Подходы к анализу политической системы

Политическая система общества

План:

1. Подходы к анализу политической системы

2. Политическая система: признаки и компоненты

3. Политический режим и типология политических систем

4. Формы государства и типы политических систем

Важнейшим понятием политологии, наиболее обобщенно выражающим сущность политики, является категория «политическая система» (полития).

подходы к анализу политической системы

Подходы к определению политической системы (политии):

1. институциональный подход.

Политическая система общества – сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом политических институтов (органов государственной власти, политических партий, групп давления и пр.).

Сторонники институционального подхода: М. Дюверже, К.С. Гаджиев

2. функциональный подход.

Политическая система общества – «механизм производства обще­ственного порядка, достигаемого путем преобразования известных фак­торов (входов) в известную форму продукции (выходы), которые на­зываются политикой, – решениями и мерами, инициируемыми властью».

Сторонники функционального подхода:

а) Д. Истон.

Взгляды Д. Истона:

- А-1) политическая система, являясь частью общественной системы, связана с другими системами (экономика, культура, социальная и личностная сферы) и обменивается с ними импульсами.

- А-2) политсистема – «черный ящик», деятельность которого скрыта от окружающей среды, но которую (деятельность) можно определить по сигналам, поступающим в систему и выходящим из нее.

- А-3) Циклы работы системы:

- «Вход» (ввод) в систему – это конструктивные и деструктивные требования, а также поддержка или протест со стороны общества.

- Процесс «конверсии» – превращение входящих факторов в исходящие.

- «Вывод» (выход) из системы – обязывающие решения и действия.

- А-4) Система будет функционировать постоянно, если «выходящие» факторы станут «входящими» («петля обратной связи») – обратная связь дает представление о степени близости системы к цели и о необходимости корректировки выбранного курса.

Фактически функциональный подход к анализу политсистемы является чисто бихевиористским, т.е. сосредотачивается только на поведенческой стороне вопроса.

б) Р. УордиР. Макридис.Взгляды:

- Б-1) «политсистема – механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений». Политсистема отождествляется с политуправлением.

Сопоставление фаз процесса функционирования политсистемы и политуправления Р. УордомиР. Макридисом
Фазы процесса функционирования политсистемы Фазы процесса политуправления
«вход» в систему построение политповестки дня
«конверсия» формулирование проектов госрешения
«выход» утверждение публичного решения
«петля обратной связи» реализации госрешения и оценки результатов его осуществления

3. структурно-функциональный подход.

Политическая система общества – совокупность структур, функционирование которых обеспечивает жизнедеятельность системы в целом.

Сторонник структурно-функционального подхода – Г. Алмонд – основоположник подхода.

Взгляды Г. Алмонда:

а) Политическая система – это не «черный ящик» как по Д. Истону, а «совокупность институтов и органов, формирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп».

б) Государство (правительство) реализует цели общества путем выработки соответствующего политического курса, подкрепляя свои действия легитимным насилием. Различные формы правительственной деятельности осуществляются через специализированные структуры (органы) – парламенты, бюрократии, административные учреждения и суды.

в) функции системы:

1. Группа функций процесса – это различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в любой политической системе. (Это раскрытие «черного ящика» системы!!!)

Функции:

- артикуляция (т.е. выражение) интересов – функция реализуется группами интересов, политическими партиями, независимыми СМИ;

- агрегация интересов (т.е. объединение интересов в политические альтернативы) – функция реализуется группами интересов и политическими партиями, независимыми СМИ;

- выработка политического курса в ходе обсуждения альтернативных политических курсов – функция реализуется парламентом;

- осуществление политического курса (т.е. претворение курса в жизнь) – функция реализуется правительством и различного рода административными учреждениями;

- вынесение судебных решений (т.е. контроль за соблюдением политического курса, вынесение наказания в случае оспаривания или нарушения курса) – функция реализуется судами.

2. Группа системных функций – определяют состояние системы (незыблемое или изменяемое).

Функции:

- политическая социализация (т.е. выработка, закрепление и трансформация политически значимых установок в обществе) – функция реализуется через семью, школу, СМИ, церковь и пр.;

- политическое рекрутирование (т.е. отбор людей для политдеятельности и госпостов);

- политическая коммуникация (т.е. движение информации в обществе и внутри структур, образующих политсистему).

3. Группа функций политического курса – являются сигналами «выхода», воплощением политического процесса, его воздействия на общество, экономику, культуру.

Функции:

- регулирование поведения;

- извлечение ресурсов в форме налогов (т.е. экстракция);

- распределение благ и услуг между различными группами населения (т.е. дистрибуция);

- реакция на требования, исходящие от различных групп общества;

- символические акты (т.е. способность системы создавать и поддерживать символы, лозунги, мифы и манипулировать ими в своих целях).

В отличие от концепции Д. Истона, предложенная Г. Алмондом модель политсистемы оказалась пригодной не только для анализа реальных политических систем, но и для их сравнения друг с другом.

2.политическая система: признаки и компоненты

Несмотря на кажущиеся принципиальными различия в трактовках политической системы, тем не менее, можно выделить универсальные характеристики системы.

1. Система – совокупность компонентов (частей), а именно: элементов, органов, явлений или процессов, обладающих своими специфическими особенностями и характеристиками, отличными как от свойств целого, так и от свойств других частей.

2. Компоненты системы, находятся во взаимосвязи и взаимодействии, т.е. образуют структуру, придающую системе относительную самостоятельность и устойчивость.

3. Наличие новых интегративных (системных) качеств,позволяющих компонентам системы с учетом их своеобразия и специфичности служить целому, отвечая за определенные черты, свойства целого.

4. Отграниченность целостности от внешней среды (внешним по отношению к данной целостности предметам и явлениям) при постоянном взаимодействии и взаимовлиянии системы и среды.

5. Самоуправляемость системы. Общество может самостоятельно сохранить свою качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить собственное развитие. общество как система способно само себя упорядочивать.

Политическая система – совокупность отграниченных от внешней среды и взаимосвязанных между собой управленческих структур, обеспечивающих поддержание определенного общественного порядка.

Компоненты (подсистемы) политической системы:

1. Институциональная подсистема (политические институты). Это скелет общества.

Типы полит.институтов:

а) государственные – звенья госаппарата, которые принимают властные решения и осуществляет политический курс.

б) институты гражданского общества – добровольные негосударственные образования, которые обеспечивают участие граждан в политике.

Взаимосвязь государства и гражданского общества и образует, в конечном счете, политическую систему.

2. Нормативно-регулятивная подсистема (политические нормы). обеспечивают единство общества изнутри.

Норма – стандарт, эталон должного поведения людей, существующий в виде зафиксированных в различной форме предписаний, ожиданий и требований общества к своим членам.

Социальные нормы для политсистемы – это средство:

а) ее упорядочивания и определения характера и принципов ее функционирования;

б) осуществления субъектами политвласти;

в) средство ее сохранения и развития как целостности.

Группы норм, играющие особую роль в политике:

а) юридические нормы – обязательные правила общего характера, устанавливаемые и санкционируемые органами государства (Конституция, законы и подзаконные акты (указы, постановления и т.п.);

б) нормы общественных объединений – правила, содержащиеся в программах, уставах и других актах полит.партий, общественных организаций, движений и т.п.

В отличие от юридических норм, распространяемых на всех, нормы общественных объединений применимы только к их членам;

в) нормы морали – нравственные требования, регулирующие поведение всех людей с помощью общих официально не оформленных предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Наши рекомендации