Государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года
Статья 1 Конституции РФ определяет, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты государственности, элементы конституционно-правового статуса.
1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов.
Определяя конституционные основы правового режима территории, статья 67 Конституции РФ устанавливает, что "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". Определены основы статуса континентального шельфа. Российская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает их. Закон РФ "О недрах" от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Особый статус имеет исключительная экономическая зона - морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории). Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие гражданства (подданства). В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Каждый проживающий на территории России имеет свободу выбора гражданства, не может быть лишен гражданства или права изменить его. Закон гарантирует защиту граждан и в тех случаях, когда они находятся за границей. Защита осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России.
3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изменение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации. Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодательства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы РФ; кодексы; подзаконные правовые акты - нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам Федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; постановления Конституционного Суда Российской Федерации и др.
Суверенный характер Российской Федерации обусловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.
4. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие системы федеральных органов государственной власти. "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конституции РФ). Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах Федерации.
5. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.
6. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.
7. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностъю. Согласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации".
Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только Федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.
8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
9. Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу.
Предметы ведения Российской Федерации:
Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов. По содержанию регулируемых вопросов Конституция РФ делит предметы ведения Российской Федерации на две группы: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст.71):
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их исполнением; - федеративное устройство и территория; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и Деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; - установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; - федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения Российской Федерации; - оборона и безопасность;
- оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального мира, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; - судоустройство; прокуратура; уголовное, уголов-но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; - амнистия и помилование; - гражданское, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - федеральное коллизионное право; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; - 'официальный ' статистический и бухгалтерский учет; - государственные награды и почетные звания Российской Федерации; - федеральная государственная служба.
2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72):
- обеспечение соответствия конституций и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; - защита прав и свобод человека и гражданина; - защита прав национальных меньшинств; - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; - кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Принцип разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов. Правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий.