Политическая система современной России
Особый вопрос данной темы - это политическая система современной России, которая во многом характеризуется чертами переходности. В ней сохранились некоторые элементы системы советского типа, которые уживаются с новыми политическими институтами. Провозглашенный в период перестройки отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти вовсе не означал реализации на практике демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сфере власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам.
Поэтому разрушение политической системы с доминирующей властью КПСС без замены другими эффективными управленческими структурами заметно подорвали государство, снизили его созидательные возможности. В условиях кризисного общества и столкновения интересов различных социальных групп государство оказалось в затруднительном положении в обеспечении интеграции всего общества. Особенно это ощущается на региональном и местном уровнях.
Перемены в политических системах в большинстве случаев подвергаются мощному модифицирующему воздействию целенаправленной политической воли. В зависимости от того, интересы какой социальной группы выражает эта воля, она может быть направлена на торможение или стимулирование изменений, на реализацию их в умеренных или крайних формах, нарушение или постепенное преобразование равновесия, дестабилизацию или ее внутреннее преобразование при сохранении стабильности.
При сравнительно медленных, постепенных переменах, когда угрозыравновесию интересов, а следовательно, и стабильности не возникают, значение политической воли как фактора функционирования политической системы ослабевает. Зато на гребне волны изменений,когдастабильность, а иногда и само существование системы оказываются под угрозой, роль этой воли может приобрести определяющий характер. При этом, с точки зрения эффективности воздействия, форма проявления политической воли имеет подчиненное значение[67].
Из анализа и оценки сегодняшнего состояния политической системы России необходимо выявить совокупность факторов, влияющих на становление политической стабильности. Стабильность переходной российской политической системы является серьезной проблемой действительности постсоветской России. Одним из примеров ее нестабильности являются полярные политические силы, которые стремятся воспроизвести свои модели возможностей выбора. Декларативные заявления властвующих и демократических средств массовой информации по поводу «успешного» реформирования России и ее «успешного» вхождения в «цивилизованное общество" остается вопросомдля науки.
Экономические, социальные, этнические, конфессиональные факторы представляются наиболее значимыми для политической стабильности. Прослеживается тесная связь между политической стабильностью и стабильностью общества, становление нового качества которого совпало с периодом трансформации политической системы России: переходом от монопартийности к многопартийности, изменениями в системе выборов, формированием оппозиционных партий, эволюционированием элиты, усилением роли и влияния СМИ и т.д.
При анализе политической системы российского общества важно учитывать ее отличительные особенности. Необходимо обратить внимание на усиление акцента в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительной власти и ограничение полномочий законодательных органов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов власти (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых законов и решений.
Вопреки провозглашенным демократическим принципам распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная плюралистическая система. Для этой системы присуще сосредоточение власти в едином центре, каковым является президент и его администрация, напоминающая политбюро при системе советского типа. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от Центра субъектам Федерации.
В качестве существенной особенности политической системы России можно указать на низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Такое положение политического плюрализма во многом обусловлено социокультурными факторами и прежде всего динамикой политической культуры трансформирующегося общества. Новые политические институты часто не находили легитимной поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения.
Многие либеральные ценности, например, свобода, индивидуализм, собственность и др. не воспринимаются массовым сознанием россиян. И по этой причине они не могут быть основой интеграции общества в единое целое. В результате особенностей политическая система России балансирует между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.
Во многом усложняет проблему демократизации политической системы отсутствие эффективной обратной связи между политической властью с социальными группами общества. Поэтому политическая система не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывая при разрешении социальных конфликтов. Сегодня российская власть вынуждена будет выстраивать гораздо более гармоничный баланс социальных интересов или, проще говоря, "делиться с народом". Попутно власти придется уделять неизмеримо большее внимание скорейшему развитию ВПК, что фактически модернизирует российскую экономику. Эти политические меры обусловлены объективным содержанием национальных интересов государства. Таким образом, стратегическое развитие политической системы России - как суверенной державы и самостоятельного актора на международной арене – объективная и неизбежная стратегия для политической элиты и руководства страны, если только они желают оставаться национальными лидерами России.
Современная политическая система российского общества находится еще в стадии становления, и ее развитие продолжается. В России подходит момент смены высшего руководства и борьба за обладание полномочиями президента обостряется. В случае смены вектора развития страны, ухода первой фигуры, устоявшееся "динамическое равновесие" политической системы, завязанное исключительно на фигуре президента, будет дестабилизировано. В политической жизни России возможны малопрогнизируемые тенденции, которые на практике могутвылиться в хаотизацию процессов вплоть до политических конфликтов различных субъектов политической жизни страны. Пока еще не нашли разрешения многие проблемы государственного строительства, федеративных отношений и выстраивания новой исполнительной вертикали власти.
В России сохраняется авторитарная традиция, властные отношения отличаются закрытостью, что порождает коррупцию, злоупотребление властью. Важно осознать, что многие сложности реформирования политической системы и созидание гражданского общества напрямую связаны с осуществлением комплекса государственных программ общенационального развития, обеспеченных финансовой, законодательной властью, организационными механизмами реализации и самым жестким контролем за выполнением со стороны политической системы. Ведущим вектором государственных инвестиций становится развитие отечественного научно-производственного сектора, способного усилить внедрение высоких технологий для обеспечения социального развития и демократического выбора России. Под эффективной экономикой, образующей основу демократического развития, сегодня понимают не просто рыночное хозяйство, а хозяйство социального типа. Власть должна отказаться от абсолютизации лишь одной формы собственности и активно влиять на экономические процессы, защищая интересы большинства населения.
О способах стабилизации экономики необходимо говорить, учитывая совокупность российской специфики, тогда как простое заимствование даже самых передовых западных рецептов не может обеспечить России эффективной рыночной экономики. Важно создавать свою не подавляющую, а удобную для нас - российскую экономику. Именно надежная, эффективная система экономики служит гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-политического развития.
Представляется, что для практически реального выхода из сложившейся ситуации и обеспечения политической стабильности России в экономическом аспекте необходимы: устойчивый рост, а для начала - некоторые улучшения в экономической жизни страны; сокращение социально-материальной дифференциации в обществе и поддержание ее в определенных пределах; образование массового среднего слоя (класса).
Процесс трансформации общества в России продвинулся сравнительно далеко. Приватизация государственного имущества как главный двигатель на пути к рыночному хозяйству продолжается. Однако функционирование новой системы рыночного хозяйства далеко от совершенства. В широком плане процесс демократического перехода (транзита) заканчивается, когда политические акторы отдают себе отчет в необратимости произошедших перемен. Первая стадия перехода – либерализация - перетекает постепенно во вторую - демократическую. Если либерализация экономики не удается, это значит, что слабы и неустойчивы политические институты. В этой ситуации экономические реформы становятся дестабилизирующим фактором и в какой-то момент правящий класс может попытаться перейти к авторитаризму.
Касаясь сокращения социально-экономической дифференциации в обществе, отметим, что к любым мерам, изменяющим условия жизни населения, следует прибегать в исключительных случаях, когда все другие средства полностью исчерпаны. Это важно учитывать в политике власти по той причине, что процесс федерализации государства чрезвычайно противоречив из-за сложности, обширности, многообразности российской территории. При проведении в России рыночных реформ через региональные рамки должно быть учтено разнообразие предпосылок, темпов экономических реформ и их последствий для российской действительности и экономического пространства страны. Но этот способ осуществим только при наличии сильной, дееспособной государственной власти, жесткого государственного контроля. В противном случае, регионализация российской экономики может привести к распаду как экономического, так и территориального пространства России. Мирное решение экономической проблемы в многоэтнической стране стабилизирует и политический климат.
Сегодня в России изменения в социальной структуре общества не соответствуют социальным ориентирам государства, которое не учитывает интересы граждан, игнорирует их социальные проблемы. Политика государства дестабилизирует российское общество, поскольку процесс трансформации привел к резкой имущественной дифференциации.Политика удовлетворения интересов лишь незначительного слоя наиболее обеспеченной категории населения привела к массовому обнищанию людей и практическому исчезновению в России среднего класса, что является сильным дестабилизирующим фактором постсоветской России.
Вопросы и задания для проверки знаний
1.Что такое политическая система? Как она функционирует?
2.В каком состоянии находится политическая система, если на "входе" преобладают требования?
3.Какие виды поддержки преобладают у политической системы России? Аргументируйте свой ответ.
4.В чем отличия теории политической системы Г.Алмонда и Д.Истона?
5.Какие ключевые элемены входят в политическую систему, и какую роль они играют в ее функционировании?
6.Что такое функция политической системы? Раскройте содержание функций политической системы и определите их значение для жизнедеятельности общества в целом.
7.Какие критерии используются для классификации политических систем?
8.В чем достоинство классификации политических систем по политическому режиму?
9.В чем достоинства классификации политических систем Г.Алмонда?
10. Каковы особенности современной политической системы в России?
Литература для самостоятельной работы студента
Классическая
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К.,Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002.
Истон Д. Категории системного анализа политики//Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т.2.
Учебная
Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология: Вопросы и ответы-М.: Юриспруденция, 2004.
Анохин М.Г. Политическая система: адаптация, динамика, устойчивость.-М.,1996.
Гаджиев К.С. Политология. М.,2005.
Грачев М.Н. Политическая система общества: Уч. пособие.- М., 1997.
Каменская Г.В.,Родионов А.Н. Политические системы современности.М.,1994.
Крестов Б.И. Современная политическая система: Уч. Пособие. М., 1998.
Матвеев Р.Ф.Общая теория политических систем: Уч. Пособие.- М., 1997.
Мухаев Р.Т.Политология: учебник для вузов,М., 2005.
Общая и прикладная политология. Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. М.,2003.
Политология / Под ред. В.Н. Василика.-СПб., 2000.
Политология / Под ред. В.Н.Лавриненко.- М., 1999.
Эндрейн Ч.Р.Сравнительный анализ политических систем.-М.,2000.
Научная
Лукин Ю.Ф., Мокшин В.К. и др. Северное регионоведение в современной регионологии. Архангельск: 2005.
Мокшин В.К.Система советского типа и модели ее трансформации в ХХ веке. Архангельск: 2003.
Мокшин В.К. Трансформация политических режимов восточноевропейских стран во второй половине ХХ века. Архангельск: 1997.