Работа с суждением историка
Тренинг
Образование Русского централизованного государства (1300-1533 гг.)
Работа с хронологией.
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
Битва на реке Воже (год) | ||
Битва на реке Шелони (год) | ||
Антиордынское восстание в Твери (год) | ||
Грюнвальдская битва (год) | ||
Княжение Дмитрия Донского (годы) | 1363-1389 | |
Княжение Ивана III Великого (годы) | 1462-1505 | |
Княжение Ивана Калиты в Москве (годы) | 1325-1340 | |
Кревская уния Польши и Литвы (год) | ||
Куликовская битва (год) | ||
Набег Тохтамыша на Москву (год) | ||
Присоединение к Московскому княжеству Коломны (год) | ||
Присоединение к Московскому княжеству Пскова, Смоленска и Рязани (примерное время) | 1510-1515 | |
Присоединение Новгорода Великого к Московскому княжеству (год) | ||
Присоединение Твери к Московскому княжеству (год) | ||
Окончательное свержение ордынского ига (год) | ||
Судебник Ивана III (год) | ||
Феодальная война в Московском княжестве (примерное время) | 1425-1453 | |
Разгром Золотой Орды Тимуром (год) | ||
Установление автокефалии Русской церкви (год) |
Работа с персоналиями.
Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
Василий I | (Кто?) великий князь московский и владимирский , присоединил (что к чему?) присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397—1398 — Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли . |
Василий II | (Кто?) великий князь московский, победил в борьбе (с кем?) ____________________________________, но при этом (что с ним произошло?) ослеплён |
Василий III | (Кто?) великий князь московкий и владимирский, присоединил (что к чему?) Новгород и Псков, отобрал у Литвы (что?) Смоленск |
Витовт | (Кто?) великий князь Литовский , при нем Литовское государство достигло (чего?) могущества, командовал литовцами (в каком сражении и когда?) грюнвальдская битва 1410, выдал свою дочь (по имени?) Софья (за кого?) Василия Дмитриевича |
Владимир Серпуховской | (Кто?) Удельный серпуховской князь, двоюродный брат (кого?) _________________________, участвовал (в какой битве?) Куликовская и заслужил прозвище (какое?) Храбрый |
Гедимин | (Кто?) великий князь Литовский, при нем начался быстрый рост (чего за счет чего?) княжества Литовского за счет западнорусских земель |
Даниил | (Кто?) московский князь, младший сын (чей?) ____________________, отличался (каким качеством?) _______________________, присоединил (что к чему?) ___________________________ |
Дмитрий Донской | (Кто?) князь Московский и Владимирский, воевал за ярлык (с кем?) ___________, _______________, _____________, построил (что?) белокаменный Кремль, отразил три похода (кого?) ____________________, разгромил (кого, когда, в какой битве?) Мамай, Куликово поле, 1374, впервые передал (что, кому, без чьего разрешения?) княжение сыну, хана |
Иван I Калита | (Кто?) ______________________________, подавил вместе с ордынцами (что, когда?) _____________________ и закрепил за собой (что?) _________________________, собирал с Русской земли (что, для кого?) _______________________и накопил (что?) ____________________________, прикупил много (чего?) _________________________, построил в Москве (что?) _____________________________, благодаря дружбе (с кем?) ___________________________ добился переноса в Москву (чего?) _____________________________ |
Иван III Великий | (Кто?) ______________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, сверг (что, после чего?) _______________________________, успешно воевал (с кем?) ____________________ и отвоевал (что?) _____________________________, при нем был составлен (что?) _____________________________, женился (на ком?) _____________________, что привело к заимствованию (чего?) _______________________________, перестроил в Москве (что?) _________________________ |
Мамай | (Кто?) _____________________, стал (кем?) __________________________, потерпел поражение (когда, где?) ______________________________ |
Михаил Ярославич | (Кто?) ___________________________, боролся (за что, с кем?) ____________________________________________, был убит (где, кем, по навету кого?) ____________________ |
Ольгерд | (Кто?) _________________________, присоединил (что к чему?) ____________________________________________, совершил три похода (каких, куда?) _____________________ |
Пересвет и Ослябя | (Кто?) ___________________________, были даны (кем, кому?) ____________________________________, Пересвет сражался в поединке (с кем, перед чем?) ______________________________ |
Симеон Гордый и Иван II Красный | (Кто?) _________________________, дети (кого?) _________________________, продолжали политику (кого?) ___________________ |
Тохтамыш | (Кто?) _________________________, совершил (что, на что, когда?) __________________________ и добился возобновления (чего?) ___________________________ |
Узбек | (Кто?) _________________________, при нем его государство достигло (чего?) _______________________, принял со своими подданными (что?) ___________ |
Юрий Данилович | (Кто?) _________________________, боролся (за что, с кем?) _________________________________, убит (где, кем?) ______________________________ |
Юрий Дмитриевич, Василий Косой, Дмитрий Шемяка | (Кто?) _________________________, боролись за власть (с кем?) ___________________________________, иногда (что?) _____________________, но в конечном итоге (что?) _______________________ |
Ягайло | (Кто?) _________________________, шел на помощь (кому?) ________________________, заключил (что, с кем?) ________________________ и стал (кем?) _________________________, командовал польскими войсками (в какой битве, когда?) _______________________. |
Религиозные и культурные деятели | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
Андрей Рублев | Выдающийся русский (кто?) ________________. Ученик (кого?) _________________ . Самое знаменитое произведение (какое?) __________________ |
Аристотель Фиорованти | Выдающийся (кто? откуда?) ______________________, строитель (чего? где?) ____________________________ |
Афанасий Никитин | Русский (кто?) ____________, совершил путешествие (куда?) ________________, автор (чего?) _______________________ |
Дионисий | Самый выдающийся в XVI в. русский (кто?) ________________________, автор фресок (где?) _____________________________________________ |
Иосиф Волоцкий | Лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________ и (какую княжескую власть?) __________________________ |
Алексий | (Кто?) ___________________________, фактически управлял (чем, при ком?) _____________________________________ |
Петр | (Кто?) ___________________________, дружил (с кем?) _____________________, что способствовало (чему?) __________________________________ |
Иона | (Кто?) ___________________________, был избран (кем? когда?) __________________________________ без согласия (кого?) ________________________ но с согласия (кого?) __________________________ |
Нил Сорский | Лидер (какого течения?) ____________________, выступал (за какую церковь?) _______________________ |
Пахомий Серб | Автор многочисленных (чего?) __________________ |
Сергий Радонежский | Основал (что?) _____________________, в котором монахи владели имуществом (как?) ________________________. благословил (кого на борьбу с кем?) _____________________, его житие составлено (кем?) ____________________________ |
Стефан Пермский | (Кто?) _______________ , проповедник христианства среди народа (какого?) __________________ |
Работа со схемами.
1. Заполните родословную таблицу литовских князей (указаны важнейшие представители).
2. Заполните родословную таблицу московских князей (указаны важнейшие представители). Подчеркните тех, которые именовались великими князьями московскими и владимирскими (хотя бы короткое время).
3. Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством в начале XVI в.
Работа с картой.
Найдите на карте:
1) территорию первоначального расселения литовских племен и границы Великого княжества Литовского в момент наибольшего расширения;
2) границы Московского княжества к 1300 г. и направления территориального роста, границы Великого княжества Московского к 1462 г., границы Русского государства к 1533 г.;
3) Куликовскую битву, битву на реке Шелонь, стояние на реке Угре.
Работа с понятиями.
Дайте определение понятий.
1. Автокефалия — независимость от других церковных структур
2. Боярская дума – совет, состоявший из представителей феодальной аристократии
3. Дворяне –военно-служилый слой, противопоставляемый боярству
4. Еретики –приверженец еретической идеологии, член еретической общины
5. Иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения
6. Кормление –вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы
7. Местничество – система распределения должностей в зависимости от знатности рода
8. Наместник – руководитель крупной административно-территориальной единицы.
9. Нестяжатели – монашеское движение в России в конце XV — первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения
10. «Пожилое» – ПОЖИЛОЕ - пошлина в России конце XV- XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего
11. Поместье – вид земельного владения в конце 15 начале 18 вв. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования
12. Судебник – Собрание законов и установлений
13. Уния – союз
14. «Юрьев день» – церковный праздник, посвящённый святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу
15. Централизация – Сосредоточение действий или власти в одном общем месте; сосредоточение управления в одних руках
Работа с источниками.
Вставьте пропущенные имена, определите датировку событий.
А. «В те времена умер король Казимир Краковский, а сыновей у него не было, была только дочь Ядвига. И стали поляки посылать из Кракова к 1Ягайло , чтобы он принял крещение из Рима и стал бы у них королем в Кракове и во всей Польше. И 1 Ягайло начал советоваться со своей матерью, княгиней Ульяной, и с братьями, со всеми князьями и боярами Литовской земли, поехал в Краков в Польскую землю, там сам крестился и брат его и многие бояре Литовской земли крестились». Дата: _____________.
Б. «Пришел ордынский князь 2 Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял басурман [мусульман], армян, фрягов [итальянцев из генуэзских колоний в Крыму], черкесов, ясов [осетин]... Также с 2____________ в единомыслии и в единой думе был и литовский 1 Ягайло со всею силою литовскою и польскою. С ними же в союзе был князь 3Олег и со всеми этими сообщниками пошел на великого князя 4Дмитрий Донской и на брата его 5 Владимир Храбрый». Дата: _____________.
В. «Услышав, что 6 Иван 3 стоит на берегу со всеми силами, 7 Ахмат пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и поджидая к себе на помощь 8Казимир или его войска; проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда 6_______________ послал на Угру сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам 6_______________ поехал из Коломны в Москву ко всемилостивому Спасу, пречистой госпоже богородице и святым чудотворцам просить помощи и заступничества православному христианству, а также на совет и думу к своему отцу митрополиту Геронтию». Дата: ______________.
Работа с суждением историка.
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Назовите князей, к которым может быть применена данная характеристика.
«Готовясь предстать пред престолом всевышнего судии [Бога] и диктуя... духовную грамоту, как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем! Не забудут ни шубки... ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое... новое сельцо прикупить — вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах».
Иван 1 Калита (от которого и дошла первая духовная грамота)
, Симеон Гордый, Иван 2
Работа с изображениями
Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения:
Успенский собор в Москве (указать архитектора)
Грановитая палата в Москве
колокольня Ивана Великого в Москве
икона «Троица» Андрея Рублева