Местное управление и самоуправление
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель, заместители председателя, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполкома.
Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими Советами депутатов (ст. 55 Конституции Республики Беларусь).
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, 14 отделов, комиссии — административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяется законодательством.
В статье 121 Конституции Республики Беларусь закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов — представительных органов, избираемых гражданами: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в рамках, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.
***
Современной белорусской государственности свойственны следующие характерные черты.
► Осуществление политики, направленной на укрепление суверенитета страны, построение социально справедливого, демократичного, динамично развивающегося государства.
► Укрепление национальной безопасности — политической, оборонной, личной, имущественной, энергетической, продовольственной, информационной.
► Обеспечение законности и правопорядка.
► Совершенствование законодательства и повышение культуры государственного управления.
► Проведение разносторонней внешней политики, отвечающей национальным интересам.
► Претворение в жизнь стратегического курса на белорусско-российскую интеграцию, строительство Союзного государства, развитие двусторонних связей со странами Содружества Независимых Государств.
► Упрочение социально-экономического потенциала Республики Беларусь на основе: новейших технологий; рационального использования энергоресурсов; структурных преобразований в экономике; повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
► Идеологическое обеспечение государственной политики, демократической трансформации общества.
Национальная государственность, ориентированная на демократические правовые нормы и гуманные принципы, имеет будущее. Как подчеркивается в публичных выступлениях Главы государства А. Г. Лукашенко, Беларусь — страна глубочайших перемен к лучшему. В основе ее политического курса—созидание и эволюционное развитие, достижение стратегической цели — построения экономически сильного, социально справедливого, независимого государства (Народная газета. — 2003. — 17 крас.; Беларусь сегодня. —2006. — 3 марта; 2007. — 25 апр.).
Тема 10
Политические партии и общественные объединения
Понятие общественных объединений. Их роль в политической системе общества. Классификация общественных объединений («групп интересов»). «Политические» и «неполитические» общественные объединения. Формы участия общественных объединений в политике.
Разновидности «групп давления» (лобби). Сущность, причины возникновения и роль «института лоббизма» в политической жизни общества.
Политическая партия как общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной политической власти. Ее признаки и отличие от других общественных объединений. Функции политической партии.
Типы политических партий. Кадровые и массовые, правящие и оппозиционные партии. Политико-идеологические ориентации коммунистических, социал-демократических, либеральных, консервативных партий. Критерии политического влияния партий в обществе.
Классификация партийных систем. Особенности партийных систем: монопартийной, двухпартийной, многопартийной, умеренного и поляризованного плюрализма.
Общественные объединения и политические партии Беларуси: политико-правовой статус, ценностные ориентации.
Общественные объединения — негосударственные институты, но являются активным субъектом политической системы. Это добровольные ассоциации граждан, создаваемые в установленном законом порядке и представляющие гражданское общество, регулирующие совместную деятельность людей и выражающие их властно значимые интересы и коллективные цели. Действующие в политической системе легальные «группы интересов» бизнесменов, аграриев, молодежи, деятелей искусства, рабочих, иных категорий граждан выполняют социально- полезные функции. Главная из них — выражение и согласование многообразных интересов людей (в сферах экономики, досуга, искусства, науки, религии и др.), доведение их до власти и оказание влияния на институты государства с целью удовлетворения насущных потребностей. Кроме того, «группы интересов» способствуют самоидентификации и адаптации индивидов в политической системе, развитию гражданской инициативы, осуществлению реального общественного контроля властных структур.
Спектр общественных объединений широк и мозаичен. В демократической политической системе общества представлены различные типы и формы общественных объединений (см. рис. 2.6,2.7).
Рис. 2.6. Типы общественных объединений. |
Общественные объединения — важный показатель демократичности политической системы, политической культуры граждан, степени их взаимодействия с обществом и государством. Их деятельность вносит коррективы в политические отношения, стимулирует плюрализм и поиск гражданского согласия, препятствует ужесточению власти. Конструктивное и гибкое реагирование политической системы на требования и предложения «групп интересов» находит отражение в управленческих решениях. Это способствует своевременному выявлению и разрешению социальных проблем, поддержанию политической и экономической стабильности общества. И напротив, равнодушие власти к общественным объединениям оборачивается падением ее авторитета, радикальными и экстремистскими акциями граждан, которые чреваты разрушительными последствиями.
Общественные объединения подразделяются на политические и неполитические.
Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Системати-
Рис. 2.7. Формы общественных объединений |
чески проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других государственных структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.
Неполитические организации не ставят перед собой цель завоевания государственной власти или непосредственного участия в ее осуществлении. Они главным образом специализируются на артикуляции (выражении) и агрегировании (превращении требований граждан в альтернативы государственной политики) социальных интересов. Нередко они возникают стихийно, в результате спонтанной реакции на ситуацию в обществе.
Особым типом общественных объединений в странах Запада являются группы давления. Термин «группы давления» впервые введен в научный оборот американскими исследователями в 20-х гг. XX в.
Группы давления — это относительно немногочисленные общественные объединения, добивающиеся удовлетворения своих интересов посредством давления на институты государственной власти. Их называют «лобби» (от англ. lobby —кулуары).
Эти группы, располагая ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией и оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных им решений. В ряде стран при их негласном (кулуарном) участии корректируются управленческие решения, происходит невидимое перераспределение власти.
Группы давления в европейских странах и США избегают политической ответственности. Но их влияние на органы власти весьма ощутимо. Основные формы и способы решения задач таких групп — советы, рекомендации чиновникам, помощь им в составлении речей и организации выполнения решений, использование СМИ, подкуп и финансирование политических деятелей, оказание им незаконных услуг, «проталкивание» своих кандидатов на государственные должности. В их арсенале шантаж, инспирирование писем и телеграмм (поддержки или протеста), угрозы, финансовая поддержка нелегальных организаций, сбор сведений, компрометирующих авторитетных политиков.
Негативные последствия «лоббизма» заключаются в следующем:
► препятствует удовлетворению общественно ценных интересов;
► порождает коррумпированность государственных чиновников;
► содействует укоренению теневых, криминальных форм правления;
► дестабилизирует государственную политику (если, к примеру, «лоббисты» добиваются смены приоритетов, пересмотра бюджета в пользу частных интересов, блокирования нужных обществу решений).
В политологической литературе можно встретить и позитивную оценку «лоббизма». Он представляется как закономерное явление демократического процесса, положительно влияющее на государственную власть и общество (см. Политология для юристов: Курс лекций. — М., 2002. — С. 455—457, 464). Сторонники такого подхода выступают за ограничение «лоббизма» нормами права.
Политические партии
Самое организованное и политически ориентированное общественное объединение — политическая партия. Партии в современном понимании возникли во второй половине XIX в.
Признаки политической партии:
► организационная упорядоченность (ее структуры функционируют как единый организм на национальном и региональном уровнях);
► наличие устава, политической идеологии и программы деятельности;
► систематичность, долговременность и социальная эффективность политической деятельности;
► политическое влияние в обществе.
Политическая партия — сплоченное (на основе идеологии и программы), организационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию государственной власти для реализации политических интересов поддерживающих его социальных групп.
Функции политической партии:
► обеспечение взаимосвязи общества с властью;
► выражение и представительство интересов;
► интеграция и мобилизация людей в политику;
► обоснование и предание гласности политических альтернатив;
► подготовка и воспитание профессиональных политиков;
► участие в выборах и деятельности органов власти.
О политическом влиянии партии в обществе принято судить по трем критериям:
► прочности социальной базы партии, количеству поддерживающих ее программу и действия граждан (избирателей);
► числу депутатских мандатов в парламенте;
► численности организации, ее политических инициативах и реальном влиянии на преобразования в обществе.
Типы политических партий
Типы партий определяются по различным критериям. Общепризнанной является классификация французского политолога М. Дюверже. Она основана на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Этот политолог выделял кадровые партии, возникшие в условиях ограниченного избирательного права, и массовые партии, родившиеся с введением всеобщего избирательного права.
Кадровые партии. Структура, организация внутренней жизни и деятельность этих партий нацелены на победу на выборах в органы государственной власти. В них нет фиксированного членства. Их основное звено — комитеты партии, состоящие из активистов. Партии подбирают кандидатов в депутаты парламента и помогают им в составлении предвыборных программ, изучают общественное мнение и влияют на его формирование.
Массовые партии имеют первичные (территориально-производственные) организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить свой численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины с уставным членством.
Итальянский политолог Дж. Сартори дополнил классификацию М. Дюверже новым типом партии — партией избирателей. Эти партии функционируют только в период избирательных кампаний, претендуют на выражение общенациональных интересов и стремятся привлечь на свою сторону возможно большее число избирателей, независимо от их политико-идео- логических ориентации. В политологической литературе встречаются и иные классификации политических партий (см. рис. 2.8). В их основе — четыре главных критерия типологии партий: организационная структура и характер партийного членства; политико-идеологические ориентации; отношение к политической системе; политическое влияние в обществе.
По отношению к политической системе партии подразделяются на правящие и оппозиционные.
Правящая партия — партия власти, победившая на выборах и сформировавшая правительство.
Оппозиционная партия — выражает интересы и ценности, несовместимые или не совпадающие с идеалами и целями политического режима. Их ключевые функции:
► систематическая критика действий правительства с указанием ошибок и недостатков;
Рис. 2.8.Типы политических партий |
► предложение альтернативных вариантов решения социальных проблем;
► контроль действий властей, соизмерение их с конституцией, законами и предвыборными обещаниями;
► подготовка условий для смены правительства на очередных выборах.
Партии различаются по характеру политико-идеологических доктрин: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, религиозной ориентации.
Либеральные партии считают приоритетом своей деятельности обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности. Основа их политико-идеологической доктрины — признание личности высшей ценностью, уважение ее прав и свобод; равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством; политическое участие; политический плюрализм; конституционализм и разделение властей; свобода предпринимательства и конкуренции; ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь.
Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Они привержены политическим ценностям, выдержавшим испытание временем, а также апробированным формам социально-политической организации общества. Поэтому критически и осторожно относятся к социальным реформам и инновациям.
Программная цель социал-демократических партий — постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Достижению этой цели призваны способствовать реформы: последовательная демократизация политической, экономической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданский консенсус. Политические ценности партий — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность, а стратегический идеал — «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего, как принцип деятельности.
Коммунистические партии нацелены на построение справедливого (социалистического) общества посредством радикальных мер — разрушения капиталистического строя, порождающего (согласно марксистско-ленинской идеологии) неразрешимые противоречия, эксплуатацию человека человеком. Радикализм — это решительное и бескомпромиссное осуществление политических намерений и проектов, стремление к коренному изменению общественных отношений.
Западные политологи классифицируют партии также и по политическому влиянию в обществе — мажоритарные, доминирующие и миноритарные.
Мажоритарными называют партии, завоевавшие большинство депутатских мандатов на парламентских выборах.
Доминирующие партии имеют относительное большинство мест в парламенте.
Миноритарные партии располагают минимальным числом депутатских мандатов в законодательном органе государства.
Партийные системы
Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Каждая из них выражает интересы определенной социальной группы. История знает также партии, претендовавшие на выражение интересов всего общества (КПСС, нацистская партия в Германии и др.).
Совокупность партий в обществе, взаимосвязи между ними, государством и гражданами составляют партийную систему. Современная политическая наука исследует партийные системы различных стран, чтобы познать их особенности, достоинства и недостатки, а также национальную специфику политической жизни. При этом внимание акцентируется на типах партийных систем, которые оказывают активное влияние на состояние и характер политико-властных отношений в обществе (см. рис. 2.9).
В монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Отсутствие конкурентов обрекает такую партию на деградацию, застой и политическую гибель.
В двухпартийной системе несколько партий, но, как правило, преобладают две наиболее влиятельные (пример — лейбористская и консервативная партии Великобритании, республиканская и демократическая партии США).
Двухпартийная система обладает преимуществами перед другими в плане формирования стабильного правительства. Победившая на парламентских выборах партия обретает возможность активно влиять на выработку и проведение государственной политики, преобразования в обществе. Главный недостаток этой системы: в случае поражения партии на очередных выборах возможна смена политического курса страны.
Рис. 2.9. Типы партийных систем |
В многопартийной системе несколько партий действуют на политической сцене. Пример многопартийности — страны Западной Европы. Как важное связующее звено между гражданским обществом и государством, соперничающие партии нередко негативно влияют на стабильность правительства и общества, что повышает значимость согласия и компромиссов.
Партийные системы «поляризованного плюрализма» отличаются тем, что в отношениях партий, выступающих против политического режима в стране и желающих победы на парламентских выборах, нет взаимопонимания и согласия, преобладают центробежные тенденции. Это подрывает их политический потенциал и не позволяет достичь поставленных целей.
Свои особенности имеет и партийная система «умеренного плюрализма». Как правило, за власть борются от трех до пяти партий, но ни одна из них не в состоянии завоевать достаточное количество голосов избирателей и парламентских мандатов. Заключая соглашения о совместных действиях, идя на компромиссы, они нередко побеждают, что открывает им путь для формирования коалиционных правительств.
Общественные объединения Республики Беларусь
Процесс образования в Беларуси широкой сети общественных объединений в начале 1990-х гг. связан с распадом СССР и КПСС — монопольной «партии власти». Обретение республикой государственной независимости стимулировало этот процесс. В октябре 1994 г. начал действовать Закон «Об общественных объединениях».
В 1999 г. был принят декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений». Он явился правовой базой для перерегистрации действующих и регистрации новых групп интересов. С заявлениями о перерегистрации обратились в Министерство юстиции 19 политических партий, 51 профсоюз и 1467 других общественных объединений и движений. Часть объединений не подала заявлений о перерегистрации, не смогла подтвердить членство, минимальный размер которого был установлен декретом. Среди таких объединений было 8 партий.
Перерегистрацию прошли с 1 февраля по 1 октября 1999 г. 1326 общественных объединений, в том числе 18 политических партий, 40 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских общественных объединений.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано 2235 общественных объединений, включая 15 политических партий (Беларусь сегодня. — 2008. — ЗОапр.).
Это свидетельствует о том, что в стране заложен фундамент гражданского общества. Группы интересов позволяют каждому человеку реально осуществить свободный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, конструктивно взаимодействовать с институтами государства. Их деятельность способствует выражению, согласованию и представлению во властных структурах политической воли, запросов и ожиданий граждан. В свою очередь, власть не закрыта для диалога и сотрудничества с общественными объединениями, которые поддерживают политический курс государства и заботятся о претворении его в жизнь.
Законодательство страны предоставляет общественным объединениям широкие права. Вместе с тем оно запрещает создание тех из них, которые провозглашают цели: свержение конституционного строя, пропаганду войны, насилия, жестокости, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
Политическое влияние партий и других общественных объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости гражданского общества. Это подтверждают социологические исследования.
Какие варианты развития партийной системы в Республике Беларусь можно прогнозировать? (Авторская гипотеза).
► Укрупнение партий за счет их организационного слияния, согласования и корректировки идейно-политических платформ.
► Формирование партийной системы с 2—3 доминирующими партиями.
► Вероятна также возможность создания «партии власти». Такая перспектива уже обретает контуры реальности в лице зарегистрированного Министерством юстиции Республики Беларусь общественного объединения «Белая Русь», зародившегося «снизу». Такая массовая партия, объединяющая политически активных граждан, заинтересованных в качественном переустройстве всех сфер жизни общества на демократических принципах, — объективная потребность суверенной государственности. Она может стать интегрирующей политической силой, «центрирующим стержнем» гражданского общества, если не будет претендовать на монопольное политическое господство и идеологический контроль.
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
РАЗДЕЛ II
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Выберите полный ответ на контрольный вопрос
2.1. Суверенитет политический — это ...
□ а) форма правления;
□ б) абсолютная власть закона;
□ в) верховенство и независимость государства и его институтов.
2.2. Отличительные признаки федерации:
□ а) временный союз самостоятельных государств;
□ б) государство не имеет в своем составе суверенных образований;
□ в) устойчивый союз государств.
2.3. В парламентской республике:
□ а) президент — глава государства и исполнительной власти;
□ б) правительство ответственно перед парламентом;
□ в) институт президентства контролирует все ветви государственной власти.
2.4. В правовом государстве политическую власть ограничивают:
□ а) лидеры общественных объединений;
□ б) законы, общественный контроль;
□ в) жесткие санкции политических режимов.
Проблемные задачи для осмысления и решения
2.5. Причины возникновения государства.
2.6. Охарактеризуйте политическую функцию государства.
2.7. Прокомментируйте известные утверждения: «Государство — это я», «Монарх царствует, но не правит»?
2.8. В настоящее время во многих странах Европы, Азии, Африки сохраняется монархическая форма правления (королевства, княжества, герцогства, султанаты, эмираты). Чем это объясняется?
2.9. В начале 90-х годов XX в. в мире было 127 республик, а сегодня их общее число превысило 140. Означает ли это, что нет альтернативы республиканской форме правления?
2.10. Почему оказалась нежизнеспособной империя как форма государственного устройства?
2.11. Аристотель сформулировал актуальнейший для нашего времени тезис о преобразующей силе всевластия закона: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем». Что означает принцип верховенства закона в правовом государстве?
2.12. Признаки современной белорусской государственности.
2.13. Структура институтов государственной власти в Республике Беларусь.
2.14. Тип легитимности государственной власти в современной Беларуси.
2.15. Какие функции государственная власть Республики Беларусь выполняют эффективно, что обеспечивает ее политическое влияние в обществе?
2.16. Что обусловливает «воспроизводство» легитимности институтов государственной власти Беларуси?
2.17. Чем отличаются политические общественные объединения от неполитических?
2.18. Признаки и функции политической партии.
2.19. Негативные социальные последствия деятельности «групп давления».
2.20. Достоинства и недостатки монопартийной, двухпартийной и многопартийной систем?
2.21. Особенности партийных систем поляризованного плюрализма и умеренного плюрализма.
2.22. Критерии влияния политических партий на общество.
2.23. Тенденции развития партийной системы Беларуси.
2.24. Средства и методы влияния политических институтов белорусского государства на развитие рыночной экономики.
2.25. Что обусловливает «воспроизводство» легитимности политических институтов Беларуси?
Тематика рефератов (докладов) и комментариев
► Государственность Беларуси: тенденции развития.
► Политологические подходы к осмыслению сущности государства.
► Государство и личность (по фрагментам произведений В.С.Соловьева, Н. А. Бердяева, Б. А. Кистяковского).
► Политические институты Республике Беларусь.
► Взаимодействие институтов государства с оппозицией (по фрагментам произведений Д. С. Милля и Б. Н. Чичерина).
► Молодежные организации Беларуси: влияние на общественное развитие.
► Конституционно-правовое регулирование деятельности общественных объединений Республики Беларусь.
Ключевые категории для усвоения
Тема 8.
Государство как политический институт
Политические институты, государство, механизм государства, функции государства, демократическое государство, социальное государство, правовое государство, этатизм, конституционализм, парламентская республика, президентская республика, гражданское общество, федерация, конфедерация, унитарное государство.
Тема 9.
Институты государственной власти Республики Беларусь
Законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, президент, парламент, правительство, государственность, разделение властей, суверенитет политический, бюрократия, бюрократизм.
Тема 10.
Политические партии и общественные объединения
Политическая партия, партийная система, общественные объединения, общественная организация, общественное движение, оппозиция политическая, группы интересов, группы «лобби», блок политический, толерантность политическая.
РАЗДЕЛ III
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 11
Политический процесс: понятие и структура
Сущность и структура политического процесса: субъекты и объекты; политические интересы и цели; политические отношения; средства и методы политический действий; условия и результаты политической деятельности.
Политический процесс как последовательная смена состояний политической системы общества. Режимы политического процесса: функционирование, развитие и упадок политической системы. Стадии политического процесса. Типы и признаки политических процессов.
Политические технологии: структура и содержание. Политический режим.
Политический процесс — это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, — явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды — подпадает под категорию «политический процесс». Политический процесс раскрывает эволюцию политических явлений — развитие и изменение их состояний во времени и пространстве.
Изучая политический процесс, мы познаем источники и механизмы политических перемен, технологии совершенствования политической системы, средства и методы укрепления государственности, характер политических интересов и отношений.
Политический процесс имеет определенную структуру (см. рис. 3.1).
Рис. 3.1. Структура политического процесса |
Содержание политического процесса составляют поведенческие акции, взаимодействие и соперничество субъектов политики за государственную власть.
Деятельность субъектов политического процесса направленанарешение практических задач:
► изучение общественных проблем и определение политических приоритетов;
► выявление, согласование и представление властным институтам интересов социальных групп;
► разработка концепций (моделей, программ) общественного развития;
► принятие политических решений, организация и контроль их исполнения;
► урегулирование политических конфликтов;
► политическое участие;
► обмен информацией, формирование и учет общественного мнения;
► создание или реорганизация органов государственного управления, корректировка их полномочий;
Рис. 3.2. Режимы политического процесса |
► политический маркетинг — проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций;
► оценка эффективности своих действий.
Содержание политического процесса не исчерпывается названными задачами. Оно обусловлено политической ситуацией, соотношением политических сил в конкретной стране, характером политического режима и другими факторами.
Политический процесс «существует» (проявляет себя) в трех режимах(см. рис. 3.2).
В «режиме функционирования» в политической жизни общества преобладают инерционные тенденции над инновационными. Политическая система воспроизводит себя консервативными средствами и методами; в ней доминируют ценности и нормы традиционной политической культуры, определяющие правила игры. Поэтому система пребывает в состоянии стагнации: не «выходит» за рамки сложившихся в прошлом взаимоотношений граждан и институтов власти; не обновляется (качественно не преобразуется) на основе нововведений, соответствующих запросам времени и общества.
«Режим развития» характеризуется непрерывностью и устойчивостью качественных изменений в политической системе.
Она гибко приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды, конструктивно реагирует на требования (интересы) общества, удовлетворяя их. Достигается консенсус влиятельных социально-политических институтов гражданского общества и государства, активизируется политическое участие. Целенаправленно внедряемые инновации, творческие, социально эффективные действия власти «выводят» систему на качественно новый, более цивилизованный уровень существования. Используемые средства и методы политического управления отвечают запросам времени и общества, демократическим нормам и принципам.
«Режим упадка» — состояние деградации и кризиса политической системы: деморализации власти, снижения активности институтов гражданского общества, отчуждения граждан от политики, социально-экономического спада. Изменяется расстановка и соотношение политических сил. Проявляется массовое недовольство качеством жизни, беспомощностью власти изменить ситуацию. Нестабильность политической системы нарастает, социальные противоречия достигают апогея. Это проявляется в конфликтах, массовых демонстрациях, забастовках, нежелании людей «жить по-старому». Правящая элита утрачивает управленческую способность и легитимность. Появляются новые политические силы с альтернативными программами социальных изменений и овладевают государственной властью.
Имманентная сущность политического процесса заключена в циклических стадиях функционирования политики — инициирования, формирования, реализации, оценки результатов влияния на общество.
► Определение политических целей, приоритетов и проблем (на основе анализа субъектами политики социальной практики, выявления и согласования интересов граждан, прогнозирования ситуации в обществе).
► Включение политических целей, приоритетов и проблем в «повестку дня» властных институтов государства.
► Изыскание ресурсов для решения проблем, удовлетворения насущных и перспективных интересов общества.
► Рациональный выбор и принятие политических решений.
Рис. 3.3. Типы политических процессов |
► Государственное управление процессом реализации политической воли общества, осуществление контроля исполнения решений и оценка их социальной эффективности.
Политические процессы могут быть разнообразных типов (см. рис. 3.3).
Признаки эволюционного процесса-, политическая трансформация характеризуется постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений; граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.
Признаки революционного процесса', радикальные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, использованием преимущественно насильственных средств и методов.
Признаки открытого процесса: политический курс государства, его проблемы и приоритеты широко и свободно обсуждаются общественностью; властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности.
Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, недостатках и ошибках государственного управления.
Признаки стабильного процесса: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью; граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечении прав и свобод граждан.
Признаки нестабильного процесса: зыбкость и непредсказуемость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ; ужесточение политического режима.
Внутрисистемные процессы отражают изменения в национальной политической системе, а глобальные — в политической жизни мирового сообщества.
Специфичны также региональные (локальные) процессы в конкретной стране или мире и процессы в переходных (традиционных) обществах.
Участники политического процесса, реализуя свои цели и задачи, применяют разнообразные средства, методы, приемы и процедуры — политические технологии. Чем совершеннее политические технологии, адекватнее их содержание реальной политической ситуации в обществе, намеченным целям и задачам, тем успешнее действия субъектов политики и весомее их результаты.
Структура политических технологий включает три основных элемента (см. рис. 3.4).
Рис.3.4. Структура политических технологий
Технологическое знание — разновидность научно-прикладных знаний. Оно отражает политическую реальность. На его основе ведется поиск средств и способов действий, которые бы отвечали требованиям ситуации в обществе, расстановке политических сил, практическим целям и задачам субъектов политики.
Приемы, процедуры и методы действий — это технологии поведения субъектов политики, которые разрабатываются и используются для достижения социально-политических целей. Они могут быть нормативными (отвечающими правовым, политическим и нравственным нормам общества) и девиантными (противоречащими общественным нормам; их именуют «грязными» или «теневыми»).
Использование нормативных технологий рационализирует, упорядочивает и оптимизирует политический процесс. Применение «грязных» технологий направляет течение политического процесса в кризисное, разрушительное русло. Поэтому общество обязано защищать себя от таких технологий.
Под технико-ресурсными компонентами технологий подразумеваются финансовые, материально-технические, информационные, научно-аналитические, административно-организационные ресурсы (средства), необходимые для активного влияния на политическую жизнь.
Процесс формирования и использования политических технологий условно выражается формулой: сбор информации диагностика ситуации оценка проблемы о прогнозно-проектные операции ■=> выработка целей ■=> определение последовательности действий ■=> обоснование рекомендаций «Ф практическое применение технологий (действия субъектов политики).
Процесс формирования технологий включает:
► анализ политической ситуации в обществе;
► обоснование стратегии и тактики, методов политических действий (поведения в конкретных ситуациях);
► политическое прогнозирование;
► разработку технологий подготовки, принятия и реализации политических решений;
► консультирование субъектов политики.
Социально полезное использование политических технологий предполагает:
► мотивированные общественными интересами действия субъектов политики, направленные на достижение поставленных целей и победу над соперниками;
► последовательность и принципиальность в реализации социальных потребностей и ценностей, цивилизованность взаимоотношений с конкурентами;
► компетентное и гибкое использование методов, приемов, ресурсов, процедур в изменяющейся политической ситуации;
► соблюдение и уважение законов государства, демократических норм и принципов, регулирующих общественную жизнь;
► взаимный контроль государственных и общественных институтов за социальной продуктивностью правительственной политики.