Политические учения Древнего Востока

ТЕМА 2

Основные этапы развития политической мысли

Обзорная литература:

1. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. М.; 1997

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов. Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.; 1996

3. История политических и правовых учений: хрестоматия. Сост. Е. А. Воротилин, И. Ф. Мачин. М.; 1996

4. Краткая философская энциклопедия. М.; 1994

Первоисточники:

1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М; 1997

2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.; 1997

3. Вебер М. Избранные произведения. М.; 1990

4. Гоббс Т. Левиафан // Соч. в 2-х т. М.; 1986. Т. 2

5. Ленин В. И. Государство и революция (любое издание)

6. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Соч. в 3-х т. М.; 1988. Т. 3

7. Макиавелли Н. Государь. М., 1990 (или любое другое издание)

8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (любое издание)

9. Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М.; 1955

10. Платон. Государство // Собр. соч.: в 4-х т. М.; 1994. Т. 3

11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.; 1969

Раздел: Учебно-методические материалы

Методические указания

Ответьте на следующие вопросы:

1. Когда, где и при каких обстоятельствах зарождается политическая философия?

2. Чем политическая философия отличается от религиозно-мифологического взгляда на политику?

3. Почему, по Вашему мнению, политическая философия возникает почти одновременно у нескольких народов Древности?

4. Какова была роль политики в поддержании мирового порядка по представлениям философов Древней Индии?

5. Каковы были взгляды на природу государства философов Древнего Китая?

6. Как было устроено «идеальное государство» Платона?

7. Назовите основные типы государств по Аристотелю? Как Вы думаете, применима ли эта классификация в наши дни?

8. В чем состояли основные отличия христианской политической мысли от античной?

9. По какому принципиальному вопросу расходились мнения Августина и Аквината? Как Вы думаете, с какими историческими обстоятельствами это было связано?

10. В чем заключалось принципиальное расхождение Н. Макиавелли с предшествовавшей традицией политической мысли?

11. Что являлось, по Н. Макиавелли, основной целью политической деятельности?

12. Как Т. Гоббс характеризовал «естественное» состояние»?

13. Чем отличались формулировки принципа разделения властей Д. Локка и Ш.-Л. Монтескье?

14. Как характеризовал «естественное состояние» Ж.-Ж. Руссо и почему, как Вы думаете, его взгляды на этот вопрос расходились со взглядами Т. Гоббса?

15. В чем К. Маркс и Ф. Энгельс видели главную движущую силу истории?

16. Как марксисты характеризовали конечную цель исторического развития?

17. Сформулируйте понятие власти по М. Веберу

18. Назовите и охарактеризуйте основные типы легитимности по М. Веберу

19. Почему, по мнению М. Вебера, бюрократия и демократия неизбежно вступают в конфликт?

20. Назовите базовые функции системы по Т. Парсонсу. Какие подсистемы в рамках социальной системы выполняют каждую из этих функций?

21. Опишите модель политической системы по Д. Истону

22. В чем видел сущность политического процесса К. Дойч?

Вспомогательные материалы

Политические учения Древнего Востока

Политическая наука, впрочем, как и другие обществоведческие дисциплины, является относительно молодым явлением. В более или менее современной форме она возникает только в первой половине ХХ века. Тем не менее, история мировой политической мысли, хотя и несоответствующей современным критериям научности, насчитывает несколько тысячелетий.

Уже в трактатах первых философов и историков, а также в религиозных и литературных памятниках Древнего Мира очевиден интерес к некоторым проблемам политики.

На самой ранней стадии развития политической мысли она формировалась в рамках религиозно-мифологического подхода. Человек в этом случае воспринимался как существо, занимающее промежуточное положение между богами и животными, а происхождение власти и ее предписания прямо связывались с божественным вмешательством в человеческие дела. Подобные представления зафиксированы в классических памятниках литературы Древней Греции, Палестины, Месопотамии, Индии и Китая. Различные версии отражали возможные варианты упорядочения социально-политических отношений в разных обществах и государствах.

В VIII – VI в.в. до н. э. многие общества Древнего Мира вступили в полосу глубокого социального кризиса и это стимулировало постепенный отход от традиционных религиозно-мифологических представлений в сторону более рационалистического взгляда на мир вообще, и на государство и власть в частности. Поворотное значение этого периода во всемирной истории подчеркивал немецкий философ Карл Ясперс, называвший его «осевым временем». Именно тогда политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.

Мыслители Востока и Запада не разделяли понятия «общество» и «государство», считали общество неотъемлемой частью мирового космического порядка. В связи с этим основное внимание они уделяли вопросу о том, как воспроизвести на земле порядок и истину Вселенной, т. е. искусству правления во имя достижения всеобщего блага. Философский поиск мудрого и справедливого правления – оригинальные политические идеи мыслителей той эпохи.

Например, основными понятиями политической философии Древней Индии стали «дхарма» и «данда». Дхарма означает праведное исполнение людьми своих обязанностей. Однако люди несовершенны, эгоистичны, они не склонны следовать дхарме просто потому, что она предписана свыше. Чтобы побудить их подчиняться высшему закону и необходимо принуждение, наказание – данда. Таким образом, управление обществом заключается в том, чтобы с помощью данды сохранять и поддерживать дхарму. Наиболее полно эти идеи были представлены в знаменитом трактате «Артхашастра», написанном философом Каутильей (IV в. до н. э.).

В тот же период с подобными идеями в Китае выступали Конфуций, Лао-цзы, Мо-ди, Шан Ян и другие мыслители. Их политическая концепция, при всем различии позиций по отельным вопросам, сводится к нескольким главным позициям, составившим фундамент политической культуры Китая на многие века и даже тысячелетия: 1) власть имеет божественное происхождение («князь получает мандат на управление страной от Неба»); 2) управлять Поднебесной должны мудрецы («совершенномудрые»); 3) правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных («государство подобно большой семье»).

Наши рекомендации