Государственное управление антимонопольной деятельностью

Государственное управление антимонопольной деятельностью возложено на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы. Федеральная антимонопольная служба подведомственна Правительству РФ.

Органы Федеральной антимонопольной службы вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими правовых актов, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений в связи с нарушением антимонопольного законодательства; направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушений законодательства о рекламе.

Должностные лица Федеральной антимонопольной службы вправе налагать административные штрафы на коммерческие и некоммерческие организации, их руководителей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, в т.ч. за завышение регулируемых государством цен, а также на лиц, занимающихся рекламной деятельностью.


31. Государственное управление промышленным комплексом.

Промышленность – ведущая отрасль экономики, представляющая собой совокупность предприятий, осуществляющих производственную или добывающую деятельность. Промышленность относится к отраслям материального производства (нематериальное производство или непроизводственная сфера – это культура, здравоохранение и др.).

Организационная структура государственного управления промышленностью представлена следующими государственными органами:

Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает основы государственной промышленной политики и участвует в ее осуществлении. Сфера деятельности министерства распространяется не на все отрасли промышленности. Отдельные отраслевые полномочия в указанной сфере входят в компетенцию отраслевых министерств и ведомств, например, Министерства обороны РФ, к ведению которого отнесено руководство подчиненными казенными предприятиями. Министерство промышленности и торговли наделено общими контрольными полномочиями за деятельностью подведомственного ему Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологииосуществляет общие полномочия, отнесенные к ведению любого федерального агентства, и специальные полномочия, отнесенные к его ведению постановлениями Правительства РФ. К специальным полномочиям относятся, например, лицензионные полномочия: лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также полномочия по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственного стандарта и технических регламентов. В указанных случаях к компетенции Федерального агентства отнесены полномочия, которые вправе осуществлять только федеральные службы. Агентство руководит деятельностью Государственной метрологической службы и Государственной службы времени.

Министерство энергетики РФ занимается государственным регулированием отраслями топливно-энергетического комплекса.


32. Государственное управление агропромышленным комплексом.

Агропромышленный комплекс включает в себя сельское хозяйство, сельское строительство, отрасли промышленности, поставляющие сельскохозяйственную технику и перерабатывающее ее сырье, отрасли, непосредственно обслуживающие сельское хозяйство. Основным звеном АПК является сельское хозяйство. Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в этой сфере установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства».

В систему органов управления АПК входят Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также Федеральное агентство по рыболовству.

К вопросам Министерства сельского хозяйства РФ относятся: реформирование, государственная поддержка АПК; программы по развитию села; использование земель сельскохозяйственного назначения, производство и оборот этилового спирта, обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Ветеринарный надзор в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979 «О ветеринарии». В рамках ветеринарного надзора проводится система мер по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами противоэпизоотических мер; контроль за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных; контроль за ввозом на территорию Российской Федерации, транзитом через ее территорию и хранением продукции животноводства. Деятельность ветеринарного надзора организует Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Служба осуществляет и фитосанитарный надзор, т.е. надзор в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, является Федеральное агентство по рыболовству. Агентство организует следующие виды работ: комплексное изучение водных биологических ресурсов; ведение государственного рыбохозяйственного реестра; организация аукционов по продаже долей в общем объеме квот на добычу водных биологических ресурсов; осуществление государственного учета и мониторинга состояния водных биоресурсов. Правовую основу деятельности агентства составляет Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 163 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».


33. Государственное управление транспортным комплексом.

Административно-правовое регулирование и государственное управление этой отраслью осуществляется на основе Воздушного Кодекса РФ 1997 г., Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17 «О федеральном железнодорожном транспорте», Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18 «Устав железных дорог в РФ», Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261 «О морских портах в РФ», Федерального закона от 18 ноября 2007 г. № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и других нормативных правовых актов. Кроме этого, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734 утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.

Главная задача транспортного комплекса – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках. Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории России юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, воздушном, городском, и других видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность. Важнейшим органом управления транспортным комплексом является Министерство транспорта РФ.

Транспортный комплекс является источником повышенной опасности, поэтому для обеспечения безопасности на транспорте создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, основными функциями которой являются: осуществление государственного надзора за соблюдением транспортного законодательства, лицензирование перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности, проведение расследования транспортных происшествий. Руководитель службы является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники службы в зависимости от вида транспорта осуществляют инспекторские и ревизорские функции.

Для осуществления функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в различных сферах транспортного комплекса созданы Федеральное агентство железнодорожного транспорта (общая протяженность железных дорог в России составляет свыше 80 тыс. км), Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также Федеральное дорожное агентство, чья сфера деятельности распространяется не только на автомобильный транспорт, но и на дорожное хозяйство.


34. Государственное управление строительно-жилищным комплексом.

Правовую основу управления в данной отрасли составляют: ст. 40 Конституции РФ – право на жилище, Жилищный Кодекс РФ 2004 г., Градостроительный Кодекс РФ 2004 г.

Головным органом государственного управления в сфере строительства и ЖКХ является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию услуг и управлению имуществом в этих сферах, а также по координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта.

В рассматриваемой отрасли государственного управления осуществляется два вида контрольно-надзорной деятельности: государственный архитектурно-строительный надзор и жилищный надзор.

Государственный архитектурно-строительный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований законодательства по вопросам качества и порядка строительства объектов и производства стройматериалов. Система органов государственного архитектурно-строительного надзора состоит из Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора России, которая осуществляет организационно-методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов архитектурно-строительного надзора; органов архитектурно-строительного надзора в субъектах РФ; инспекции архитектурно-строительного надзора в Министерстве обороны РФ; органов архитектурно-строительного надзора в муниципальных образованиях. Вышеперечисленные органы выдают разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, проводят выборочные проверки объектов, принимают участие в расследовании аварий зданий и сооружений. Должностные лица органов архитектурно-строительного надзора имеют право выдавать обязательные предписания о приостановлении строительства, составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства, рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные наказания.

Главная задача жилищных инспекций – надзор за сохранностью жилищного фонда независимо от собственника жилищного фонда. Надзор осуществляется за использованием жилищного фонда и придомовых территорий, за техническим состоянием жилищного фонда и инженерного оборудования, за осуществлением сезонных мероприятий по подготовке жилого фонда к сезонной эксплуатации. Жилищная инспекция относится к органам административной юрисдикции, ее должностные лица имеют право налагать административные наказания за нарушение жилищного законодательства, а также проводить обследование и проверки подконтрольных объектов, давать обязательные предписания собственникам и владельцам жилого фонда, выносить заключение о пригодности жилого фонда для проживания.

Наши рекомендации