Глава 4. функции государства

Понятие, признаки и содержание функции государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.

Признаки функций государства:

1. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

2. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

3. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

4. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства. Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

5. Функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым, направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находят выражение социальное назначение и сущность государства.

6. Функции государства имеют комплексный характер. Нельзя отождествлять функции государства с деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции может включать несколько однородных аспектов деятельности государства.

Вывод: Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы.

Содержание функций государства

1. Общесоциальное содержание функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Это содержание функций, которое сохранялосьнапротяжении всей истории государственности. К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое. К общесоциальному содержанию в зависимости от специфики форм хозяйственной деятельности народом могло относиться: поддержание мореплавания, морской торговли (островные государства), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые северные или тихоокеанские страны); именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

2. Классовое содержание функций государства наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства. Классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом используя карательные органы государства – армию, полицию) своих классовых противников.

3.Национальное содержание функций связано с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Национальное содержание функций государства близко к общесоциальному, но не сливается с ним.

Дополнение:

Некоторые функции государства имеют смешанное содержание; общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой, что особенно характерно для теократических государств.

Факторы, определяющие эволюцию функций государства:

- влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. (С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.) ;

- экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис.

- интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

- развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетарного информационного пространства.

§ 2. Классификации функций государства:

1. По сферам политической направленности - внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние– деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Поскольку внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, и внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства, то можно выделить категорию глобальныхфункций. Особенность глобальных функций объясняется формированием единой цивилизации, ростом экономической, политической и культурной интеграции, а также усилением взаимозависимости государств в вопросах обеспечения жизнеспособности человеческого общества в целом.

2. По сферам общественной жизни - экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

3. По принципу разделения властей - законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

4. По времени действия - постоянные функции,осуществляемые государством на всех этапах его существования ( политические, экономические и социальные), временные функции, появление которых вызвано особыми преходящими обстоятельствами: револю­цией, войной, иной социальной катастрофой. Например, социали­стическое государство эпохи диктатуры пролетариата осуществляло функцию подавления свергнутых эксплуататорских классов и функцию контроля за мерой труда и потребления. В дальнейшем надобность в этих функциях отпала.

5. По объектам государственного воздействия – функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности, регулятивно-управленческая функция и функция обеспечения прав и свобод граждан.

Содержание классификации функций государства на внутренние, внешние и глобальные:

Внутренние функции— это направления деятельности государ­ства по отношению к обществу, которые проявляют себя в эконо­мической, политической, идеологической и социальной областях.

Политические функциигосударства представляют собой на­правления деятельности, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти. Эти функции проявляются в удержании и осуществлении государственной власти в интересах тех слоев населения, которые составляют социальную основу данной власти.

Экономические функциигосударства проявляются в выработке и государственной координации основных направлений эконо­мики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества государственная деятельность в сфере экономики может прояв­ляться неодинаково: в одних случаях государство осуществляет хо­зяйственно-организаторскую деятельность административно-ко­мандными методами, в других случаях берет на себя роль «ночного сторожа», которая заключается в невмешательстве государства в экономическую деятельность частных предпринимателей.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

Социальные функциигосударства призваны обеспечить нор­мальные условия жизни для всех членов общества и социальную за­щищенность личности. Общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, реа­лизация социальных программ, социальное обеспечение нетрудо­способных, поддержка здравоохранения, защита прав и свобод граждан и многие другие. Неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение этих функций способно привести государство к ослаб­лению, а затем к распаду и в конце концов — к гибели.

Идеологические функциигосударства проявляются в целена­правленном информационном воздействии на население посред­ством средств массовой информации. Содержание (отбор и оцен­ка), а также способы подачи информации создают идеологическое поле, в котором действует государственная власть.

Функция обеспечения прав и свобод граждан— это особая функ­ция. Она проявляется, с одной стороны, в самоограничении вла­сти государства в отношении граждан, с другой стороны, в защите прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина посредством социального обеспечения, здравоохранения и осуществления правоохранительных мер.

Внешние функции— это направления деятельности государства по отношению к другим государствам в сфере обеспечения неополитических интересов данного государства.

Функция сотрудничествас другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Осуществля­ется в экономической сфере (международный координатор -ООН и ее специализированные учреждения), в политической об­ласти (международный координатор — Совет Безопасности ООН и региональные международные организации), в культурной и на­учно-технической сфере (ЮНЕСКО — образование, наука, куль­тура; МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энерге­тике, другие международные организации).

Функция обороныгосударства включает в себя систему специ­альных мероприятий: укрепление оборонной мощи, развитие воо­руженных сил, повышение боеспособности и боеготовности ар­мейских подразделений, военное обучение резерва, организация гражданской обороны, охрана государственных границ.

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, наряду с указанными функциями осуществляют захват чужих тер­риторий. Функция захвата нехарактерна для современных демократических государств. Наиболее интенсивное развитие экспан­сионистская функция ряда государств получила во время мировых и колониальных войн.

Глобальные функции –это направления деятельности государства, сочетающие в себе признаки внутренних и внешних функций.

-обеспечение и гарантии прав и свобод человека;

- контроль за достижениями научно-технического прогресса, влияющими на жизнеспособность человечества;

- сдерживание распространения оружия массового поражения;

- борьба с терроризмом;

- экологическая.

Наши рекомендации