Роль прогнозирования в принятии и исполнении государственного решения

Прогнозирование— это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение — это проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.

Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу.

Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах общественной деятельности необходимо предвидение перспектив развития, будущих последствий принятых в настоящее время решений, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер.

Задача состоит в том, чтобы учесть взаимодействие множества объективных и субъективных факторов (внутренних и внешних), добиться, чтобы предвидение как элемент управления общественным развитием было по-настоящему научным и достоверным.

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений

Программа прогноза

Прогноз (от греч. prognosis— предвидение, предсказание) — вероятностное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления.

Например, программой может выступать прогнозы социально-экономического развития. Они разрабатываются в целом по РФ:

· по народнохозяйственным комплексам (в том числе в территориальном разрезе);

· по отраслям экономики;

· по регионам (по экономическим районам).

Отдельно выделяются прогнозы развития государственного сектора экономики. Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, инновационных, экономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов общественно значимых сфер деятельности.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, природных и других факторов. Они включают количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации, структуры экономики, научно-технического и инновационного развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Методологические и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. В частности сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза. В системе Российской академии наук (РАН) прогнозы разрабатывает Институт народнохозяйственного прогнозирования. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на десятилетний период. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития России, заложенные в прогнозе на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ, пути, средства и этапы достижения поставленных целей и реализации приоритетов. Концепция социально-экономического развития вместе с предложениями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, направляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

При прогнозировании могут возникать различные ошибки, наиболее существенными из которых являются следующие: ошибки в исходных данных; неправильное использование инструментария прогнозирования; отсутствие должной организации; не комплексное обоснование стратегии развития.

Роль планирования в принятии и исполнении государственного решения

Планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование как часть работы управленца имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие.

Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха, и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Методы планирования.Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?", формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

К основным методам планирования относятся:

· Балансовый. Характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.

· Опытно-статистический. Характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др.

· Нормативный (метод технико-экономических расчетов). Основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин. Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.

· Экономико-математический. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

Роль органов планирования в принятии государственных решений

Значение планирования при разработке государственного решения. В системе государственного управления планирование представляет собой разновидность гипотетического предвидения, отражающего конкретные параметры активности и обязательства субъектов, действующих в определенных условиях и временных рамках для достижения формализованных целей. Это как бы проектно-конструкторская деятельность, цель которой – обрисовать целевую перспективу, предполагая не предвосхищение будущих решений, а учет воздействия принимаемых сегодня решений на ситуацию в будущем. Отсюда, и значимость планирования при разработке государственного решения.

Управленческие технологии, сопряженные с этой формой предвидения, неразрывно связаны с выработкой конкретных параметров организационной структуры государственных учреждений, поведения отдельных лиц (кадров), определением используемых ресурсов, норм контроля, соотнесенных с пространственно-временными показателями.

Содержание технологий и процедур планирования конкретизируется в зависимости от его стратегического или тактического характера. Так, для стратегического планирования в большей мере свойственна ориентация на долгосрочные способы действий, на уникальные и более неопределенные задачи, на учет множества факторов и противоречивых критериев их оценки, на предвидение последствий и т.д.

Планирование – это попытка проконтролировать будущее. Сегодня государственные структуры работают в сложной, быстро меняющейся среде. Требуются крупные инвестиции и длительное время, чтобы пожать плоды очень многих организационных решений и действий. Целый ряд факторов, собранных воедино, увеличил необходимость более эффективно прилагать усилия при планировании. Такие факторы разделяются на внешние и внутренние.

· К внешним факторам относятся:1) недостаток ресурсов; 2) уровень инфляции; 3) развитие новых технологий; 4) изменчивость экономики; 5) нестабильность политической ситуации.

· К внутренним факторам относятся: 1) необходимость большей скоординированности действий различных ведомств и структур; 2) необходимость проектирования и внедрения более сложных организационных структур; 3) внутренние противоречия внутри системы государственного управления.

В России институтом, организующим общественную экспертизу, является Общественная палата РФ. Внутреннюю экспертизу альтернатив проводят (и тем самым ограничивают их количество) юридическая и социальная службы (отделы, управления), соотнося различные варианты проектов решений с действующими правовыми актами, ценностными ориентациями своей организации, опытом прошлых лет (прошлых решений)

Государственные органы принимают, как известно, управленческие решения с целью преобразования и развития сложных и крупномасштабных объектов различной природы. Так, на уровне центральных и местных органов государственного управления создаются программы и проекты, принимаются решения по развитию экономических, социальных, экологических и других больших и сложных систем. В то же время и собственно государственные органы как субъекты управления представляют собой сложные и крупномасштабные системы. Далее, необходимость оценки эффективности управленческих решений в таких системах приводит к проблеме построения большой и сложной системы критериев оценки эффективности, упорядоченности и надежности управления.

Стоит отметить роли органов исполнительной власти при Бюджетном планировании

Исполнительные органы государственной власти обеспечивают составление проекта бюджета:

· Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

· Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, а также обслуживает счета бюджетов

· Правительство утверждает основные направления налоговой, деловой политике, основные параметры социально-экономического развития РФ

· Минпромэнерго подготавливает данные о предельном росте цен на товары естественных монополий. Сколько государство получит за акцизы и так далее.

· Минэкономразвития дает прогноз экономического развития.

· Минфин: разрабатывает перспективный финансовый план и проект федерального бюджета

Финансовый план разрабатывается одновременно с федеральным бюджетом, но законодательно не утверждается

Содержание этапов планирования

Планирование– это способ регулирования макро- и микроэкономических процессов методом определения целей и путей их достижения.

Планирование, один из важнейших процессов принятия управленческих решений, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:

· постановку задачи планирования;

· разработку плана;

· реализацию планового решения.

1) Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемыми целевыми значениями параметров.

2) Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.

3) Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

Тут из другого источника более подробно

1) На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие вопросы.

· Определение ответственных разработчиков проекта плана (обычно эта задача поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).

· Определение сроков разработки и утверждения плана.

· Организация методического обеспечения (проводится совещание всех участников процесса планирования, разъясняются цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).

· Информационное обеспечение, суть которого состоит в том, чтобы предоставить участникам плановой деятельности необходимую для планирования информацию.

На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.

· Редактирование целей и задач социально-культурной деятельности.

· Выбор формы и структуры плана работы. Следует отметить, что стандартных требований по этому вопросу не существует, однако здравый смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.

· Определение форм и методов деятельности. Эта задача решается с учетом возможностей организации и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.

· Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.

· Оформление проекта плана в соответствии с требованиями к документам, изложенными в государственных стандартах.

На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.

· В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации разрабатывает долгосрочные цели и направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.

· На тактическом уровне планирование цели и задачи конкретизируется в русле принятых стратегий.

· Основой планирования в организации является оперативное планирование, в котором устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для достижения целей, а также сроки исполнения и ответственные лица.

Все виды планирования образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются.

Наши рекомендации