Методы идеологического воздействия
Самые привлекательные идеи, самые верно поставленные задачи реализуются не сами по себе, а через определенные методы воздействия на человека.
Метод (от греч. μέθοδος – «светильник разума») – совокупность правил
и действий, которые необходимо соблюдать и совершать, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Методом идеологического воздействия называется совокупность правил и способов, применение которых обуславливает выполнение функций и достижение целей идеологической работы.
Классифицировать современные методы идеологического воздействия можно по разным основаниям. В зависимости от того, на что и как воздействуют идеологические методы на аудиторию, их делят на вербальные и визуальные.
К вербальным методам относят широкий спектр правил и приемов речевого воздействия, рассчитанных на осознанное восприятие объектом идеологического воздействия сообщаемой информации. К таким методам относят: аргументацию (вербальную деятельность идеолога по склонению аудитории (собеседника, читателя) к принятию определенной точки зрения с помощью различных доводов). Если доводы, используемые в аргументации, и ее точка зрения являются истинными, то такая аргументация называется доказательством. Чтобы доказательство было правильным, оно должно соответствовать законам (правилам) логики. Согласно им точка зрения и доводы доказательства должны быть истинными независимо друг
от друга, точка зрения должна быть сформулирована четко, недвусмысленно и т. д.
Убеждение как формирование эмоциональной и ценностной привязанности человека к определенной точке зрения отличается от уговаривания (эмоционального побуждения аудитории (собеседника) отказаться от его точки зрения и принять нашу,а также внушения (побуждения аудитории (собеседника) принять без доводов и критического осмысления сказанное на веру). Механизмы внушения связаны, как показал З. Фрейд, с сублимацией – бессознательным переключением сознания человека с одного вида деятельности на другой, вытеснением, психологической компенсацией, перенесением или проекцией. Механизм проекции реализуется в процессе переадресовки нежелательных по каким-либо соображениям сообщений другому адресату. Например, недовольство и раздражение людей с помощью внушения нередко переключают, персонифицируя причины раздражения, т. е. направляют общественное мнение по «ложному следу» и др.
Внушение иногда совпадает с принуждением (побуждением человека сделать что-либо против его воли с помощью физической силы или угроз по ее применению, а также аргументов к силе и др.). Следует отметить, что при использовании принуждения аудиторию (собеседника) не рассматривают в качестве свободного
и ответственного партнера, и поэтому оно обычно не считается эффективным
и цивилизованным методом идеологического воздействия[40].
Вербальные методы идеологического воздействия тесно связаны с различными приемами. В литературе эти приемы нередко классифицируются в соответствии с жанрами речевого воздействия[41]. Приемами вербального воздействия являются следующие.
1. Социальные воздействия. Здесь не происходит передачи информации
как таковой, но осуществляются определенные обиходно-бытовые, межличностные, ритуальные и прочие социальные акты: приветствия, представления, благодарности, извинения и т. д.
2. Волеизъявления. К данной группе можно отнести приказ, повеление, призыв, указание, совет, пожелание. К реакциям на волеизъявление относятся согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение, запрет.
3. Оценочные и эмоциональные речевые воздействия. Направлены на чувства собеседников и характеризуются особым эмоциональным строем речи (восклицания, интонации). Включают в себя морально-этические и социально-правовые оценки – положительные (похвала, одобрение, защита, оправдание) и отрицательные (порицание, осуждение, обвинение), собственно эмоциональные (одобрение, утешение).
Визуальные методы предполагают использование различных средств наглядности при проведении идеологической работы. Наглядные средства помогают лучше осмыслить содержание информации, полнее уяснить задачу, стоящую перед коллективом. Они усиливают действие слова (текста) с помощью образного восприятия. Эффективность данных методов подтверждается исследованиями психологов, которые утверждают, что человек запоминает в среднем 10 % того, что слышит, и 50 % того, что видит.
Традиционно наглядные средства разделяют на три вида:
· словесно-образные (факты, примеры, художественное слово, видео и т. п.);
· предметные (рисунки, графики, таблицы, схемы, фото и т. д.);
· «традиционные» (макеты, стенды, плакаты).
Первый вид наглядных средств тесно связан с вербальными методами. Он широко используется в пропаганде, агитации, информировании.
Преимуществами использования наглядных средств в идеологической работе являются:
· ненавязчивость подачи информации (информация воспринимается каждым самостоятельно без учета мнения других (родителей, наставников, руководства), при этом нивелируется возможное негативное отношение к ней со стороны других субъектов);
· образность и глубина информационного материала (его влияние на подсознание, запоминание и т. д.);
· доступность (стенды с наглядной агитацией, например, «могут работать» круглые сутки и на всю целевую аудиторию без ограничений);
· технологичность – развитие современных информационных технологий позволяет изготавливать наглядные средства быстро и качественно, использовать различные методики его демонстрации (как традиционные (на бумажных носителях
и стендах), так и гипермедийные).
На практике визуальные и вербальные методы тесно взаимодействуют друг
с другом, нередко усиливая друг друга.
По другим основаниям методы идеологического воздействия можно разделить: на методы воздействия на формирование сознания личности (общества); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности и др.
В литературе основнымиметодами воздействия на формирование сознания называютсяинформирование, разъяснение, убеждение, внушение.
Информирование может осуществляться при помощи как вербальных,
так и невербальных методов. Среди вербальных методов можно отметить:
· повествование – рассказы или истории, построенные вокруг некой центральной мысли и заканчивающиеся развязкой, которая придает всему рассказу смысл
и интерес. Основная цель идеологического повествования – преподнести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения;
· описание – рассказ о том, что представляет из себя данный объект, процесс;
· объяснение процессов.
Цель разъяснения – добиться понимания какой-либо информации от того,
на кого она рассчитана. Эффективность разъяснения зависит от:
· четкого определения его цели и задачи, принятия этой цели слушателями (на его эффективность влияет значимость, интрига и интерес);
· отношения слушателей к содержанию и авторитету того, кто разъясняет
и что разъясняется;
· желания и возможности понять потребности и интересы того, кому разъясняют.
В дополнение к тому, что нами уже было сказано о внушении и убеждении, отметим, что «…если имеется полное и безоговорочное доверие слушающего к говорящему, то слова второго вызывают у первого те самые представления, образы
и ощущения, какие имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием самого слушающего, но не посредствам другого лица» (Б. Н. Поршнев).
С одной стороны, под влиянием внушения в сознании человека могу возникнуть иллюзорные представления о тех или иных явлениях, ошибочные суждения
и оценки, стереотипы. С другой стороны, создать необходимый настрой у аудитории, перевести внимание с одного объекта на другой, запечатлеть в сознании людей то или иное событие, факт только рациональными методами иногда невозможно.
Убеждение является способом воздействия, который, в отличие от разъяснения, затрагивает не только познавательную, но и эмоциональную и рациональную сферу личности. Степень эффективности убеждения зависит от:
· авторитета убеждающего (чем выше авторитет, тем менее критично воспринимается информация);
· отношения убеждающего к тому, в чем его хотят убедить (обязательным является эмоциональное переживание);
· того, ощущает ли убеждающий некоторое психологическое превосходство над убеждаемыми;
· уверенности убеждающего в том, что он достигнет цели;
· отношения убеждаемых (если убеждаемые настроены нелояльно, то говорят о том, что они имеют предубеждение; предубеждение – установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия).
К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности можно отнести инструктаж, интерактивные методы.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. С их помощью воздействие оказывается на эмоциональную сферу личности, ее потребности, на пробуждение у нее нового чувства или переживания. В одних случаях стимулы используются для активизации (или торможения) поведения личности (оценочные методы: похвала, замечание, организация обсуждений, способствующих формированию общественного мнения, одобрение, поощрение, осуждение и порицание, популяризация лучшего опыта и т. д.), в других – в результате длительного стимулирования (создания стимулирующей среды) воспитываются устойчивые эмоциональные отношения личности.
По другим основаниям методы идеологического воздействия можно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные.
К пассивным (методы линейного воздействия) методам относятся те, при которых влияние субъекта идеологического воздействия сопровождается явной пассивностью его аудитории. Это информирование при помощи лекции, стендов наглядной агитации и т. д.
Активными методами являются методы, при использовании которых субъект идеологического воздействия остается в центре, а объекты воздействия проявляют определенную активность (например, задают вопросы, отвечают на вопросы анкеты и т. д.).
Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия) построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками идеологического процесса. Используя их, субъект идеологического воздействия не находится в центре, а идеологическое воздействие идет не только по направлению от субъекта (идеолога) к объекту (аудитории, человеку), но и по направлению от объекта к объекту, от объекта к субъекту. Примером таких методов могут служить дискуссии, деловые игры, сенситивные тренинги, организация и участие в массовых мероприятиях и т. д.
Эффективность каждой из групп методов можно охарактеризовать древнекитайской пословицей: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Важно также не забывать о том, что методы идеологического воздействия – это такое «блюдо», которое готовится не для поваров, а для гостей.
Еще одной важной группой методов идеологической работы являются методы изучения общественного мнения и настроений населения, трудовых коллективов. Их сложно однозначно отнести к какой-либо из описанных выше групп методов,
так как они в меньшей степени используются для непосредственного идеологического воздействия, а скорее применяются на уровне подготовки и организации такого воздействия, на уровне субпропаганды.
Существует три класса методов сбора и анализа данных относительно общественного мнения, настроений и др.
· Прямое наблюдение (прямая регистрация событий наблюдающим). Особенностью наблюдения является то, что оно подчинено ясной исследовательской цели
и четко сформулированным задачам, планируется по заранее обдуманной процедуре, все его данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, информация, полученная путем наблюдения, должна контролироваться на обоснованность, устойчивость и т. д.
· Анализ документов. Документом в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте,
на фото- или кинопленке и др. Используя данный метод, следует убедиться в достоверности сведений, содержащихся в документе. Анализ документов может быть
как качественным, так и количественным. В наши дни существуют специальные программы по количественному анализу документов.
· Опросы. Это наиболее часто используемый прием получения информации
о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Применяя их, не следует забывать о том, что о намерениях людей точнее скажут их поступки, а не слова. Вместе с тем идеологу нельзя недооценивать внутренний мир человека, его субъективные состояния, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются или могут проявиться в иных условиях и в других ситуациях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые интересные для идеолога ситуации, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и других субъективных состояний отдельных лиц и их групп, общностей. Выделяют два класса опросов: интервью и анкетные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. Ответы регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы делятся
на открытые и закрытые. В открытых опросах респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в исследованиях общественного мнения и содержит всего три-четыре пункта основной информации, а также несколько пунктов, связанных с «паспортичкой» (демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых). Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.
Какими бы методами идеологического воздействия и идеологической работы идеолог не пользовался, они должны соответствовать определенным правилам (законам) (логики, психологии, аргументологии), специально отбираться и эффективно использоваться в конкретных условиях времени и места. Выбор для использования методов идеологического воздействия осуществляется в зависимости от поставленных целей и задач, личности и ресурсов субъекта воздействия, особенностей объекта и условий, при которых будет осуществляться воздействие.