Административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере
Социально-культурная сфера – это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
Управление образованием.В ст. 49 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого гражданина на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образования и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц, независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т.д.
Государственная политика в области образования заключается в том, что Республика Беларусь признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства в республике политика в области образования реализуется органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Основными принципами образования являются:
приоритетность образования;
доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования;
приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
научность;
экологическая направленность образования;
демократический характер управления образованием;
светский характер образования.
Язык образования в Республике Беларусь определяется Конституцией и Законом «О языках в Республике Беларусь», согласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Право на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике.
К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учреждений образования.
Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относятся: Министерство образования (Минобразования), другие министерства, которым подчинены учебные заведения, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Минобразования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, общества, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; прогнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитательных заведений; разрабатывает предложения относительно перечня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполнение вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитательных учреждениях образования.
Другие министерства, которым также подчинены учебные заведения (МВД, МЧС и др.), осуществляют вместе с Министерством образования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства. Акты этих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают развитие сети заведений образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников сферы образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспечения условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролируют соблюдение правил обучения детей в заведениях образования; решают ряд других вопросов в сфере образования.
Для решения этих задач местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием – отделы образования и управления образования (на областном уровне).
Управление наукой.Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющему источнику экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.
Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в законах Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики»и«О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники – определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.
Научную деятельность осуществляют ученые, научные и педагогические работники, а также учреждения, организации, высшие учебные заведения, общественные организации. Каждая организационная форма имеет определенные особенности. Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки научных кадров создан специальный орган – Государственный комитет по науке и технологиям.
Основные задачи этого органа: реализация государственной политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Другие республиканские органы исполнительной власти осуществляют управление наукой и инновационной деятельностью в соответствующих отраслях, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций; организуют производство современной конкурентоспособной продукции; несут ответственность за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей.
Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают выполнение государственных научных и научно-технических программ, разрабатывают и организовывают выполнение региональных программ.
Особое место в системе органов, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (ВАК). Она реализует государственную политику в области аттестации научных и научно-технических кадров высшей квалификации, присуждает научные степени и присваивает ученые звания, контролирует деятельность специализированных ученых советов и качество аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
В целях сохранения и усиления интеллектуального потенциала, создания благоприятных условий для дальнейшего развития фундаментальной науки, обеспечения со стороны государства финансовой поддержки научных исследований создано высшее научное учреждение Республики Беларусь – Национальная академия наук.Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь. Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и иностранных членов Академии наук, а также отделения и региональные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, научные организации и иные юридические лица, находящиеся в ее ведении, работников этих организаций и юридических лиц.
Развитие отраслевой науки осуществляется в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других учреждений, входящих в систему соответствующих министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти. Общее руководство отраслевыми научно-исследовательскими институтами осуществляют органы исполнительной власти, в систему которых они входят.
Научные исследования в вузах – вузовская наука – организуются в целях: использования научно-технического потенциала высшей школы для определения приоритетных направлений фундаментальных исследований, усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследования и разработки теоретических и методологических основ развития образования. Исполнителями научно-исследовательских работ являются профессорско-преподавательский состав, студенты, докторанты, аспиранты, стажеры, научные сотрудники.
Управление в области культуры.Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематографию, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфию и книжную торговлю.
Управление в области культуры включает: организацию создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечение распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранение и использование культурных ценностей; охрану произведений искусства и памятников культуры, повышение культурного уровня населения; руководство предприятиями, организациями и учреждениями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что государство осуществляет лишь отдельные управленческие функции, например, контроль за качеством образования.
Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения по:
установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры,
сохранению и передаче культурных традиций,
охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры,
формирования культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры.
Основные принципы культурной деятельности в Республике Беларусь: свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре; защита интеллектуальной собственности, общедоступность духовных ценностей; право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ; приоритет условий для развития белорусской национальной культуры; гуманистическая направленность, усиление личного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие и высокоморальные ценности; обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.
Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан.
Систему органов управления в области культуры составляют Министерство культуры (Минкультуры), управления (отделы) культуры местных исполнительно-распорядительных органов, подведомственные им театры, концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культуры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музыкальные и художественные школы.
Основные задачи Министерства культуры: участие в формировании и реализации государственной политики в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей; разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация выполнения актов законодательства по вопросам культуры; сохранение национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания; развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в области культуры, искусства, сохранение историко-культурного наследия и др.
В компетенцию Министерства культуры Республики Беларусь в области охраны историко-культурного наследия входит: 1) сохранение ценностей, их среды и условий существо вания; 2) недопущение потери отличительных достоинств ценностей, их научно необоснованных изменений; 3) контроль за практическим использованием ценностей; 4) изучение историко-культурного наследия, обнаружение и учет ценностей; 5) возвращение в Республику Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся за ее пределами.
Особое место в сфере культуры и искусства занимают объединения граждан. В Республике Беларусь созданы и действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов, архитекторов, дизайнеров и др. Правовые, социальные, экономические и организационные принципы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства регулируются Законом «Об общественных объединениях».
Органы местного управления и самоуправления осуществляют собственные полномочия в отношении: управления учреждениями культуры; создания необходимых условий для воспитания детей, молодежи, развития их способностей; решения вопросов о предоставлении профессиональным творческим работникам на льготных условиях в пользование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимые для их творческой деятельности; организации медицинского обслуживания и питания в учреждениях культуры, которые принадлежат территориальным органам либо переданные им; создания условий для развития культуры; содействия возрождению ячеек традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел; содействия работе творческих союзов, национально-культурных товариществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере культуры.
Вопросы:
1. Как вы понимаете главную цель государственного руководства в сфере экономики?
2. Охарактеризуйте главные направления, которые охватываются государственным управлением в сфере экономики.
3. Как построена система управления промышленностью?
4. Проанализируйте содержание важнейших задач Министерства сельского хозяйства.
5. Почему особо важное значение имеет государственное управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства?
6. В чем, по вашему мнению, состоит специфика государственного управления образованием?
7. Какие государственные структуры осуществляют управление наукой в Республике Беларусь?
8. Какие основные задачи решает Министерство культуры?
Примерные темы рефератов.
1. Правовые основы и содержание управления экономикой.
2. Административно-правовое управление промышленностью и сельским хозяйством и торговлей.
3. Управление строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и коммуникациями.
4. Управление природопользованием и охраной окружающей среды.
5. Управление образование и наукой.
6. Управление в области культуры.
7. Управление здравоохранением в Республике Беларусь.