Методика диагностики уровней конфликтности учебных групп
12.1. Исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных групп на конфликтность поведения студентов. 12.2. Конфликтная компетентность специалистов в разрешении ценностно-нормативных конфликтов на основе социально-психологического тренинга. 12.3. Деформация социальной установки преподавателя как источник ценностно-нормативных конфликтов в студенческой среде.
Конфликты в студенческих коллективах обусловлены структурными и функциональными противоречиями между компонентами системы межличностных взаимоотношений, одной из подсистем которой является ценностно-нормативная система учебной группы, и результатами внутрисистемных противоречий, вызывающих ценностно-нормативные конфликты.
Знание структуры ценностно-нормативных конфликтов позволяет преподавателем повысить действенность учебно-воспитательной работы по улучшению социально-психологического климата в учебных группах на основе формирования социально-значимых групповых ценностей и норм. Это определило цели и задачи практического исследования. Общая схема и частные задачи экспериментального исследования приведены на рис. 12.1.
Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики и в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете. В нем принимало участие 263 студента из 11 учебных групп. В апробации методики участвовали экспериментальная группа, состоящая из 22 студентов младших курсов и 20 студентов старших курсов.
12.1. Исследование влияния ценностно-нормативных систем учебных групп на конфликтность поведения студентов
Задача оценки уровней конфликтности учебных коллективов требует предварительного анализа влияния ценностно-нормативных систем групп на конфликты в учебных группах студентов. Для этого необходимо исследовать влияние на общий уровень конфликтности учебных групп и отдельных студентов следующих факторов:
а) групповых ценностей и норм, которые являются компонентами
ценностно-нормативной системы групп;
б) ценностных, поведенческих и эмоциональных компонентов груп-
повых норм;
в) ценностных ориентации и личностных особенностей отдельных
студентов.
Исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе выявлялась зависимость уровней конфликтности групп от развития их групповых норм. Выявленные зависимости представлены на гистограмме (рис. 12.1)
В исследовании использовался опросник по выявлению силы и направленности санкций со стороны групповых норм за нарушение их требований каким-либо студентом группы. Опросник позволяет выявить санкции на нарушение материальных, нравственных норм, норм самоутверждения и поведения, норм при выполнении совместной групповой деятельности, в учебе и др.
При помощи г-критерия Спирмена определялась корреляционная связь между уровнями конфликтности учебных групп студентов и силой санкций по каждому виду групповых норм. Критическими значениями rsk для данной выборки являются rsk =0,76 (р< 0,01), rskp=0,61 (p< 0,05).
При анализе полученных результатов обнаружено, что для высококонфликтных групп характерны более низкие запрещающие санкции со стороны материальных, нравственных групповых норм, норм при выполнении совместной групповой спортивной деятельности. Уровень корреляционных связей конфликтности групп с направленностью и силой санкций различных групповых норм составил для материальных норм — р<0,01 (rs=0,836), нравственных норм — р<0,05 (rs=0,718), норм спортивной деятельности — р<0,05 (rs=0,636). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что низкая запрещающая нормативность этих норм является конфликтогенным фактором, так как они не направлены на сплочение группы. Действительно, если члены группы не заинтересованы в эффективности совместной групповой деятельности, допускают использование материальных ресурсов для решения своих проблем, даже в ущерб группе, и для них является нормальным явлением нарушение общечеловеческих норм, то такие нормы направлены на решение индивидуалистических потребностей отдельных членов группы без учета интересов остальных ее членов, что является одной из причин высокой конфликтности учебных групп студентов, где эти нормы доминируют.
По результатам проведенного исследования можно прийти к выводу о том, что конфликтность учебных групп студентов зависит от направленности групповых норм и силы санкций за нарушение их требований, поэтому при разработке методики деятельности офицера-психолога по управлению ценностно-нормативными конфликтами необходимо определить способы и методы формирования требуемой направленности групповых норм.
Задачей второго этапа эмпирических исследований было выявление зависимости уровней конфликтности учебных групп студентов от направленности их групповых ценностей. В данном исследовании групповые ценности выявлялись при помощи методики определения ценностей-средств М. Рокича. В дальнейшем выявлялась корреляционная
связь между уровнями конфликтности групп и значениями рангов каждой из 18-ти ценностей этих групп при помощи r-критерия Спирмена. Полученные зависимости представлены на гистограмме (рис. 12.2).
На гистограмме ценности расположены следующим образом:
1. Аккуратность,
2. Воспитанность,
3. Высокие запросы,
4. Жизнерадостность,
5. Исполнительность,
6. Независимость,
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других,
8. Образованность,
9. Ответственность,
10. Рационализм,
11. Самоконтроль,
12. Смелость,
13. Твердая воля,
14. Терпимость,
15. Широта взглядов,
16. Честность,
17. Эффективность в делах,
18. Чуткость.
Полученные данные свидетельствуют о прямой корреляционной связи между уровнями конфликтности групп и развитием таких групповых ценностей, как высокие запросы, непримиримость к недостаткам других, и обратной — исполнительность и чуткость. Прямая корреля-
ционная связь говорит о том, что в низкоконфликтных группах эти ценности имеют более высокие ранги, чем в высококонфликтных, а обратная — соответственно наоборот. Данные зависимости объясняются направленностью доминирующих в группах ценностей. В высококонфликтных группах эти ценности носят дезорганизирующий характер и не способствуют сплоченности и снижению конфликтности этих групп. Доминирование таких групповых ценностей, как высокие запросы и непримиримость к недостаткам других, и пренебрежение исполнительностью и чуткостью в высоконфликтных группах приводит к тому, что на уровне высших мотивов (ценностных ориентации) члены этих групп стремятся к достижению только своих индивидуалистических целей и не склонны к оптимальному взаимодействию, что позволяет говорить о конфликтогенном характере этих ценностей.
В результате проведенных исследований групповых ценностей и норм можно прийти к выводу о существовании конфликтогенных групповых ценностей, которые являются источниками противоречий в системе межличностных взаимоотношений в учебных коллективах, а следовательно, и причинами возникновения внутригрупповых ценностно-нормативных конфликтов. Деятельность педагога-психолога и педагога-воспитателя по снижению ценностно-нормативной конфликтности должна быть направлена на формирование таких групповых ценностей, которые повышают сплоченность и снижают конфликтность учебных групп студентов.
На третьем этапе исследовалось влияние различных компонентов групповых норм на уровни конфликтности учебных групп студентов. Групповые нормы имеют ценностный, когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Ценностный компонент является показателем степени соответствия ценностных ориентации отдельных студентов и групповых норм. Когнитивный компонент отражает адекватность восприятия групповых норм студентами группы. Поведенческий компонент групповых норм показывает доминирующий стиль поведения студентов в среде действия этих норм, а эмоциональный компонент отражает степень удовлетворенности студентов членством в группе.
В соответствии с изложенной структурой групповых норм определяются индивидуальные показатели для каждого студента по всем ее компонентам. Групповые нормы выявляются той же методикой, которая использовалась на первом этапе исследования.
Ценностный компонент определялся путем нахождения корреляционной связи между ценностными ориентациями каждого студента группы и групповыми нормами. Когнитивный компонент выявлялся путем
сравнения значении средних групповых показателей санкции со стороны групповых норм с представлениями о них отдельных студентов.
Эмоциональный компонент находился с использованием методики исследования социально-психологического климата коллектива О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто, а поведенческий — методикой К. Томаса.
Первичные данные по ценностному, когнитивному и эмоциональному компонентам подвергались вторичной обработке при помощи U-критерия Манна-Уитни. Задачей этого этапа являлось выявление значимости различий по каждому компоненту групповых норм между низко- и высококонфликтными членами каждой группы.
В результате проведения вышеперечисленных статистических процедур было выявлено, что в низко- и высококонфликтных группах различия между их членами значимы по ценностному и эмоциональному компонентам. Преобладающими стилями конфликтного поведения в низкоконфликтных группах являются компромисс, сотрудничество, уклонение, а в высококонфликтных — сопеничество, приспособление, уклонение. Различия по когнитивному компоненту выявлены только в низкоконфликтных группах.
Полученные зависимости объясняются различиями в направленности групповых ценностей и норм между группами с разной конфликтностью и сформированностью ценностно-нормативных систем этих групп. Высококонфликтными являются группы старших курсов, в которых студенты имеют достаточный социальный опыт, поэтому влияние когнитивного компонента в них незначительно. Причинами высокой конфликтности этих групп является доминирование в них таких ценностей, как высокие запросы, непримиримость к недостаткам других, низкая исполнительность и черствость. В условиях доминирования таких групповых ценностей студенты чаше выбирают высококонфликтные стили взаимодействия, так как эти стили позволяют защищать свои ценностные ориентации от воздействия агрессивной социальной среды группы. Все это находит свое отражение в эмоциональном климате групп, который показывает, что большинство студентов не удовлетворены членством в них.
В низкоконфликтных группах, которыми являются группы младших курсов, ценностно-нормативные системы сформированы на недостаточно высоком уровне, и студенты еще не имеют большого социального опыта, поэтому в них наблюдается влияние когнитивного компонента на конфликтность. В этих группах доминируют такие ценности, как исполнительность, чуткость, а высокие запросы и непримиримость к недостатком других, наоборот, стоят на последних местах, то есть в
них доминируют ценности, которые оптимизируют взаимоотношения и способствуют сплочению групп. Доминирование этих ценностей приводит к тому, что студентам нет необходимости защищать свои ценностные ориентации от воздействия со стороны остальной группы, поэтому они выбирают низкоконфликтные стили поведения, такие, как сотрудничество, компромисс, уклонение. Эмоциональный компонент показывает, что студенты в основном удовлетворены членством в этих группах.
По результатам этого этапа исследований можно сделать вывод о том, что деятельность педагога-воспитателя по управлению ценностно-нормативными конфликтами должна быть направлена на снижение негативного влияния ценностного, когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов групповых ценностей и норм на конфликтность учебных групп студентов.
На четвертом этапе исследования выявлялись зависимости конфликтности членов групп от развития их личностных качеств. Предполагалось, что степень влияния каждого компонента групповых норм зависит от развития личностных качеств студента. Исследования индивидуальных качеств студентов осуществлялись при помощи 16-ФЛО Р. Кеттела. Исследовались три группы студентов с низким, средним и высоким уровнями конфликтности. В каждой группе выявлялись корреляционные связи между индивидуальными уровнями конфликтности каждого студента и их показателями по ценностному, когнитивному, поведенческому и эмоциональному компонентам групповых норм. При ранжировании стилей поведения в конфликтном взаимодействии по методике К.Томаса по степени их конфликтности стилям присваивались следующие ранги: соперничество — 1; приспособление и избегание — 2 и 3; компромисс — 4; сотрудничество — 5.
Корреляционные связи находились при помощи г-критерия Спирмена.
В ходе эксперимента были получены следующие зависимости:
а). Труппа с низким уровнем конфликтности:
1. Ценностный компонент имеет прямую корреляцию с фактором
1-чувствительностъ
гsэмп=0,45 гsэмп > гsкр 0,05;
2. Когнитивный — имеет прямую корреляцию с фактором А-общительность
гsэмп =0,55 гsэмп > гsкр 0,01;
3. Поведенческий — имеет прямую корреляцию с фактором H-дипломатичность
гsэмп =0,54 гsэмп > гsкр 0,01;
б). Группа с высоким уровнем конфликтности:
1. Ценностный компонент имеет прямую корреляцию с фактором
Е-доминантность гsэмп =0,51 гsэмп > гsкр 0,05;
2. Поведенческий — имеет прямую корреляцию с фактором Q1-радикализм
гsэмп =0,58 гsэмп > гsкр 0,01; и обратную — с фактором I-чувствительность
гsэмп =0,45 гsэмп > гsкр 0,05,
3. Эмоциональный — имеет прямую корреляцию с фактором О-тревожностъ
гsэмп =0,47 гsэмп > гsкр 0,05.
в). В группе со средним уровнем конфликтностикорреляция обнаружена только по когнитивному компоненту с фактором А-общительностъ. гsэмп =0,48 гsэмп > гsкр 0,05.
Полученные в ходе этого этапа эмпирические данные показывают, что на когнитивный компонент наибольшее влияние оказывает уровень общительности и эти закономерности усматриваются в группах младших курсов. Студенты этих групп с высокой общительностью при недостаточно высоком уровне социального опыта получают большую информацию о действующих в них групповых ценностях и нормах и более успешно могут адаптироваться в группе, что приводит к снижению их конфликтности.
В низкоконфликтных группах снижение конфликтности студентов по ценностному компоненту связано с развитием у них чувствительности, а по поведенческому компоненту — с дипломатичностью. В высококонфликтных группах снижение конфликтности студентов по ценностному компоненту связано с развитием у них жесткости n радикализма. Развитие разных качеств личности в группах, снижающих конфликтность студентов, связано с направленностью их групповых ценностей и норм. Если в низкоконфликтных группах доминируют ценности, которые способствуют повышению их сплоченности, то в высококонфликтных эти групповые образования не способствуют групповому взаимодействию и носят сугубо индивидуалистический характер.
Для низкоконфликтных групп свойственна большая открытость, поэтому у студентов развиваются дипломатичность и чувствительность, а в высококонфликтных наблюдается более агрессивная социальная среда, поэтому от студентов требуются радикализм и жесткость.
По эмоциональному компоненту зависимость обнаружена только в высококонфликтной группе. Эмоциональная удовлетворенность членством в ней является результатом взаимодействия всех вышеперечисленных компонентов и развитием у студентов фактора «F-сдержанность».
Подводя итог эмпирическим исследованиям, мы приходим к следующим выводам о том, что в планировании деятельности по управлению ценностно-нормативными конфликтами преподаватель (социолог, педагог-психолог) должен учитывать следующее:
1. Преобладание у большинства студентов учебных групп схожих
ценностных ориентации не является показателем, напрямую влияющим на уровень ее конфликтности. На конфликтность группы наибольшее влияние оказывает направленность групповых ценностей и норм. Примером может служить преобладание у большинства членов высококонфликтных групп таких ценностных ориентации, как непримиримость к недостаткам других, и пренебрежение такими ценностями как чуткость, исполнительность и воспитанность, что является причиной высокого уровня конфликтности этих групп. В высококонфликтных группах доминирование таких стилей поведения, как соперничество, уклонение, приспособление, является результатом действия существующих в этих группах ценностей и норм.
2. Эмоциональный компонент социально-психологического климата
группы напрямую зависит от ее конфликтности. Конфликтогенным фактором внутригрупповой жизни является преобладание в группах ценностей и норм, направленных на пренебрежение ценностями и потребностями остальных ее членов, что приводит к неудовлетворенности студентов членством в них.
3. Влияние когнитивного компонента групповых норм на конфликтность групп наблюдается у студентов младших курсов, так как при формировании системы групповых ценностей и норм у студентов с низким уровнем социального интеллекта и опыта может наблюдаться нонконформистское поведение и высокий уровень конфликтности из-за того, что они не знают требований, которые предъявляют им групповые нормы.
4. На уровень конфликтности каждого члена группы наибольшее
влияние оказывает степень соответствия их ценностных ориентации с действующими в группе ценностями и нормами. Вместе с тем, на личностном уровне, влияние когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов групповых ценностей и норм на конфликтность члена группы определяется
развитием его личностных качеств. Например, высокий уровень замкнутости студента не позволяет ему получать полную информацию о социальной действительности, что приводит к повышению влияния когнитивного и ценностного компонентов групповых ценностей и норм на конфликтность отдельного члена группы.
12.2. Конфликтная компетентность специалистов в разрешении ценностно-нормативных конфликтов на основе социально-психологического тренинга
Из выполненного анализа следует, что в деятельности педагога подразделения по разрешению ценностно-нормативных конфликтов (ЦНК) присутствует фактор, определяющий ее эффективность. Для его обозначения далее будем использовать термин «конфликтная компетентность». В отечественной литературе можно встретить такие понятия, как «социально-психологическая компетентность» (И. Берестова, 1994), «коммуникативная компетентность», «интерактивная компетентность» (А. А. Бода-лев, А. Н. Сухов). «Конфликтная компетентность» педагога рассматривается как составная часть компетентности в общении.
Для педагога крайне важно принимать активное участие в формировании бесконфликтного общения обучаемых, а в случаях возникновения конфликтов компетентно их разрешать. Понятие конфликтной компетентности формулируется как определенный уровень осведомленности в стратегиях поведения и умений их реализовать в жизни (Б. И. Ха-сан, 1996). Психологи выделяют в конфликтной компетентности некоторые составляющие общей компетентности человека в собственном «Я»: знания о конфликте; субъективная позиция; владение достаточно широким спектром стратегий поведения в конфликте; культура саморегуляции (Л. А. Петровская, 1997). В этих исследованиях конфликтная компетентность рассматривается как характеристика реального или потенциального участника конфликтного взаимодействия.
Учитывая специфику объекта исследования и в связи с тем, что педагог в ценностно-нормативных конфликтах студентов выступает в качестве третьей стороны, предлагается расширить содержание данного понятия следующими элементами: знание и владение приемами и способами участия в разрешении конфликтов в качестве третьей стороны; позитивное отношение к окружающим; знание причин конфликтов и психологических особенностей студентов; ориентация при разрешении проблемных ситуаций на психологический климат в группе.
В рамках исследования проведена работа по выявлению связи отдельных составляющих конфликтной компетентности педагогов с основными параметрами, отражающими ее известными методиками. В исследовании приняли участие 78 педагогов.
С помощью теста «Смысложизненных ориентации» исследовалась степень контроля собственной жизни и уровень удовлетворенности жизнью. По шкале «Локус контроля» почти 21% испытуемых показали низкие результаты, свидетельствующие о заниженной самооценке. 17% педагогов получили низкие оценки по шкале «Локус контроля жизни», что является следствием их пассивности в достижении жизненных целей.
В качестве индикатора уровня развития рефлексивной культуры использовался опросник Басса-Дарки. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне чувства вины, что свидетельствует о неуверенности и сомнениях педагогов при принятии решений.
Наиболее популярными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях (по опроснику К.Томаса) у педагогов оказались компромисс (6,8) и приспособление (6,1). Менее 14% педагогов остановили свой выбор на сотрудничестве, которое является единственным конструктивным способом поведения. В результате проведенного анализа выявлено, что отдавали предпочтение сотрудничеству педагоги с высоким уровнем самооценки, уверенные в своих силах («Локус контроля», тест «СЖО»), активные в жизни (низкие баллы по фактору «Чувство вины»), настроенные к социальному окружению дружелюбно и не агрессивно (соответствующие шкалы опросника Барса-Дарки) (значения коэффициента корреляции по Пирсону соответственно г=0,44; г=0,34; г=-0,54; г=-0,6; г=-0,41, для α<0,01).
«Тест конкретных ситуаций» позволил выявить предпочтение педагогов при решении проблемных ситуаций ориентироваться, прежде всего, на психологический климат в коллективе при игнорировании собственных интересов (80%).
Для определения уровня развития культуры саморегуляции использовался по шкале «Невротичность» (Тест FPI). Выяснилось, что 21% педагогов находится в состоянии эмоциональной неустойчивости, что затрудняет их конструктивное поведение при разрешении конфликтов в учебных коллективах, так как данная деятельность требует выдержки и эмоционального равновесия.
Знания педагогов о конфликте (гностический компонент конфликтной компетентности) проверялись с помощью разработанного авторами опросника «Конфликтная совместимость». На основе выявленного необходимого понятийного минимума для успешной деятельности в
конфликтных ситуациях авторами в опросник включены три блока: «Аналогии», «Классификации» и «Осведомленность». Задания каждого из блоков направлены на диагностику уровня знаний. В результате анализа около 25% педагогов получили низкие оценки, что свидетельствует о недостаточном уровне знаний по измеряемому фактору.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о существующих положительных связях между уровнем знаний педагогов о конфликтности учебных коллективов (опросник «Конфликтная компетентность») с ориентацией педагогов при решении проблемных ситуаций на психологический климат, с использованием посреднических способов решения ЦНК студентов и с эффективностью их профессиональной деятельности. Одновременно обнаружены отрицательные связи с выбором стратегий приспособления и избегания. Все абсолютные значения данных коэффициентов корреляции находятся в пределах от 0,41 до 0,66, что достоверно для р<0,01.
Таким образом, из представленных результатов можно сделать вывод, что конфликтная компетентность педагога имеет структуру (рис. 12.3), а предложенная методика позволяет измерять не только уровень гностического компонента, но и с достаточной достоверностью отражать общий уровень конфликтной компетентности педагога (г=-0,6).
12.3. Деформация социальной установки преподавателя как источник ценностно-нормативных конфликтов в студенческой среде
Установка является основой психологической активности человека, посредником между человеком и средой, выступает в качестве фундамента поведения, дает возможность его целесообразного осуществления (Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили).
Социальные установки обеспечивают адаптацию человека в социальной среде. Они являются сложным образованием, включая в себя три компонента: 1) когнитивный, 2) аффективный, 3) поведенческий. Социальная установка обладает валентностью, что отражается в отношении личности к социальному объекту и описывается в понятиях «принятия - непринятия», «позитивная установка», «негативная установка», «нейтральная установка».
В социальной установке возможно выделение ее направленности: «на себя» и «на внешний объект». Система социальных установок, направленных на себя, представляет собой «Я-концепцию» личности. Направленность установок на внешние объекты образует диспозиционную систему личности. Указанные образования выполняют две функции: 1) познание социальных объектов, 2) адаптация. В силу этого система установок личности, ее «Я-концепция» вызывают практический интерес в коррекциониой работе. Через коррекцию установок возможно регулирование конфликтов в общении.
Кроме структуры установок нас интересуют условия их формирования, например, общение. В процессе общения происходит формирование «Я-концепции» как совокупности установок на собственную личность. В случаях деформации системы общения происходит нарушение установок субъектов. Конфликты в общении опасны тем, что они тиражируют деформированные установки, создают порочный круг конфликта, что в дальнейшем ведет к образованию конфликтогенной личности.
На наш взгляд, общение является той сферой, через которую можно вести коррекцию социальных установок, формировать навыки саморегуляции, восстанавливать адаптационные резервы. Основой формирования социальных установок является «Я-концепция». Она становится средством достижения внутренней согласованности личности. Личность выстраивает адаптивное поведение по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Дезадаптивное поведение является результатом действия противонаправленных сил и захватывает сферы «Я-концепции» и роли.
Переход к адаптивному поведению является сложным процессом, который связан с воздействием на адаптивные резервы личности. Данный процесс должен захватывать три уровня воздействия: инструментальный, смысловой, экзистенциальный.
Инструментальный уровень предполагает изменение стилевых характеристик, воздействие на ролевой стиль — индивидуальный способ презентации собственного «Я». На данной стадии необходимо развитие социальных навыков, формирование инструментов поведения в конфликтных ситуациях, расширение ролевого репертуара.
Смысловой уровень воздействия на адапционные резервы личности предполагает развитие способностей к социальному анализу. Человек приобретает навыки овладения смыслом ситуации общения, поведения субъектов общения. Уровень обеспечивает изменение понимания ситуации общения в индивидуальном и групповом контекстах, поиск альтернативных концепций.
Экзистенциальный уровень завершает воздействие на адаптационные резервы личности. Он направлен на изменение «Я-концепции» личности. На этом уровне происходит поддержание резервов адаптационного поведения, достигается ролевая импровизация, самоактуализация человека. Конечная цель данного уровня воздействия — превращение личности в самодостаточную систему, которая обладает способностью к самоуправлению и саморегулированию.
Коррекционно-диагностическая модель управления конфликтом направлена на исследование и коррекцию внутриличностного конфликта. Этот конфликт запускают психотравмы и социотравмы, они способствуют актуализации поведенческих установок.
В основе поведения людей лежат основные тенденции — прямота и учтивость. Они являются проявлением позиции человека в окружающем социуме. Данные позиции реализуются через типы адаптации в обществе — агрессию или страх. Возможен диссонанс между основными тенденциями и типами адаптации (Р. Ассаджоли, Г. Д. Горбунов, Р. М. Грановская, О. А. Конопкин, Ц. П. Короленко, Н. Пезешкиан, Л. Фестингер, Э. Фромм). Типы адаптации определяют характер межличностных отношений.
Личность в состоянии внутреннего конфликта становится конфлик-тогенной, а взаимодействие конфликтогенных личностей нарушает нормальное общение, вносит нарушение в социальную систему. В качестве социальной системы могут выступать: организация, система общения, урок как система.
Источник конфликтов в студенческой среде, как это следует из вышеизложенного, необходимо искать в установках личностей руководи-
телей, педагогов и студентов. Управление конфликтом также должно находиться в этой сфере. Концепция управления конфликтом заключается в том, что необходима диагностика источников возникновения конфликтов, осуществление коррекционного воздействия (рис 12.4).
Диагностический блок не является однозначным. Необходима разработка, по крайней мере, двухуровневой системы диагностики: организационной и личностной. Организационный уровень направлен на диагностику состояния культурно-коммуникативной системы. Он позволяет выделить основные зоны напряжения, направления конфликтов, состав конфликтогенных субъектов общения, преобладающий тип общения.
Личностный уровень диагностики направлен на изучение субъектов общения: типологизацию личностей, поиск внутренних механизмов возникновения и развития конфликта (организационный, ценностный, эмоциональный), типов реагирования на конфликт. Преимущественно
необходимо изучение установок личности, так как они являются источником конфликтного поведения. Они же выступают в качестве ролевых стабилизаторов. Анализ литературы и собственные практические исследования показали, что возможно изучение установок. Методами диагностики могут быть наблюдения, опросники, тесты.
Коррекционный блок — это набор техник воздействия на личностные резервы, в том числе конфликтные. Конечная цель коррекционного воздействия — предотвращение деформации и распада структуры личности, ее психосинтез. Мы выделяем коррекционное воздействие на социально-психологические компоненты личности. Адекватными обозначенной сфере являются коррекционно-игровые и социо-когнитивные технологии. Их вполне можно использовать в педагогическом процессе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Диагностический комплекс уровней конфликтности.
2. Корреляционные связи между уровнями конфликтности учебных групп и доминирующими групповыми ценностями студентов.
3. Структурная схема оценки конфликтной компетентности преподавателей.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Схема взаимосвязи основных детерминант социальной перцепции.
2. Основные компоненты социальной установки педагога.
Темы докладов и рефератов:
1. Деформация социальной установки преподавателя как источник ценностно-нормативных конфликтов в студенческой среде.
2. Структурная схема управления конфликтом в педагогическом общении.