Понятие и классификация законов Республики Беларусь

Все нормативные правовые акты в теории права подразделяются на две группызаконы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Закон обладает следующими признаками:

1) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума;

2) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

3) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

4) регулирует наиболее важные общественные отношения;

5) должен отражать волю и интересы общества в целом.

Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В Республике Беларусь в форме законов принимаются решения Палаты представителей Национального собрания.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционныеи обыкновенные.

К конституционным законамотносят, прежде всего,саму Конституцию, а также законы, вводящие ее в действие, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций, и законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и других нормативных правовых актов по содержанию, характеру принятия. Любая конституция выступает не только как юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам права и служит основой для правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Конституция РБ – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (ст. 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции. Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы. Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Такими вопросами в соответствии с Конституцией являются основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военная доктрина Республики Беларусь.

Обыкновенные законыделятся накодифицированные и текущие законы.

Наши рекомендации