Административно-правовая организация управления административно-политической сферой

Управление в административно-политической сфере является разновидностью государственного управления, выраженного в целенаправленном и организующем влиянии, осуществляемом с целью обеспечения взаимодействия, согласованности и упорядоченности общих действий людей, органов, подразделений и служб в интересах эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Различают управление в технопрактичных системах (управление техникой, механизмами, машинами); управление в биологических системах (управление живыми организмами растений и животных); управление в социальных системах (управление людьми и их коллективами).

Первые два вида управления — это в основном сфера естественных наук, а также наук технико-математического профиля. Социальное управление — это управление обществом, людьми по отношению к людям. В его сфере можно рассматривать государственное управление, управление в общественных организациях, управление в административно-политической сфере, управление производством и пр.

Управление в административно-политической сфере является разновидностью государственного управления, выраженного в целенаправленном и организующем влиянии, осуществляемом с целью обеспечения взаимодействия, согласованности и упорядочности общих действий людей, органов, подразделений и служб в интересах эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Как и любой иной вид управления, управление в административно-политической сфере обладает системным характером и осуществляется в рамках социальных управленческих систем.

Вместе с этим, управление в административно-политической сфере имеет свой специфический характер, присущий только названной сфере и ее составным. Все они носят политический, защитный характер и прямо связаны с главными и фундаментальными функциями государства. Это в первую очередь оборона, безопасность, внешняя разведка, иностранные дела, а также внутренние дела и юстиция.

Названные области целиком, или в значительной мере, имеют правоохранительный характер, находятся на страже закона и правопорядка, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, оборону и безопасность государства, решают вопросы, связанные с совершенствованием правопорядка, жизнью и безопасностью гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому не будет преувеличением назвать органы, входящие в каждую из перечисленных областей — правоохранительными органами, которые используют в своем управлении разнообразные способы (методы) реализации задач и функций государственных органов, которые, в свою очередь, дают возможность классифицировать методы управления. В наиболее общем виде эти методы можно разделить на три вида: убеждение, поощрение, принуждение. Все эти виды предусматривают использование политических, моральных, идеологических, административных, организационных и психологических средств.

Основными задачами Министерства юстиции России являются:

а) реализация государственной политики в сфере юстиции;

б) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

в) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

г) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

д) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

е) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В Концепции были определены основные направления деятельности органов и учреждений юстиции с учетом новых задач, вытекающих из конституционного принципа построения в Российской Федерации правового государства.

В соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции РФ в настоящее время осуществляет:

• контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции РФ, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;

• государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер и др.


Наши рекомендации