Тема 2. Правовые основы деятельности органов государственной охраны
АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И
ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА в 2014 году
Орел 2014
Тема 1. Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной охраны»
Учебные вопросы темы:
1. Понятие государственной охраны. Меры государственной охраны.
2. Понятие и классификация объектов государственной охраны.
3. Понятие и классификация охраняемых объектов.
4. Понятие и содержание принципов осуществления государственной охраны.
5. Понятие охранных мероприятий и их организация..
6. Понятие пропускного режима и его организация.
7. Понятие, порядок установления и правовое значение зон охраняемых объектов.
При изучении первого вопроса рассмотреть:
Государственная охрана наряду с разведывательной, контрразведывательной, пограничной деятельностью, борьбой с терроризмом является одним из важнейших направлений обеспечения государственной безопасности России.
В ст. 1 ФЗ «О государственной охране» под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Характерными чертами государственной охраны являются:
1) государственная охрана представляет собой деятельность органов государственной охраны и иных государственных органов по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов;
2) целью государственной охраны является безопасное и беспрепятственное осуществление государственной власти в РФ;
3) содержание государственной охраны составляют мероприятия правового, организационного, охранного, режимного, оперативно-розыскного, технического, информационного и иного характера.
Под мерами государственной охраны понимаются законодательно установленные направления деятельности органов государственной охраны. В ст. 4 ФЗ «О государственной охране» закреплены следующие меры:
1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны информации об угрозе его безопасности;
2) транспортное обслуживание, бытовое обслуживание и обеспечение, безопасное питание, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия объектов государственной охраны;
3) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
4) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
5) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
6) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
7) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.
Согласно ФЗ «О государственной охране» порядок предоставления государственной охраны и связи для нужд органов государственной власти должны быть определены указами Президента РФ. Проекты таких указов к настоящему времени разработаны ФСО России, однако до настоящего времени не утверждены.
При изучении второго вопроса рассмотреть:
Под объектами гос. охраны понимаются лица, подлежащие охране в соответствии с ФЗ «О государственной охране».
В ФЗ «О государственной охране» определены четыре группы объектов государственной охраны:
а) Президент РФ, члены семьи Президента РФ, проживающие совместно с ним или сопровождающие его, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий;
б) лица, замещающие гос. должности РФ, федеральные гос. служащие;
в) главы иностранных государств и правительств;
г) иные лица по решению Президента РФ, в том числе граждане иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Президенту РФ гос. охрана в полном объеме мер предоставляется со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ, которое осуществляется Центр. избирательной комиссией РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.
В течение срока полномочий Президента РФ гос. охрана предоставляется так же членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.
Особенностью предоставления гос. охраны Президенту РФ, исполняющему полномочия, является то обстоятельство, что в период осуществления своих полномочий, он не имеет право отказаться от гос. охраны.
Согласно ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, государственная охрана предоставляется пожизненно в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер государственной охраны.
В ст. 8 ФЗ «О государственной охране» перечислены лица, замещающие государственные должности РФ, которым предоставляется государственная охрана со дня их назначения (утверждения) в установленном порядке на должность – это Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации; Председатель Государственной Думы; Председатель Конституционного Суда; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ. Указанным лицам государственная охрана предоставляется на период исполнения ими полномочий по должности.
Иным лицам государственная охрана может предоставляться по решению Президента РФ. Подготовка соответствующих проектов распоряжений Президента РФ осуществляется ФСО России.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственной охране» безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между ФСО России и уполномоченными органами иностранных государств.
Государственная охрана может быть предоставлена и иным иностранным лицам в период их пребывания на территории РФ независимо от целей визита (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О государственной охране.
Исходя из изложенного, объектов государственной охраны можно классифицировать: 1) по правовым основаниям предоставления государственной охраны; 2) по объему мер государственной охраны; 3) в зависимости от гражданства.
Правовыми основаниями предоставления государственной охраны являются:
1) Федеральные законы – ФЗ «О гос. охране» и ФЗ «О , ;
2) распоряжения Президента РФ.
В зависимости от объема мер, предусмотренных ст. 4 ФЗ «О государственной охране», объекты государственной охраны делятся на объекты, которым:
государственная охрана предоставляется в полном объеме мер, предусмотренных ст. 4 ФЗ «О государственной охране»;
в объеме мер, определенном директором ФСО России.
По признаку гражданства среди объекты государственной охраны делятся на граждан РФ и иностранных граждан, пребывающих на территории РФ.
При изучении третьего вопроса рассмотреть:
Одним из важнейших направлений осуществления государственной охраны является защита охраняемых объектов, под которой понимается совокупность мероприятий по охране и обороне охраняемого объекта, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.
Понятие охраняемых объектов закреплено в ст. 1 ФЗ «О государственной охране». К ним относятся:
1) здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны;
2) здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны;
3) здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
Таким образом, охраняемыми объектами являются:
1) здания, строения, сооружения, земельные участки, водные объекты, защищаемые с целью обеспечения безопасности объекта государственной охраны;
2) все здания, строения, сооружения, принадлежащие органам государственной охраны на таком имущественном праве как право оперативного управления, земельные участки, находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании;
3) здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, переданные в пользование на основании гражданско-правового договора органам государственной охраны.
Охраняемые объекты могут быть классифицированы по следующим четырем основаниям:
а) по взаимосвязи с объектами государственной охраны;
б) назначение охраняемого объекта;
в) субъект имущественных прав на охраняемый объект;
г) по уязвимости.
По взаимосвязи с объектами государственной охраны охраняемые объекты делятся на две группы:
1) объекты, защищаемые с целью обеспечения безопасности объекта государственной охраны;
2) объекты, принадлежащие на праве оперативного управления органам государственной охраны, или находящиеся в их пользовании.
В зависимости от назначения охраняемые объекты делятся:
на действующие – на них постоянно или временно находятся объекты государственной охраны;
резервные, предназначенные для размещения объектов государственной охраны в случаях военного положения или иных чрезвычайных случаях;
объекты обеспечения, предназначенные для размещения сотрудников органов государственной охраны или обсуживающего персонала, а также для выполнения вспомогательных функций.
Все охраняемые объекты, как правило, находятся в федеральной собственности. В зависимости от государственного органа реализующего право оперативного управления в отношении охраняемого объекта последние делятся на объекты, принадлежащие органам государственной охраны, или объекты, принадлежащие иным государственным органам (например, Управлению делами Президента РФ). Если имущественные права на охраняемый объект не принадлежат органу государственной охраны, то пропускной режим на это объект устанавливается совместным правовым актом органа государственной охраны и администрацией, владеющей охраняемым объектов.
По уязвимости все охраняемые объекты делятся на четыре группы.
Отнесение охраняемого объекта к определенной степени защиты определяет техническую оснащенность охраняемого объекта. К объектам первой степени защиты относятся все официальные и загородные резиденции Президента РФ, Приемная Президента РФ, официальная резиденция Правительства РФ.
Наиболее уязвимые охраняемые объекты отнесены к четвертой степени защиты.
Зависимость технической оснащенности охраняемого объекта от степени защиты регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами.
При изучении четвертого вопроса рассмотреть:
Принципы осуществления государственной охраны – это основополагающие идеи и правила, которыми руководствуются органы государственной охраны при решении поставленных перед ними задач. Закрепленные в ст. 3 Федерального закона «О государственной охране».
К таким принципам относятся: 1) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 3) централизованное руководство; 4) взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности; 5) непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; 6) сочетание гласных и негласных методов деятельности; 7) подконтрольность и поднадзорность; 8) приоритет предупредительных мер.
Принципы осуществления государственной охраны можно классифицировать на две группы:
общие принципы – принципы, характерные для деятельности всех государственных органов;
специальные принципы – принципы, характерные только для деятельности органов государственной охраны.
К первой группе принципов относятся законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, подконтрольность и поднадзорность, а ко второй группе – централизованное руководство, взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности, непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер, сочетание гласных и негласных методов деятельности, приоритет предупредительных мер.
Под законностью следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных актов всеми без исключения сотрудниками органов государственной охраны. Каждое действие и решение сотрудника должны основываться на законе. В тесной связи с законностью находится воинская дисциплина, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, общевоинскими уставами и приказами командиров.
В ФЗ «О государственной охране» содержатся следующие положения, обеспечивающие соблюдение законности: четкое нормативное закрепление прав и обязанностей органов государственной охраны, ограничение круга должностных лиц, имеющих право вмешиваться в деятельность сотрудников, исчерпывающий перечень оснований применения сотрудниками оружия, специальных средств и физической силы.
Основными гарантиями реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной охраны являются:
право потерпевшего на обжалование неправомерных действий сотрудников их прямым начальникам, в суд или военную прокуратуру;
возложение на органы государственной охраны обязанности по возмещению материального ущерба причиненного их сотрудниками при выполнении служебных задач;
запрет на сообщение кому бы то ни было полученных в процессе деятельности сведений о частной жизни, привлечение к ответственности сотрудников, допустивших злоупотребление властью или превышение служебных полномочий.
Подконтрольность и поднадзорность. Государственный надзор в области государственной охраны осуществляют органы военной прокуратуры. При выявлении нарушений законодательства военные прокуроры вправе требовать отмены незаконных правовых актов должностных лиц, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, и также принимать другие меры по привлечению к ответственности сотрудников.
Контроль над деятельностью органов государственной охраны осуществляют вышестоящие органы государственной охраны и Президент РФ, а в пределах полномочий, закрепленных в федеральных законах – Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Контролирующие органы в пределах своих полномочий вправе давать указания обязательные для исполнения.
При централизованном управлении различаются несколько форм подчинения: 1) прямое; 2) в оперативном отношении; 3) в специальном отношении.
Прямое подчинение означает подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного. Прямые начальники несут ответственность за все стороны деятельности подчиненных им подразделений.
Подчинение в оперативном отношении ест неполное и временное подчинение лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить задачи подчиненному ему в этом отношении подразделению и несет ответственность за эту стороны деятельности. Так, например, при проведении охранных мероприятий в отношении Президента РФ все подразделения органов государственной охраны переходят в оперативное управление должностного лица СБП ФСО России, отвечающего за организацию охранного мероприятия. Подчинение в оперативном отношении реализуется и при создании сводных отрядов для обеспечения крупномасштабных охранных мероприятий.
Подчинение в специальном отношении предусматривает подчинение по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником. Например, начальник отдела кадров службы ФСО России по вопроса кадровой работы подчинен начальнику УК ФСО России, не являющемуся для него прямым начальником.
Под взаимодействием следует понимать согласованное по задачам, целям, принципам, методам и средствам согласованное осуществление государственной охраны государственными органами обеспечения безопасности.
Наиболее часто органы государственной охраны взаимодействуют с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, подразделениями МЧС России, ВС РФ, внутренними войсками МВД России.
Непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.Данный принцип означает, что осуществление государственной охраны ведется независимо от времени года и суток. Кроме того, нахождение объекта государственной охраны в отпуске, освобождение его от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности не является основанием для прекращения мероприятий по охране данных лиц.
При осуществлении государственной охраны системно и комплексно используются правовые, организационные, охранные, режимные, оперативно-розыскные, технические, информационные и иные меры.
Сочетание гласных и негласных методов деятельности.Данный принципсостоит в использовании сотрудниками как открытых методов служебной деятельности, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр транспортных средств при их проезде на охраняемый объект, , так и скрытых методов – ведение негласного наблюдения сотрудником охраны, опрос и наведение справок оперативными сотрудниками.
Принцип приоритета предупредительных мер заключается в том, что органы государственной охраны должны уделять выявлению причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, а также принимать меры к устранению (нейтрализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению реализации указанных угроз. Для решения данной задачи законодательство уполномочивает органы государственной охраны принимать меры административно-правового, оперативно-розыскного, охранного, режимного, оперативно-розыскного, технического и информационного характера.
При изучении пятого вопроса рассмотреть:
Осуществление охранных мероприятий является одним из способов обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
В ст. 1 ФЗ «О государственной охране» под охранным мероприятием понимается совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.
Охранные мероприятия организуются и проводятся по решению руководства ФСО России. В целях проведения охранных мероприятий назначается ответственный за проведение охранного мероприятия:
в местах временного пребывания Президента РФ или Председателя Правительства РФ – должностное лицо СБП ФСО России;
в местах временного пребывания других объектов государственной охраны – должностное лицо подразделения личной охраны ФСО России;
на охраняемых объектах – должностное лицо подразделения ФСО России, осуществляющего защиту охраняемого объекта.
Организация охранных мероприятий включает в себя:
знание поставленной задачи и условий ее выполнения;
изучение подготовительной группой места пребывания объекта государственной охраны;
определение необходимых сил и средств;
формирование наряда для несения службы;
постановку задач сотрудникам, руководство их действиями.
Для проведения охранных мероприятий привлекаются сотрудники различных подразделений ФСО России. Указанные сотрудники мероприятий, подчиняются ответственному за проведение охранных мероприятий и старшему наряда.
Старшие от подразделений ФСО России, участвующие в проведении охранных мероприятий, обязаны:
заблаговременно получить у старшего подготовительной группы информацию о месте и времени проведения мероприятия;
по прибытии на место проведения мероприятия представиться старшему наряда, в дальнейшем действовать в соответствии с его приказами;
в ходе проведения охранных мероприятий контролировать исполнение служебных обязанностей подчиненными сотрудниками;
не покидать место проведения охранных мероприятий без разрешения старшего наряда.
Составной частью охранных мероприятий в местах временного пребывания объектов гос. охраны является оперативно-технический осмотр.
Охранные мероприятия могут быть классифицированы по продолжительности их проведения на постоянные и временные (эпизодические), масштабам – обычные и крупномасштабные.
При изучении шестого вопроса рассмотреть:
Пропускной режим является составной частью защиты охраняемого объекта. Пропускной режим – комплекс мер, осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или совместно с владельцем (пользователем) охраняемого объекта и связанных с организацией доступа на охраняемый объект, передвижением физических лиц, транспортных средств на охраняемом объекте, проносом и провозом вещей (грузов) на охраняемый объект или выносом и вывозом вещей (грузов) с охраняемого объекта.
Пропускной режим предназначен для того, чтобы исключить:
нахождение на охраняемом объекте лиц и предметов, угрожающих безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов;
пронос (провоз) на охраняемый объект технических устройств для несанкционированного копирования или передачи сведений, составляющих государственную тайну;
несанкционированный вынос (вывоз) с охраняемого объекта сведений, составляющих государственную тайну.
Пропускной режим на охраняемом объекте предусматривает:
создание охраняемого периметра объекта;
создание, оборудование и оснащение бюро пропусков и КПП (постов), а также организацию их работы;
определение перечня лиц, имеющих право доступа на охраняемый объект.
введение постоянных, временных, разовых и материальных пропусков, специальных удостоверений;
определение должностных лиц, имеющих право разрешать выдачу пропусков, а также осуществлять контроль за деятельностью бюро пропусков и КПП (постов);
определение перечня предметов запрещенных для проноса (провоза), выноса (вывоза) с охраняемого объекта;
определение порядка передвижения автотранспорта на охраняемом объекте;
оборудование камер хранения личных вещей, а также мест для переговоров посетителей по внутреннему телефону.
Основным документом, регламентирующим пропускной режим является о пропускном режиме, в котором указываются:
общие положения (кем осуществляется пропускной режим и поддерживается общественный порядок на охраняемом объекте);
порядок входа (въезда) на охраняемый объект и выхода (выезда) с него;
порядок пропуска лиц в режимные зоны охраняемого объекта;
порядок подачи заявок для прохода (проезда) на охраняемый объект;
перечень лиц, имеющих право заказывать пропуск для прохода (проезда) на охраняемый объект.
Права органов государственной охраны при осуществлении пропускного режима закреплены в ФЗ «О государственной охране»:
производить при проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных;
задерживать и доставлять в служебное помещение органа внутренних дел, помещение муниципального органа или в иное служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах, совершающих или совершивших такие преступления или правонарушения;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в связи с нарушением пропускного режима.
Законные требования сотрудников обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
При изучении седьмого вопроса рассмотреть:
Важное значение для обеспечения защиты охраняемых объектов имеет зона охраняемого объекта.
Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной охране» под зоной охраняемого объекта понимается территория (акватория), в границах которой устанавливаются особые условия ее использования.
В зонах охраняемого объекта могут устанавливаться ограничения:
1) на виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, ограничения в их использовании;
2) предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Правила определения зон охраняемых объектов закреплены в Постановлении Правительства РФ от 20.06.2006 № 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон».
Расстояние зоны охраняемого объекта и действующие в ней ограничения определяются органом местного самоуправления на территории которого располагается охраняемый объект. Расстояние от границ охраняемого объекта до внешней границы указанной зоны не должно превышать 1 километр.
Порядок установления зон охраняемых объектов следующий:
1. Установление зоны охраняемого объекта инициируется подразделением органов государственной охраны путем обращения к руководству ФСО России.
2. По представлению ФСО России Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости устанавливает на местности границы объектов землеустройства, а также осуществляет кадастровый учет земельного участка.
3. ФСО России с участием Федерального агентства кадастра объектов недвижимости наносит границу зоны охраняемых объектов на выкопировку из дежурной кадастровой карты и готовит предложения об установлении особых условий использования территории указанной зоны.
4. Выкопировка, а также предложения об установлении условий использования зоны направляются в орган местного самоуправления, на территории которого размещается охраняемый объект.
6. Орган местного самоуправления разрабатывает проект градостроительного регламента для зоны и направляет его в ФСО России на согласование.
8. После согласования орган местного самоуправления устанавливает особые правила землепользования и застройки в зоне охраняемого объекта.
Зоны охраняемого объекта не получили широкого распространения на практике в связи с тем, что к моменту закрепления в законодательстве зон охраняемого объекта территории вблизи охраняемых объектов, как правило, оказались уже застроенными.
Тема 2. Правовые основы деятельности органов государственной охраны
Учебные вопросы темы:
1. Структура, задачи и организация деятельности органов государственной охраны
2. Понятие и классификация правовых основ деятельности органов государственной охраны
3. Понятие, виды правовых актов органов государственной охраны и требования, предъявляемые к ним
4. Компетенция Президента РФ по руководству органами государственной охраны.
При изучении первого вопроса рассмотреть:
Согласно ст. 12 ФЗ «О государственной охране» к органам государственной охраны относится:
1. ФСО России;
2. подразделения ФСО России, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа;
3. Академия ФСО России.
В ведении ФСО России могут находиться научно-исследовательские и образовательные учреждения, а также иные организации. Таким образом, научно-исследовательские, образовательные и иные организации не относятся к органам государственной охраны.
ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.
Правовым актом, определяющим полномочия и организацию деятельности ФСО России, является Положение о ФСО России, утверждаемое указом Президента РФ. В связи с внесением изменений в ФЗ «О государственной охране» подготовлен проект новой редакции положения о ФСО России.
К подразделениям ФСО России относятся: 1) службы ФСО России, 2) управления (подразделения на правах управления) ФСО России, 3) отделы (подразделения на правах отделов) ФСО России, 4) управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, 5) центры специальной связи и информации ФСО России, 6) центры связи специального назначения ФСО России.
В настоящее время в ФСО России организовано восемь служб ФСО России и 8 управлений ФСО России.
Для реализации Президентом РФ своих полномочий территория РФ поделена на 8 федеральных округов, в пределах которых действуют управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах.
Центры специальной связи и информации ФСО России осуществляют свои полномочия в пределах соответствующего субъекта РФ.
Подразделения связи специального назначения ФСО России являются правопреемниками войск правительственной связи и обеспечивают полевую сеть специальной связи.
В настоящее время в структуре органов государственной охраны функционирует одно военно-учебное заведение – Академия ФСО России. Воронежский институт правительственной связи является филиалом Академии ФСО России.
Основные задачами органов государственной охраны закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной охране. К ним относятся:
1) прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
5) обеспечение защиты охраняемых объектов;
6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.
По характеру сходных решаемых задач в структуре органов государственной охраны выделяют:
– подразделения управления;
– подразделения охраны;
– подразделения, обеспечивающие связь для нужд органов государственной власти;
– подразделения, обеспечивающие функционирование федеральных информационных систем;
– оперативное подразделение;
– подразделения обеспечения и обслуживания;
– военно-образовательное учреждение.
Действительное и условное наименование органа государственной охраны, его внутренняя структура и наименования входящих подразделений, наименование и количество воинских должностей, должностей гражданского персонала закрепляются в штате органа государственной охраны, утверждаемом приказом ФСО России.
Деятельность органов государственной охраны осуществляется на основе принципа единоначалия, в соответствии с которым орган государственной охраны возглавляется руководителем (начальником), отвечающем за все стороны деятельности подчиненного подразделения.
Должностные права и обязанности руководителя (начальника) органа государственной охраны закрепляются в соответствующем положении о подразделении органа государственной охраны.
При изучении второго вопроса рассмотреть:
В ст. 2 ФЗ «О государственной охране» установлено, что государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров РФ. К изложенному следует добавить, что ФСО России в пределах своей компетенции издает приказы и другие правовые акты.
В зависимости от юридических свойств правовые акты о государственной охране делятся на две группы – нормативные правовые акты и ненормативные (правоприменительные или индивидуальные) правовые акты.
Под нормативным правовым актом о государственной охране понимается изданный в установленном порядке компетентным государственным органом официальный документ, устанавливающий правила поведения в сфере государственной охраны, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
В зависимости от юридической силы все нормативные правовые акты о государственной охране могут быть классифицированы следующим образом: Конституция РФ; международные договоры РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; совместные нормативные правовые акты ФСО России и иных федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты ФСО России.
Основу правовых основ государственной охраны составляет Конституция РФ, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (ст. 15).
В соответствии с Конституцией РФ (п. «м» ст. 71) безопасность государства находится в исключительном федеральном ведении, т.е. деятельность органов государственной охраны не может регламентироваться нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления РФ.
Конституция РФ устанавливает важнейшие правила государственной охраны.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О государственной охране» безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные федеральными законами, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции).
Среди межгосударственных договоров следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2007 г. ФСО России предоставлено право проведения переговоров с компетентными органами государств - участников СНГ о заключении Соглашения о взаимодействии в области обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране в государствах - участниках СНГ. Воспользовавшись предоставленным ей правом, ФСО России 10 октября 2008 г. в г. Бишкек подписало с уполномоченными государственными органами республик Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения и Украина соглашение по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране.
В связи с тем, что на органы государственной охраны в период чрезвычайного положения и военного положения могут возлагаться дополнительные полномочия, следует особо выделить федеральные конституционные законы «О военном положении» и «О чрезвычайном положении».
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, система безопасности и ее функции, а также контроля и надзора за законностью деятельности органов обеспечения безопасности определены Федеральным законом «О безопасности».
Федеральный закон «О государственной охране» определяет предназначение государственной охраны, основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.
Оперативно-розыскная деятельность органов государственной охраны урегулирована Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием (рассекречиванием) и защитой – Законом РФ «О государственной тайне».
Важное место в системе правовых актов, регламентирующих государственную охрану, занимают указы Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации», «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ», «О Государственном комплексе «Завидово» ФСО России», «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Постановления Правительства РФ в сфере государственной охраны, как правило, связаны с реализацией мер экономического и правового характера. Среди них наиболее важную роль играют постановления Правительства РФ «Об утверждении правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон», «Об учреждении государственного природного заказника федерального значения «Государственный комплекс «Таруса», «Об утверждении Правил разработки сведений, отнесенных к государственной тайне».
Ненормативные правовые акты – официальные документы, изданные по конкретным вопросам компетентным органом государственной власти или должностным лицом и носящие индивидуально-разовый характер.
По юридической силе ненормативные правовые акты о государственной охране классифицируются следующим образом: распоряжения Президента РФ; распоряжения Правительства РФ; совместные ненормативные правовые акты ФСО России и других федеральных органов исполнительной власти; ненормативные правовые акты ФСО России; ненормативные правовые акты начальников органов государственной охраны.
При изучении третьего вопроса рассмотреть:
Федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ не могут отразить всего многообразия общественных отношений, которые возникают в сфере государственной охраны. По этой причине возникает необходимость издания правовых актов органов государственной охраны, которыми являются приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Правила подготовки нормативных правовых актов ФСО России закреплены в Инструкции о подготовке нормативных правовых актов ФСО России, утвержденной приказом ФСО России от 19 мая 2005 г. № 188.
Службы ФСО России, управления ФСО России и иные подразделения ФСО России не вправе издавать нормативные правовые акты.
Подготовка проекта нормативного правового акта ФСО России осуществляется одним или несколькими подразделениями ФСО России с учетом их функций и компетенции. При наличии правовых пробелов по вопросам, решение которых входит в компетенцию подразделения ФСО России начальник подразделения ФСО России готовит рапорт на имя директора ФСО России или его заместителей с обоснованием необходимости издания нормативного правового акта ФСО России.
Сроки подготовки проектов нормативных правовых актов ФСО России определяются директором ФСО России или его заместителями. При этом сроки издания нормативных правовых актов ФСО России во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должны превышать одного месяца, если не установлен иной срок.
В ФСО России издаются: приказы ФСО России; распоряжения ФСО России; правила, инструкции и положения.
Приказ – основной вид правового акта, регламентирующего организацию повседневной деятельности органов государственной охраны.
Приказ издается для правового регулирования основных вопросов оперативно-служебной деятельности: создание, ликвидация, реорганизация подразделений; утверждение правил, инструкций, положений, и иных актов.
Распоряжение – акт правоприменительного характера, регламентирующий отдельные вопросы деятельности органов государственной охраны. Распоряжения издаются также в целях разъяснения порядка применения отдельных норм, содержащихся в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.
Правила – акт, устанавливающий совокупность определенных правил.
Инструкция – акт, регулирующий оперативно-служебные, организационные, и иные специальные стороны деятельности органов охраны.
Положение – акт, определяющий правовой статус, порядок образования, структуру, задачи, обязанности и организацию деятельности органов охраны.
Правовые акты органов государственной охраны должны отвечать определенным требованиям как по форме (внешнее качество документа), так и по содержанию (внутренне качество документа).
Внешнее качество правовых актов органов государственной охраны определяется их внешним видом и наличием всех реквизитов, предусмотренных для них требованиями государственных стандартов и нормативных актов органов государственной охраны. Как правило, начальники органов государственной охраны создают правовые акты (их первые экземпляры) на стандартных листах бумаги с помощью компьютеров.
Внутреннее качество правовых актов определяется тем, насколько, во-первых, содержание их текстов соответствует, во-первых, их целевому назначению, во-вторых, – реальной действительности, безупречно с юридической точки зрения, а также профессионально грамотно, полно, четко и ясно оно изложено. Основные требования, предъявляемые к внутреннему качеству правовых, в самом общем виде сводятся к следующим положениям.
Правовые акты не должны противоречить законодательству и должны издаваться на основе и в целях, предусмотренных законодательством. Акты нижестоящих органов государственной охраны должны, кроме того, находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих.
Правовой акт издается полномочным на то органом государственной охраны и в пределах его компетенции, иначе он не может быть признан законным. В правовых актах излагаются те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц, подписывающих эти акты. Все старшие начальники контролируют соблюдение законодательства в правовых актах, издаваемых подчиненными должностными лицами. Правовые акты, в которых допускается нарушение законодательства, подлежат отмене, а к виновным применяются необходимые меры воздействия.
В структурном отношении правовые акты должны быть составлены кратко, ясно и четко, без употребления формулировок, порождающих различные толкования документов, а также терминов и сокращений, не предусмотренных действующим законодательством.
Не допускается дублирование требований, содержащихся в ранее изданных правовых актах. При необходимости в актах могут делаться ссылки на ранее изданные правовые акты.
При изучении четвертого вопроса рассмотреть:
Ключевые полномочия в сфере руководства органами государственной охраны принадлежат Президенту РФ, так как согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» органы обеспечения безопасности подчинены Президенту РФ.
Полномочия Президента РФ по руководству органами государственной охраны быть разделены по сферам деятельности – на меры политического, организационно-правового, экономического и мобилизационного характера.
К мерам политического характера, осуществляемым Президентом РФ, относятся:
утверждение Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины РФ;
введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
введение в действие нормативных правовых актов военного времени прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени;
ведение переговоров и подписание международных договоров РФ в области обеспечения безопасности, включая договоры о государственной охране.
Среди мер организационно-правового характера выделяют:
принятие решения о предоставлении охраны лицам, замещающим государственные должности РФ, федеральным государственным служащим и иным лицам;
установление порядка предоставления государственной охраны;
принятие в соответствии с федеральными законами решения о привлечении органов охраны к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
утверждение единого перечня воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общего количества воинских должностей, замещаемых полковниками;
присвоение высших воинских званий, назначение военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождение их от воинских должностей и увольнение с военной службы;
издание указов о призыве на военную службу, на военные сборы (с указанием численности граждан, призываемых в органы государственной охраны), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Кроме того, реализуя меры организационно-правового характера, Президент РФ утверждает общевоинские уставы, флаг и эмблему ФСО России, порядок прохождения военной службы, Положение о ФСО России, Положение о Боевом знамени Президентского полка СКМК ФСО России.
В экономической сфере Президент РФ утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, что в свою очередь влечет их финансирование отдельной строкой в федеральном бюджете.
При реализации мер мобилизационного характера, связанных с руководством федеральными органами государственной охраны, Президент РФ объявляет общую или частичную мобилизацию в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ.