Основные законы коммуникации.
Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, формулируемых теорией коммуникации, во многом определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Она заключается в следующем:
а) законы коммуникации носят объективный характер. Объективность законов социальной коммуникации обусловлена тем, что они раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов и действий людей;
б) эти законы выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. Пример: закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации, согласно которому разрыв коммуникационных связей неизбежно приводит к дезорганизации любой системы — природной и социальной;
в) есть законы коммуникации динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). Например, можно с высокой долей вероятности предсказать реакции на определенный стимул в природной среде, а в социуме необходимо учитывать саму «персону» и, следовательно, учитывать прошлый опыт людей, традиции и проч., т.е. факты.
г) законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами— экономическими, психологическими,'политическими, техническими и пр.
д) информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий. Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус законов коммуникации. Эти законы-условия гласят:
1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон -участников коммуникационного взаимодействия.
2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»);
3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. (язык, речь, жесты и т.п.)
4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации;
5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает.
У данного закона есть одно важное в теоретическом и практическом плане следствие: «Чтобы установить коммуникацию, сигналы должны содержать какой-то элемент непредсказуемости, хотя бы какую-то степень неожиданности, иначе передача их означает пустую трату времени» Пример: книга, по ошибке сшитая из одинаковых страниц, пластинка, которую «заело». В этой ситуации коммуникация прерывается. Отсюда следует, что в первую очередь внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Можно сформулировать следующую закономерность: количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.
- Типы коммуникаций, их признаки.
По масштабности процесса коммуникации:
- Массовая коммуникация - одновременное потребление большим количеством людей массовой информации. В основе тех. средства. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями.
· Внутригрупповая. В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении; возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми. Канал прямой связи здесь более структурирован, чем при межличностных коммуникациях, однако, обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях.
· Межличностная - осуществляется между двумя людьми.
· Внутриличностная - возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой. Обратная связь – факт опровержения или корректировки информации.
· Внутриорганизационные – взаимодействие в пределах организации. (взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой)
· Внешние – связь любой социальной системы с внешними образованиями, которые существуют вне ее. Обязательный компонент функционирования любой социальной системы (организации, института).
По способу установления и поддержания контакта:
- непосредственные (прямые) - осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа);
- опосредованные (дистанционные) - взаимодействие, осуществляемая через посредника (либо физ. лица, либо различные средства коммуникации: рупор, СМИ, громкоговоритель, телефон).
По инициативности коммуникаторов:
- активные (все коммуникаторы, участвующие в процессе инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.)
- пассивные (коммуникатор воздействует, реципиент не реагирует).
По степени организованности:
- случайные (возникают стихийно);
- неслучайные (специально организованные).
В зависимости от направления потока информации:
- горизонтальные (происходит между членами группы, имеющих равный ранг, а также между равнозначными группами);
- вертикальные (среди разных должностей).
Вертикальные, в свою очередь подразделяются на нисходящие и восходящие:
- нисходящие – от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню;
- восходящие – от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.
В производственном процессе пока еще господствуют системы коммуникации «сверху вниз».
В зависимости от используемых знаковых систем:
· вербальные – словесное взаимодействие сторон, с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Речевой акт характеризует намеренность, целеустремленность и конвенциальность, (соответствие речевым нормам, принятым в данном обществе);
· невербальные - языки флажков, дыма и др.. вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр.
Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации:
· информационную – раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение,
· прагматическую – установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы.
· экспрессивную – адаптивные, эмотивные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).