Международные следственные и согласительные комиссии
Следственные комиссии
международные, постоянные или временные органы, учреждаемые на основании специальныхсоглашений для расследования фактических обстоятельств и истинных причин возникновениямеждународного спора. Могут создаваться как спорящими государствами, так и международнымиорганизациями (см. также Споры международные).
Впервые положения о международных С. к. были включены в Гаагские конвенциио мирном решениимеждународных столкновений 1899 и 1907. Первым примером обращения к С. к. было расследование спорамежду Россией и Великобританией в связи с Доггербанкским инцидентом 1904 (см. Доггер-банка).
Согласно Гаагской конвенции 1907, задача С. к. — облегчить разрешение международных споров путёмвыяснения их фактических обстоятельств. Доклад С. к. не имел характера третейского решения, засторонами сохранялась полная свобода воспользоваться выводами С. к. по своему усмотрению.
Положения Гаагской конвенции 1907 послужили образцом при разработке других многосторонних актово мирном разрешении международных споров (например, Договор об избежании или предупрежденииконфликтов между американскими государствами от 3 мая 1923, т. н. договор Гондра).
Устав ООН создал прочную юридическую основу для повышения эффективности мирных средствразрешения международных споров, в т. ч. и следственной процедуры. Возможность обращения государств кмеждународной С. к. предусмотрена в п. 1 ст. 33 Устава ООН, в Декларации принципов международногоправа 1970 и Декларации об укреплении международной безопасности 1970, а также в ряде многостороннихи двусторонних договоров по специальным вопросам.
Для урегулирования споров государства вправе создавать следственные или согласительные комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН, прибегать к «обследованию»).Следственные комиссии имеют своей задачей точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии, помимо установления фактической стороны спора, вносят предложения по его урегулированию. Комиссии не решают спор по существу. Это делают сами спорящие стороны на основании выводов согласительных или следственных комиссий.
Порядок формирования и функционирования следственных и согласительных комиссий регулируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений (1907). Комиссии создаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, как правило, из граждан спорящих сторон с участием представителей государств, не участвующих в споре. Решения комиссий по существу спора принимаются большинством голосов в присутствии всех членов комиссии, и они не обязательны для спорящих сторон. В практике международных отношений известны случаи обращения к следственным и согласительным комиссиям.
Внешнеполитическая практика Российского государства породила разновидность согласительных комиссий – институт пограничных представителей для разрешения пограничных инцидентов и конфликтов, являющийся по существу своеобразной формой постоянной согласительной процедуры.
Следственные и согласительные комиссии – относительно новое средство разрешения международных споров. Впервые возникло в 17-18вв.
Впервые в международных документах порядок назначения следственных и согласительных комиссий был установлен в Гаагских конвенциях о мирном разрешении международных столкновений 1899-1907 гг.
Порядок назначения следственных и согласительных комиссий определен в Уставе ООН.
Следственные и согласительные комиссии – группа экспертов, назначенных сторонами спора.
Каждая из сторон может назначить своих экспертов по своему усмотрению. Количество экспертов, назначенных одной из сторон, должно быть четным. Стороны назначают равное количество экспертов.
Эксперты выбирают председателя комиссии, но председатель выбирается не из членов самой комиссии.
Среди экспертов, которые входят в комиссию, только 1 эксперт может быть гражданином государства, являющегося стороной спора.
Процедура проведения расследования/согласительной процедуры устанавливается в договоре между сторонами спора.
Следственные и согласительные комиссии должны рассматривать только те вопросы, которые переданы на их рассмотрение сторонами, и могут рассматривать только те материалы, которые переданы сторонами.
Цель следственной комиссии – расследовать причины возникновения спора, поэтому следственным комиссиям разрешается прибегать к помощи детективов/узких специалистов, если в этом есть необходимость.
Согласительные комиссии разрабатывают варианты решения спора. Будут применяться, если с ним согласятся стороны. Т.е. решение следственной/согласительной комиссии является рекомендательным для сторон, если в договоре о ее учреждении не указано иное.
Согласительные комиссии
органы, создаваемые в соответствии с Уставом ООН для выработки условий урегулированиямеждународного спора. Порядок образования и деятельности С. к. регламентирован Общим актом о мирномразрешении международных споров 1928, который был подтвержден (с поправками) ГенеральнойАссамблеей ООН в 1949 (ратифицирован всего 6 государствами и в силу не вступил). В случаедоговоренности о применении согласительной процедуры спорящие государства сами определяют в каждомконкретном С. к. Обращение к С. к. предусмотрено во многих международных договорах, в том числезаключенных СССР, например в конвенциях о согласительной процедуре, заключенных СССР с Германией(1929), Финляндией (1932), Польшей (1932), Францией (1932).
Своеобразным видом С. к. является институт пограничных комиссаров (См. Пограничные комиссары).