типичных урбанизированных районов, условия жизни населения сельской местности — путем комплексного изучения отдельных сельских поселений, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов и т. п. Для выявления социальных условий функционирования территориальных общностей людей, изучения образа и качества жизни населения широко используются эмпирические социологические исследования — интервьюирование, анкетирование и т. п.
16. Статистический метод. Основываясь на отчетной статистической информации, отраслевых и региональных банках данных, этот метод позволяет обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам.
При характеристике регионов наиболее распространенметод определения средних величин. В качестве примеров можно привести определение средней плотности населения (P/S, где Р — численность населения, S — площадь), транспортной сети
где Р и S — те же значения; L — протяженность транспортных путей; Q — объем грузовой массы.
Пользование этими величинами позволяет точнее охарактеризовать специфику региона, сделать вывод о насыщенности территории теми или иными объектами. Средние величины рассчитываются при размещении и территориальной организации производства, планировке населенных мест, административно-территориальном устройстве и т. д.
Различают несколько видов средних величин: среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, среднюю геометрическую и среднюю квадратическую. Их дифференциацию можно продолжить. Например, выделяют простую и среднюю арифметическую взвешенную; первая отражает среднюю из индивидуальных величин одного и того же вида явлений, вторая — среднюю из группированных индивидуальных величин.
Среднюю гармоническую применяют в тех случаях, когда известны индивидуальные значения явления, но не известна частота, повторяемость данного явления.Средняя геометрическая служит для определения коэффициента роста какого-либо явления, выраженного единицей времени на определенное географическое пространство (например, среднегодовые темпы роста, прироста или снижения населения в регионе, городе).Среднюю квадратическую используют при наложении показателей на площадь, измеряемую квадратными величинами, то есть квадратными километрами. Сама же конфигурация объекта может быть представлена в виде неправильного многоугольника, круга, трапеции, треугольника.
Характеристику отклонения индивидуальных величин от их средней выполняют на основеметода дисперсного анализа. Напомним, что дисперсия динамического ряда равна разности между средним квадратом значений признака и квадратом их средней. Таким образом, дисперсия дополняет показатель средней арифметической, так как последняя не полно характеризует динамический ряд. Степень влияния на формирование объекта одного фактора изучается на основе однофакторного дисперсного анализа, а двух факторов — на основе двухфакторного дисперсного анализа.
Одним из главных методов познания организации региональной системы являетсясравнительный анализ. Установление региональных различий осуществляется путем сопоставления природных предпосылок (природно-ресурсного потенциала) и экономических факторов развития. Далеко не всегда можно сравнивать регионы по абсолютным показателям. Например, топливно-энергетический потенциал определяется не только по суммарным запасам, но и по калорийности топлива; обеспеченность региона транспортом — не только по суммарной протяженности дорог, но и с учетом технико-экономических характеристик транспортных средств, влияющих на пропускную способность транспортной системы.
В качестве основной меры сравнительного анализа выступает показатель концентрации. Он выражается через плотность явлений (населения, транспортных путей, пашни и т. д.) на определенной территории. Его определяют также путем измерения расстояний между объектами, населенными пунктами, городами.
Количественная оценка влияния того или иного фактора на формирование и развитие объекта выполняется на основекорреляционно-регрессионного анализа. Его суть состоит в том, что из множества факторов выделяют генерирующий, а влияние второстепенных факторов искусственно затушевывается, рассматривается как случайное явление. Взаимосвязь между фактором и объектом прослеживается в виде функциональной зависимости.
В ряде случае величина коэффициента корреляции как показателя связи между явлениями совпадает с величиной коэффициента регрессии, но последний, в отличие от первого, показывает среднее увеличение или уменьшение результативного признака в связи с ростом факторного признака. Сделанные при анализе одного коэффициента регрессии выводы нельзя распространять на другие аналогичные явления в другом регионе, поскольку влияние не фиксированных факторов на изменение результативного признака может протекать совершенно иначе.
Одной из разновидностей статистического метода являетсябалансовый метод. В региональных исследованиях разрабатывают балансы состояния и использования трудовых ресурсов, балансы запасов (по категориям а+в+с1) и потребления природных ресурсов, транспортно-экономические балансы (производство — потребление, ввоз — вывоз), материально-технические балансы. Главная суть балансового метода состоит в увязке потребностей и ресурсов в масштабе региона и составляющих его других территориальных объектов.
Статистические методы имеют как самостоятельное, так и сопряженное значение. Практически их используют во всех видах региональных прогнозно-аналитических исследований.
17. Циклический метод, или метод циклов. Как один из молодых методов он персонифицирован (то есть носит имена создателей), находит все более широкое распространение в региональных исследованиях.
Н. Н. Колосовский в 1930-х — 40-х годах создалметод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). С его помощью определяется технологическая последовательность воспроизводственных процессов в регионе, начиная с сырья и энергии и заканчивая (на верхних "этажах" ЭПЦ) готовой продукцией. В качестве иллюстрации на рис. 3. показаны взаимосвязи производств по обработке и переработке лесного сырья.
Опираясь на свойства типичности, Н. Н. Колосовский выделилгенерализированный ЭПЦ. Под этим термином он понимал структуру, включающую наиболее важные, сущностные черты всех реальных циклов данного вида. Очевидно, он это сделал ради достижения двух целей: типологии территориально-производственных комплексов (ТПК) и обоснования наличия в структуре ТПК устойчивых подсистем — своего рода крупных блоков, модулей. Обе цели взаимосвязаны, выступают как альтернатива отраслевой структуре.
Проанализировав все разнообразие производственных процессов, Н. Н. Колосовский обосновал восемь ЭПЦ:
1) пирометаллургический черных металлов,
2) пирометаллургический цветных металлов,
3) нефтеэнергохимический,
4) лесоэнергетический,
5) совокупность гидроэнергопромышленных циклов,
6) совокупность циклов перерабатывающей индустрии,
7) совокупность индустриально-аграрных циклов,
8) гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл.
Конечно, данная классификация ЭПЦ произведена с учетом свойственного тому времени научно-технического прогресса. Впоследствии она была дезагрегирована учениками и последователями автора теории об ЭПЦ (Т. М. Калашниковой, Ю. Г. Саушкиным, М. Д. Шарыгиным и др.).
Рис. 3. Структура энергопроизводственного цикла, основанного на использовании лесных ресурсов
И. В. Комар, исследуя обмен веществ и энергии в системе "природа — общество — природа", обосновал наличие шести генерализованныхприродно-ресурсных циклов:
1) энергоресурсов и энергии с подциклами энергохимическим и гидроэнергетическим;
2) металлорудных ресурсов и металлов с коксохимическим подциклом;
3) неметаллического ископаемого сырья с группой подциклов;
4) лесных ресурсов с лесохимическим подциклом;
5) почвенно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья;
6) ресурсов дикой фауны и флоры с серией под-циклов, связанных с рыбным промыслом, охотой, звероводством, сбором дикоросов.
Под ресурсным циклом И. В. Комар понимал процесс превращения и пространственных перемещений определенного вещества или группы веществ на всех этапах использования его человеком (включая его выявление, подготовку к эксплуатации, добычу, переработку, превращение, возвращение в природу). Хотя слово "цикл" само по себе предполагает замкнутость процесса, ресурсный цикл фактически не замкнут (рис. 4). На каждом этапе ресурсного цикла — разработка,
транспортировка, переработка — неизбежны потери, возникающие либо вследствие особенностей технологии, либо из-за субъективных причин. Добиться полностью безотходного производства фактически невозможно, речь может идти лишь о максимально возможном сокращении потерь.
Ю. Г. Саушкин предпринял попытку обоснования "больших" природно-общественных, или географических, циклов обмена веществ и энергии. Он исходил из того, что жизнь людей входит в геохимический круговорот веществ, во влагооборот, в газооборот, в биогенетические циклы и другие природные круговороты и в той или иной степени видоизменяют их. Всего им выделено 15 таких циклов: океанический, озер и водохранилищ, земельных ресурсов, твердого топлива, нефти и драгоценных металлов и минералов, силикатов, солей, радиоактивных элементов, гляциальный, горный, конурбанический, биохимический.
Л. Н. Гумилев, проанализировав историю более 40 суперэтносов, составил "кривую" этногенеза, выделив семьциклов (фаз, стадий) этногенеза: подъема, акматическую, надлома, инерционную, обскурации, регенерации, реликта. Для каждого цикла этногенеза определены периоды развития (от 150 до 300 лет), характерные черты пассионарного напряжения этнической системы, от которых зависит поведение этноса.
Рис. 4. Примерная схема ресурсного цикла (составлена по материалам И В Комара)
Достаточно хорошо ныне известны исследования цикличности, проведенные Н. Д. Кондратьевым, А. Л. Чижевским, многими другими учеными. Можно сказать, что цикличность свойственна всем пространственно-временным структурам, поэтому и метод циклов становится все более популярным.
18. Метод "затраты — выпуск", или метод разработки регионального межотраслевого баланса.Данный метод занимает промежуточное место между статистическим методом и методом математического моделирования. Он находит применение при анализе и прогнозировании воспроизводственного процесса региона — диагностики его экономики с дальнейшим выходом на динамику важнейших общеэкономических показателей (валовой региональный продукт, вклад каждого сектора хозяйства в финансовое положение региона, доля зарплаты и прибыли в структуре производства, затраты на производство продукции и т. д.). Такие исследования основываются на межотраслевом балансе производства и распределения продукции. В нашей стране модель этого баланса была обоснована в 1930-х годах ленинградскими учеными-экономистами В. В. Новожиловым и Л. В. Канторовичем. В мировой практике подобная модель известна под названием "затраты — выпуск" В. Леонтьева, в прошлом нашего соотечественника, эмигрировавшего в начале 1920-х годов из Петрограда в США. Балансовые модели хорошо интегрируются с другими видами экономико-математических моделей, они построены более чем в 80 государствах мира, в ряде регионов бывшего СССР, пригодны для целей краткосрочного и долгосрочного прогнозирования.
Главная цель межотраслевого баланса (МОБ) —отражение процесса создания и распределения общественного продукта в пределах страны, региона. Анализ МОБ позволяет дать комплексную характеристику процесса формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. В основу стоимостного баланса положено разделение совокупного продукта на две части, играющие различную роль в процессе общественного воспроизводства, — промежуточного и конечного продукта.
Первый раздел МОБ (первый квадрант) представляет собойшахматную таблицу межотраслевых производственных связей. В строках и столбцах баланса в одинаковом порядке перечисляются одни и те же отрасли материального производства; показатели, помещенные на пересечениях строк и столбцов, представляют собой величинымежотраслевых потоков продукции. В экономико-математической модели МОБ такие показатели обозначаются xij, где i — номер отрасли-производителя, j — номер отрасли-потребителя продукции. Если обозначить количество продукции одной отрасли, необходимой для производства единицы продукции другой отрасли, через aij , а через xij — объем продукции отрасли-потребителя, то межотраслевой поток отраслей i и j составит aij * xj.
Показатели аij называются коэффициентами прямых затрат. Во втором разделе баланса показывается структураконечного продукта, в третьем —формирование его стоимости. Конечный продукт отрасли i принято обозначать уi. В четвертом разделе (квадранте) показываются элементы перераспределения и конечного использованиянационального дохода.
Для расчета стоимостного баланса применяется экономико-математическая модель, которая представляет собой систему линейных уравнений:
В матричной записи она выглядит еще компактнее:
АХ+Y = X,
где Х — вектор-столбец объемов производства; Y —то же конечного продукта; А = [аij] — матрица коэффициентов прямых затрат.
Эту систему принято называть уравнением Леонтьева.
Решение системы относительно Х позволяет выявить объем продукции каждой отрасли, необходимой для получения намеченного количества конечной продукции (Y), или, наоборот, определить конечный продукт. Как видим, принимается ли в уравнении за неизвестное Х или Y, зависит от постановки задачи. Процесс ее решения связан с расчетом коэффициентов полных затрат (bij) продукции 1-й отрасли на единицу продукции j-й отрасли. Включив их в указанное выше уравнение, преобразуем его в следующее:
или в матричной форме: X=BY. Таким образом, получим решение относительно X. Если известны коэффициенты bij, можно делать расчеты различных вариантов баланса на перспективный период, исходя из заданного количества конечного продукта. Это — наиболее важная задача стратегического планирования.
По рассмотренной методике в разные годы в нашей стране были разработаны отчетные и плановые МОБ по ряду крупных экономических районов (Волго-Вятский, Северо-Западный, Уральский и др.), областей и республик. С позиций сегодняшнего дня разработанные балансы имеют существенные недостатки. Так, до недавнего времени считалось, что только в материальной сфере создается продукт. Однако, если общество оплачивает труд работников сферы услуг, значит в процессе этого труда создается какая-то стоимость и ее необходимо учитывать в МОБ. Необходимо также дополнять баланс данными о финансовых потоках, о воспроизводстве населения и т. д.
В рыночной экономике балансовые модели не теряют своей ценности. Об этом свидетельствует широкое их использование во многих странах мира для целей краткосрочного и долгосрочного прогнозирования, проигрывания гипотез вероятного развития.
19. Методы моделирования. В самом общем смыслепод моделированием понимают исследование объектов, процессов и явлений, протекающих в отличных от естественных условий. Любое моделирование включает в себя как физическое и геометрическое подобие, так и адекватность времени, то есть укладывается в суть пространственно-временной парадигмы. Для региональной политики из большого числа моделей особое значение имеют информационные модели, разрабатываемые средствами математического и логического аппарата.
К числу формализуемых методов моделирования относят систему взаимосвязанныхматематических моделей, а к числу неформализуемых методов —логическое моделирование, основывающееся на вербальных (модели — образы, дефиниции и др.) и графических (блоковые и картографические модели, аэро- и космические снимки) моделях.
В моделировании региональных систем должна найти отражение вся сложность взаимосвязанных явлений и процессов, протекающих в пространстве-времени. Вместе с тем модель должна быть максимально пригодна для практического использования, то есть должна быть понятна лицу, принимающему решения. Поиск оптимального варианта приводит к разумной абстракции, к отвлечению от тех или иных сторон реальных явлений и процессов, имеющих второстепенное значение. Однако упрощение реальных ситуаций в сложных региональных системах таит в себе опасность получения неверных или тривиальных результатов. Следовательно, существует предел упрощению модели.
Известны дваприема построения моделей. Суть первого из них состоит в постепенном переходе от нахождения простейших зависимостей, описывающих отдельные стороны изучаемой системы, к зависимостям, характеризующим ее с достаточной полнотой. Вначале на основе эмпирических исследований находят простейшие зависимости, а затем на основе синтеза получают более достоверную и цельную картину. Суть второго приема заключается в постепенном переходе от обобщенной модели, учитывающей только основные характеристики, к модели, раскрывающей в более полном виде изучаемый объект.
Применяемые в региональных исследованиях математические модели можно свести к четырем типам:
1) стохастические детерминированные, основанные на теории поля, методах линейного и нелинейного программирования, балансовых и матричных моделях;
2) статистические стохастические (модели миграции, модели взаимодействия, модели размещения и др.);
3) динамические детерминированные (модели расселения в развивающемся городе, агломерации, модели размещения объектов в условиях конкуренции и др.);
4) детерминированные стохастические (модели воспроизводства населения, модели использования земельного фонда и др.).
Главная особенность моделирования региональных процессов состоит в необходимости обеспечения прямой и обратной связи с объектами, явлениями и процессами более высокого иерархического ранга. Прямая связь означает, что развитие нижнего (микро-) уровня зависит от развития выше расположенных уровней — мезо- и макросистем. И, наоборот, при обратной связи моделирование развития региональных систем осуществляется на основе обобщенной местной информации.
Второй вид моделирования —логический — базируется на описательных и картографических моделях. Первый тип модели — первичная формализация на уровне поставленной цели, второй тип — образное представление объекта в картографической форме, включая графическую, блоковую, блокосхемную модели. Примером описательного моделирования служат рассмотренные выше методы эталонов, аналогии, циклов и др.
Одной из разновидностей логического моделирования являютсяабстрактные ЭПЦ. Абстрактный цикл объединяет все конкретные однотипные циклы, а также включает производственные процессы, которые в принципе могут быть созданы. Иначе говоря, существует некоторое предельное множество производственных процессов, группирующихся вокруг основного стержневого процесса для данного вида сырья и энергии. Конкретные циклы полностью входят в абстрактные циклы, но последние шире, многообразнее конкретных циклов.
Особое место принадлежит генерализованным абстрактным циклам, которые обобщают в себе существующие и потенциально возможные однотипные конкретные циклы. Познав структуру генерализованных циклов, можно познать в основных чертах и структуру одноименных конкретных циклов. В этом смысле генерализованные циклы служат основой моделирования межотраслевых комплексов, в которых синтезируется ресурсная и целевая составляющие, возможности углубления специализации и кооперирования производства.
Картографический метод,являясь частью моделирования, имеет в то же время и относительно самостоятельное значение. Любая карта представляет собой мысленное, идеальное создание. Она выступает как определенна система большей или меньшей сложности, отображающей ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем.
Социально-экономическая карта адекватно отражает пространственные процессы и структуру, несет в себе подробную информацию о пространственной организации общества. При необходимости информация может быть "снята" и проанализирована.
Тематика социально-экономического картирования постоянно расширяется. Разработаны карты размещения и пространственно-временного изменения явлений и процессов, появились прогнозные карты, карты взаимосвязей и отношений. Внедряются новые методы картографирования: цифровые, автоматизированные и др. Расширилась адресная направленность карт — не только в учебных целях, но и в оперативном руководстве, проектно-изыскательских работах, прогнозно-аналитических исследованиях.
Новые направления развития и совершенствования картографического метода появляются в результате сочетания его саэрокосмической фотосъемкой. Аэрокосмические снимки стали важным инструментом познания геосистем, экологического состояния регионов. Высокая степень синтетичности, комплексности дает возможность наглядно представить регионы как пространственно-временные и генетические ценности.
Самый высокий уровень обобщения даютобщеэкономические карты, представляющие собой особую категорию картографических изображений. Принципиальные особенности таких карт состоят в том, что они позволяют представить целостную синтезированную экономике- и социально- географическую характеристику территории.
При составлении общеэкономических карт важно выполнить три главных условия:
- определить единицы картографирования, а также характер их пространственной локализации площадной, линейной, точечной;
— установить возможности соотнесения территориальных ячеек, то есть районирования, с единицами картографирования, выбранными в качестве основных при составлении карты;
- выбрать способ отображения связей между явлениями, картографируемыми на общеэкономической карте.
Единицы картографирования выбираются в зависимости от функциональной структуры и назначения карты. Например, при выполнении районных планировок локальные системы расселения представляются на картах в виде объектов точечной конфигурации. Коммуникации с линейным характером локализации (например: железные и автомобильные дороги, линии электропередач, ирригационные сооружения, трубопроводы) жестко связывают структурные единицы системы расселения в единое целое. Это позволяет четко оконтурить исследуемую систему, установить ее площадные параметры.
Отобразить полную социально-экономическую информацию только на одной общеэкономической карте затруднительно. Поэтому часто возникает необходимость в подготовке серииспециальных карт. На карте предпосылок развития региона показываются природно-ресурсный и социально-экономический потенциалы развития. Полезные ископаемые отображаются значковым способом. Гидрографическую сеть наносят линейными и площадными знаками. Почвенно-климатические условия характеризуются путем зонирования территории. Экономические показатели отображаются в виде графиков и диаграмм на врезках.
Население и трудовые ресурсы показывают на карте точечным способом. "Вес" одной точки обычно равен 1 тыс. человек. Числовые показатели рассчитывают в разрезе поселений и административно-территориальных единиц. Людность населения отображают кружком, общая площадь которого вычисляется по формуле абсолютной и непрерывной масштабности:
где R — радиус кружка, Р — численность населения, М — основание масштабности (1 мм = 1000 человек). Транспортную сеть в зависимости от назначения карт показывают с разной подробностью. На специальной карте железных дорог дают подробную характеристику не только путей сообщения, но и технической оснащенности дорог и подвижного состава. То же самое можно сказать относительно других видов транспорта — автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач, морских и речных портов, аэропортов. Степень подробности общетранспортной карты значительно ниже. На общеэкономических картах наносятся только основные транспортные объекты.
Рекреационные ресурсы картируются выборочно. Пляжи рисуют в виде ареалов, внутри которых точками различной величины выделяют песчаные, песчано-галечниковые территории. Природные достопримечательности, а также санатории, дома отдыха, турбазы отображают наглядными знаками, а видовую характеристику приводят в легенде.
Общегеографические и специальные карты позволяют наглядно характеризовать исследуемый регион, причем не только в статике, но и в динамике, то есть в сопоставлении прошлого, настоящего и будущего состояния объекта.