Этапы формирования молдавского народа
В формировании молдавского народа явственно выделяются несколько этапов:
1. Первый этап длился примерно до начала нашей эры. В те времена к северу и югу от Дуная проживали фракийские, а к югу — фракийские и иллирийские племена, древнейшие известные нам предки восточнороманских народов.
2. Римские завоевания, образование римских провинций Дакии и Мёзии и появление в Подунавье романизированного населения, говорящего на латинском языке (в северном Подунавье в I—II вв. н. э.).
3. Время так называемого «Великого переселения народов» (IV—VI вв.), расселение славян в областях к северу и югу от Нижнего и Среднего Дуная, их контакты с местным романизированным населением и как следствие этого — образование нового этноса — волохов, ближайших предков всех восточнороманских народов (VII—IX вв. н. э.).
4. По мере формирования феодального общества и появления классов из волохов образуется несколько восточнороманских народностей, в том числе молдавская народность, появившаяся к XIV в. Она образовалась в результате контактов волохов, расселившихся на землях к востоку от Карпатских гор с проживающими здесь племенами восточных славян.
5. Формирование из молдавской народности молдавской буржуазной нации (конец XVIII — начало XX в.). 6. Формирование молдавской социалистической нации (1917—1950 гг. XX в.). Для изучениядревнейшей истории народов, включая и историю генезиса народов, историки располагают ограниченным количеством сведений. Особенно это относится ко времени до появления письменности. Однако круг источников непрерывно расширяется, наши знания о ранней истории человечества делаются все более богатыми и точными.
До XIX века историю молдавского, как и всех восточнороманских народов, изучали, главным образом, по письменным документам, а они в очень небольшом количестве сохранились только от I—III вв. н. 3. V потом на протяжении веков вплоть до XII в. письменные источники о романских племенах в Подунавье не упоминают, и только начиная с XII в. сохранились документальные сведения; позже их число начинает быстро увеличиваться, а с XV века появляются и первые молдавские летописи.
"’С XIX в. все в больших масштабах в научный оборот входят наряду с письменными новые исторические источники.VB XX веке роль этих источников непрерывно возрастает.^Наибольший эффект дали исследования археологов и филологов. Изучение археологами памятников материальной культуры дает возможность получить сведения о местах расселения, о хозяйственной деятельности населения в древнейшие времена, о жилищах, орудиях труда, оружии и даже кое-что об общественной организации и мировоззрении. "Методы археологической науки непрерывно совершенствуются, и сведения, добываемые ею, делаются все более разнообразными и богатыми.
Также возрастает значение изучения истории языка как исторического источника. Язык народа формируется на протяжении всей его жизни, каждый период оставил в нем свои следьги Ниже увидим, что изучение современного молдавского языка дает возможность раскрыть некоторые темные страницы древней истории народа, которые по другим источникам не известны. Много новых сведений о древнейшей истории народа дало изучение топонимики (названий городов, сел, рек, гор и т. д.), древних обычаев народа, его верований, обрядов. Значительный вклад в изучение древнейшей истории молдавского народа внесли диалектологи3. Их исследования дают некоторый материал для суждения о путях расселения волохов и о том, с какими народами они имели тогда контакты. Сведения о древней истории народа в некоторой степени пополняют исследования фольклористов.
Наконец, необходимо отметить значение палеоантропологии. М. С. Великанова, изучавшая костные останки людей, проживавших на территории МССР в течение последних двух тысячелетий, привела бесспорные доказательства неоднократной смены на территории Молдавии антропологического типа людей. Эти данные убедительно опровергают иногда выдвигаемое мнение о непрерывном проживании здесь одного и того же этноса. Можно утверждать, что и в будущем исследования позволят углублять и расширять наши сведения о давно прошедших временах, от которых до нас не дошло никаких письменных известий.
Большие перспективы открывает комплексное изучение, сопоставление данных письменных источников с данными археологии, языкознания, этнографии и т. д. В этом отношении пока что делаются только первые шаги. При изучении этнической истории народов ясно видно, как в зависимости от конкретных исторических условий происходит то сближение и даже слияние отдельных этнических групп, то, наоборот,— появление различий, а в некоторых случаях даже распад этноса и
образование новых этнических групп. Эти процессы обычно протекают очень медленно и растягиваются на многие столетия. В некоторых случаях конкретные обстоятельства ускоряют ход событий, значительные изменения происходят на протяжении немногих поколений.
Приведем несколько примеров: галисийцы Пиренейского полуострова в прошлом были близки к португальцам, но пребывание их в течение нескольких столетий в составе Испанского государства привело к образованию нового этноса — галисийцев, которые сегодня ближе к испанцам, чем к португальцам. Эмигранты из Англии образовали новые нации. Из единого этноса, говорящего на немецком языке, образовались две нации: немецкая и австрийская. На наших глазах немецкая нация разделилась на нацию социалистическую (в ГДР) и буржуазную (в ФРГ). После окончания второй мировой войны и образования социалистического государства в Югославии происходит слияние сербской и хорватской наций в единую сербохорватскую нацию; голландцы и фламандцы, две разные нации, говорят по сути на одном языке, который в Бельгии называется фламандским, а в Нидерландах — голландским. До 1830 года они составляли одно государство и одну нацию. Число примеров можно увеличить.
Обращаясь к этнической истории восточнороманских народов, можно видеть на протяжении их истории и процессы слияния, и распад отдельных этнических групп. В предлагаемой работе будет показано, как отдельные группы восточнороманского этноса расселились на больших пространствах и, в зависимости от конкретных условий, в одних местах веками сохраняли свои этнические особенности, становясь иногда господствующим элементом, а в других — ассимилировались в окружающей среде. Это частный случай общей закономерности. Сложность этногенеза молдавского народа в значительной мере объсняется историко-географическим расположением Молдавии, между Карпатскими горами и Черным морем. На этих землях в течение нескольких последних тысячелетий происходили большие миграции народов с востока на запад. Некоторые народы задерживались здесь столетиями, создавали государственные организации, развивали свою материальную и духовную культуру. Но потом с востока приходила новая волна мигрирующих народов, которая смывала возникшие здесь центры культуры и развитие начиналось заново с очень низкого уровня. Конечно, каждое переселение не сопровождалось полным уничтожением всего, что было создано предшественниками или поголовным истреблением людей, некоторая преемственность и прогресс, особенно в материальной культуре, продолжались, однако нередко эти процессы замедлялись, чередуясь временами упадка, регресса.
Из многих народов, которые побывали в Карпато-Дунайских землях, следует выделить славян, которые заняли здесь наиболее обширные пространства и проживают более тысячи лет. Они оказали глубокое воздействие на все стороны этнической истории местного восточнороманского населения, которое они встретили здесь. Славянские элементы в языке, обрядах, культуре и т. д. у этого народа составляют главное его отличие от других романских народов. Ниже мы рассмотрим сложный путь формирования молдавского народа, привлекая для характеристики каждого этапа все доступные нам источники. Мы стремимся показать, как в процессе большой, сложной и трудной истории этого края, наполненной большими
миграциями народов, завоеваниями, возникновением и крушением разных государственных образований, исчезновением одних и появлением других этносов, сложился во всем своем своеобразии молдавский народ.