Консульская служба и ее функции

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА— неотъемлемая часть российской дипломатической службы. Она призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов государства, его юридических и физических лиц.

КОНСУЛЬСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ— государственный орган внешних сношений, осуществляющий в пределах соответствующего консульского округа на территории го­сударства пребывания консульские функции от имени своего государства.

ДЕПАРТАМЕНТ КОНСУЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ— является функциональным структурным подразделением МИД России. Департамент направляет и координирует деятельность консульских учреждений.

Консульская служба как неотъемлемая часть российской дип­ломатической службы призвана обеспечить в рамках своих функ­ций и задач защиту прав и интересов государства, его юридичес­ких и физических лиц в отношениях с иностранными государства­ми, их ведомствами, организациями и частными лицами. Сохра­няя функционально самостоятельный характер, консульские отно­шения между государствами являются составной частью диплома­тических отношений. Институт консульской службы играет важ­ную роль в обеспечении международных, межгосударственных и внешнеэкономических связей. Консульское право непосредствен­но связано с правом дипломатическим и является особой отраслью международного публичного и частного права. С учетом проис­шедших после распада СССР изменений в сфере международных отношений, когда в них включились дополнительно тысячи юри­дических и физических лиц, когда существенно возросла междуна­родная экономическая и политическая активность субъектов Рос­сийской Федерации и идет широкий процесс врастания России в международные структуры и рыночные отношения, значение кон­сульской службы и ее учреждений объективно возрастает.

Ныне российская консульская служба имеет 209 загранучреждений в 138 странах мира. Они обеспечивают консульское обслу­живание внешних связей Российской Федерации, содействуют расширению экономических, торговых, гуманитарно-культурных, научно-технических и туристических связей, развитию дружест­венных отношений с иностранными государствами.

Основным многосторонним нормативным актом, определяю­щим консульские отношения, является Венская Конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г.[87] (поскольку консульские функции вы­полняются также дипломатическими представительствами, в каче­стве нормативного акта их регулирующего в определенной мере выступает Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Венская Конвенция 1963 г. регламентирует порядок уста­новления консульских отношений и создания консульских учреж­дений, определяет основные консульские функции, привилегии и иммунитеты консульств и персонала, формы и методы их работы. Венская Конвенция не ограничивает прав ее участников в отноше­нии других международных соглашений по консульским вопросам, не препятствует им заключать новые конвенции и соглашения, до­полняющие и конкретизирующие ее положения.

В качестве примера можно назвать многосторонние договоры между странами СНГ, Европейскую конвенцию о консульских функциях, Шенгенское соглашение о контроле лиц, пересекаю­щих внешние границы ряда стран — членов Европейского Союза, а также действующий Консульский Устав в редакции 1976 г. (новый Устав находится в стадии разработки).

Правовое регулирование деятельности консульских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательст­вом: Конституцией Российской Федерации, федеральными зако­нами[88], указами и распоряжениями Президента Российской Феде­рации, в частности Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, Положением о консульском учреждении Российской Федерации[89], нормативными актами и указаниями МИД России, а также многосторонними и двусторонними конвенциями и согла­шениями, учитывая законы, правила и обычаи государства пребы­вания. Все эти нормы в совокупности представляют собой кон­сульское право, регулирующее статус, функции и полномочия консульских учреждений и их персонала.

Являясь составляющей частью государственной службы в целом, консульская служба руководствуется также принципами и нормами Федерального закона «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» и другими законодательными актами, определяющими функционирование органов государственной власти. В этом контексте на нее возлагаются задачи активного участия в обеспечении реализации Концепции внешней политики Российской Федерации, в том числе таких ее установок, как «за­щита интересов личности, общества и государства», «всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом», «содействие развитию национальной экономики путем широкого включения России в систему мирохозяйственных связей» на основе международного права и действующих междуна­родных соглашений.

Особо следует остановиться на утвержденном 5 ноября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации № 1330 «Положении о консульском учреждении Российской Федерации»[90]. Согласно этому нормативному акту, российское консульское учреждение — это государственный орган внешних сношений Российской Федера­ции, осуществляющий в пределах соответствующего консульского ок­руга на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывает­ся по решению Правительства Российской Федерации на основа­нии международного договора Российской Федерации с соответст­вующим иностранным государством.

Консульские учреждения входят в систему МИД России и под­чинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В Положении подроб­но сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений. Главные из них:

- защита в государстве пребывания прав и интересов Россий­ской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;

- распространение в консульском округе официальной инфор­мации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

- оказание содействия гражданам Российской Федерации, на­ходящимся в пределах консульского округа, в реализации их изби­рательных прав и права на участие в референдуме;

- осуществление нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, уста­новления опеки и попечительства, легализации документов, реше­ние проблем, касающихся наследства;

- представительство граждан России в судебных и иных уч­реждениях страны пребывания;

- принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоу­стройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

- формирование банков данных по законодательству государ­ства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересо­ванным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не за­прещенных законодательством государства пребывания;

- содействие установлению и развитию связей с соотечествен­никами, проживающими в пределах консульского округа;

- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных об­менов и визитов официальных делегаций.

В настоящее время Россия как правопреемник бывшего Со­ветского Союза продолжает осуществлять права и выполнять обя­зательства, вытекающие из международных договоров, в том числе и по консульским вопросам. Консульские конвенции и договоры имеются с 78 странами. Кроме того, с этими странами подписано свыше 300 договоров и соглашений по конкретным вопросам кон­сульских отношений.

Наши рекомендации