Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов
Палата представителейсвои решения принимает в виде законов и постановлений, а Совет Республики только в форме постановлений.
Постановления:
- Ненормативного;
- Нормативного характера.
Законы только нормативного характера.
Кворум для принятия решений палатами различный: общее правило - необходимо большинство голосов от полного состава палат, т.е. 56 депутатов либо 33 членов Совета Республики, в некоторых случаях даже для принятия постановления необходимо большинство не менее двух третей голосов от полного состава (см. п. 9 ст. 97, ст. 140 Конституции и др.), т.е. не менее 74 депутатов и 43 членов Совета Республики.
Постановления Палаты представителей, СР вступают в силу со дня их принятия, если иное не предусмотрено в этих постановлениях.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Закон не имеет обратной силы, за искл случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
В связи с осуществлением коллегиальным представительным органом законодательной деятельности Парламент принимает различные виды законов.
Конституционные законы –законы о внесении изменений или дополнений в Конституцию, законы о введение в действие законов о внесении изменений или дополнений в Конституцию, законы о толковании Конституции. Принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов обеих палат.
Программные законы –законыоб основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Органические законы –законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм). Например, закон о Совете Министров, о Конституционном Суде и др.
Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное
проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифицированные и текущие.
Кодифицированные законы –нормативный акт, регулирующий на основе единых принципов важную и достаточно обширную сферу отношений, отличающихся однородностью и стабильностью; юридически оформляет и закрепляет наиболее значительные и устойчивые отношения в обществе, рассчитанные на длительный период их действия. Это сводный акт, упорядоченная совокупность взаимосвязанных юридических предписаний. Он характеризуется большим объемом, сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний. К.з. (или их совокупность) занимает центральное место в системе нормативных актов отдельной отрасли законодательства, возглавляет иерархию ее актов, устанавливая те принципиальные положения, которые должны быть положены в основу всей последующей правотворческой деятельности.
70.Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.
Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь.
Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей не может быть одновременно:
- членом СР НС;
- депутатом местного Совета депутатов;
- Президентом Республики Беларусь;
- судьей.
Член Совета Республики не может быть одновременно:
- депутатом ПП НС;
- членом Правительства.
- Президентом Республики Беларусь;
- судьей.
Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики равен сроку полномочий Парламента - четыре года.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе
Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутат П.п. НС РБ обладает императивным мандатом:
Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.
Депутат Палаты представителей обязан периодически, но не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и тех ее органов, в состав которых он избран или входит по должности. Депутаты Палаты представителей обладают индемнитетом и иммунитетом.
индемнитет: 1) освобождение от ответственности; ! 2) вознаграждение за парламентскую деятельность.
Иммунитет (права и привилегии депутата): свобода слова, голосования – депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование.
Гарантии депутатской деятельности:
1. Никто не вправе ограничивать конституционные полномочия депутата Палаты представителей.
2. создаются условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей
3. Депутату Палаты представителей:
- ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями
4. выплачивается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра
5. ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью
6. предоставляется служебное помещение в здании соответствующей палаты
7. для проживания с членами семей предоставляются жилые помещения республиканского специального служебного жилищного фонда
8. предоставляется трудовой отпуск
9. освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и военные сборы.
10. подлежат обязательному государственному личному страхованию
11. пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий.
Депутаты ПП не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.
Депутаты ПП могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения измены государству или иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Уг дело рассматривается Верховным Судом.
71 Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
Формами деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики являются:
1) участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;
2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;
3) участие в работе согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей и Советом Республики в соответствии с частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Беларусь;
4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;
5) участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов;
6) участие в парламентских слушаниях;
7) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;
8) запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
9) вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики к Правительству;
10) обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
11) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.
Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей, Совета Республики.