Вопрос 22. Структура МИД РФ. Департаменты
Центральный аппарат Министерства иностранных дел России строится по общепринятой в большинстве стран структуре. Он состоит из следующих основных структурных элементов:
·руководство министерства, состоящее из министра, первых заместителей министра, заместителей министра, директоров департаментов;
·коллегия, которая является совещательным органом при министре и помогает ему в управлении иностранными делами;
·советники при министре;
·послы по особым поручениям;
·дипломатические департаменты;
·недипломатические департаменты;
·административно-хозяйственные подразделения.
Министр иностранных дел России (далее министр) – назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ, и распределяет обязанности между ними. Что касается прав министра, то он:
1. руководит деятельностью МИДа, утверждает положения о его структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных организациях;
2. определяет компетенцию должностных лиц системы МИДа в решении организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;
3. издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности центрального аппарата МИДа, загранпредставительств, представительств МИДа на территории Российской Федерации, подведомственных организаций;
4. вносит предложения о назначении или об отзыве послов РФ в иностранных государствах и представителей РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении или об освобождении глав государственных и правительственных делегаций РФ;
5. представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, по поручению Президента РФ, Правительства РФ подписывает международные договоры России; представляет МИД во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями.Кроме того, министр имеет право:
6. в пределах своей компетенции назначать на должность и освобождать от должности руководящих работников центрального аппарата МИДа и загранпредставительств, а также других работников системы МИДа;
7. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата МИДа и его представительств на территории Российской Федерации, а также штатное расписание загранпредставительств в пределах установленных фонда оплаты труда и численности их работников
8. присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1-го класса включительно, а также представлять Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1-го и 2-го класса.
9. несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МИД задач и осуществление им своих функций.
Коллегия, образованная в МИДе РФ, состоит из министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы МИДа. Члены коллегии МИДа, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИДа и принимает большинством голосов ее членов соответствующие решения в форме постановлений, которые реализуются, как правило, приказами министра. Особая роль с точки зрения повседневного оперативного дипломатического руководства принадлежит дипломатическим департаментам, которые в соответствии с общеизвестной практикой подразделяются на территориальные и функциональные департаменты. Так территориальные департаменты ведают вопросами внешних сношений с определенными группами стран. При этом страны группируются, как правило, по региональному признаку. К территориальным департаментам МИДа РФотносятся, например:
àПервый Европейский департамент(ЕД)
àВторой ЕД
àТретий ЕД
àЧетвертый ЕД
àПервый департамент стран СНГ (ДСНГ)
àВторой ДСНГ
àТретий ДСНГ
àЧетвертый ДСНГ
àДепартамент Ближнего Востока и Северной Африки
àДепартамент Африки
àПервый департамент Азии (ДА)
àВторой ДА
àТретий ДА
àЧетвертый ДА
àДепартамент Северной Америки
àЛатиноамериканский департамент
Основные направления деятельности руководства и дипломатических департаментов МИДа РФ Что касается функциональных департаментов , то они, как правило, ведают общими объединенными по предмету группами вопросов международных отношений, например, вопросами международных организаций, информации, консульских, правовых отношений и т.д.
В структуре МИДа РФ такими департаментами (управлениями), к примеру, являются:
ÄДепартамент консульской службы
ÄДепартамент общеевропейского сотрудничества
ÄДепартамент государственного протокола
ÄПравовой департамент
ÄДепартамент международных организаций
ÄДепартамент по международному гуманитарному и культурному сотрудничеству
ÄДепартамент по разоружению и контролю за военными технологиями
ÄДепартамент информации и печати
ÄУправление внешнеполитического планирования
Кроме территориальных и функциональных дипломатических департаментов в структуре МИДа РФ имеются и департаменты
недипломатического характера, например:
qИсторико-документальный департамент
qВалютно-финансовый департамент
qДепартамент кадров
qДепартамент –Исполнительный секретариат
qДепартамент по связям с субъектами РФ, парламентом и общественно-политическими организациями. Наконец, в структуре министерства имеется
ряд административно-хозяйственных подразделений, которые носят в основном вспомогательный характер и обслуживают весь центральный и заграничный аппарат МИДа. К ним, например, относятся:
·Департамент капитального строительства и собственности за рубежом
·Департамент по административным вопросам
·Департамент управления
делами МИДа
·Главное Управление по делам обслуживания дипломатического корпуса