Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года

Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Рос­сийская Федерация - Россия есть демократическое феде­ративное правовое государство с республиканской фор­мой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые приз­наки, атрибуты государственности, элементы конститу­ционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее сувере­нитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Фе­дерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов.

Определяя конституционные основы правового ре­жима территории, статья 67 Конституции РФ устана­вливает, что "территория Российской Федерации вклю­чает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни­ми". Определе­ны основы статуса континентального шельфа. Россий­ская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конститу­ции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации. Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает их. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Особый статус имеет исключительная экономиче­ская зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории). Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия.

2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенно­го государства является наличие гражданства (подданс­тва). В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения. Каж­дый проживающий на территории России имеет свободу выбора гражданства, не может быть лишен гражданства или права изменить его. Закон гарантирует защиту граждан и в тех случа­ях, когда они находятся за границей. Защита осу­ществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России.

3. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации. Кроме Конституции в общефедеральную законода­тельную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодатель­ства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы РФ; кодексы; подзаконные право­вые акты - нормативные Указы Президента РФ, поста­новления Правительства РФ, акты федеральных мини­стерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегирова­нии полномочий Россией субъектам Федерации; межго­сударственные договоры и межправительственные со­глашения Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; поста­новления Конституционного Суда Российской Федера­ции и др.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

4. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие системы фе­деральных органов государственной власти. "Государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ). Наличие общефедеральных органов государствен­ной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах Федерации.

5. Важнейшим государственно-правовым призна­ком, элементом конституционно-правового статуса Рос­сийской Федерации является наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

6. Российская Федерация как суверенное государ­ство имеет свою государственную федеральную собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

7. Российская Федерация как суверенное государ­ство обладает международной правосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

9. Как и всякое суверенное государство, Россий­ская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу.

Предметы ведения Российской Федерации:

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодатель­ными актами полномочий этих органов. По содержанию регулируемых вопросов Конститу­ция РФ делит предметы ведения Российской Федерации на две группы: 1) исключительные предметы ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71):

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их ис­полнением; - федеративное устройство и территория; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; ре­гулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, поряд­ка их организации и Деятельности; формирование феде­ральных органов государственной власти; - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и фе­деральные программы в области государственного, эко­номического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; - установление правовых основ единого рынка; фи­нансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики; фе­деральные экономические службы, включая федераль­ные банки; - федеральный бюджет; федеральные налоги и сбо­ры; федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; - федеральные транспорт, пути сообщения, инфор­мация и связь; деятельность в космосе; - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения Российской Фе­дерации; - оборона и безопасность;

- оборонное производство; определение порядка про­дажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального мира, воздушного простран­ства, исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа Российской Федерации; - судоустройство; прокуратура; уголовное, уголов-но-процессуальное, уголовно-исполнительное законода­тельство; - амнистия и помилование; - гражданское, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство; - правовое регулирование интеллектуальной соб­ственности; - федеральное коллизионное право; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; - 'официальный ' статистический и бухгалтерский учет; - государственные награды и почетные звания Рос­сийской Федерации; - федеральная государственная служба.

2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72):

- обеспечение соответствия конституций и законов республики, уставов, законов и иных нормативных пра­вовых актов краев, областей, городов федерального зна­чения, автономной области, автономных округов Консти­туции Российской Федерации и федеральным законам; - защита прав и свобод человека и гражданина; - защита прав национальных меньшинств; - обеспечение законности, правопорядка, обществен­ной безопасности; - режим пограничных зон; - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ре­сурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охра­няемые природные территории; - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; - административное, административно-процессуаль­ное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; - кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; - защита исконной среды обитания и традиционно­го образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации си­стемы органов государственной власти и местного само­управления; - координация международных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов Федерации, выполнение меж­дународных договоров Российской Федерации.

Принцип разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.

Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года - student2.ru

Наши рекомендации