Введение
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Пособие
Под общей редакцией В. И. Чуешова
Рекомендовано
редакционно-издательским советом
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
|
УДК 321.01(476)(075.8)
ББК 66.0(4Беи)я73
И29
А в т о р ы:
д-р филос. наук, проф. В. И. Чуешов (введение, тема 5);
канд. ист. наук И. В. Жилинская (введение, темы 4, 5);
начальник главного идеологического управления
Минского облисполкома Р. И. Трухан (тема 2); д-р пед. наук, проф. В. А. Мельник (тема 1);
Л. М. Беленкова (тема 5); Н. П. Козыренко (темы 3, 8);
канд. филос. наук, доцент И. И. Таркан (темы 3, 8); Б. М. Соколов (темы 4, 6);
канд. филос. наук, доцент В. Е. Астаповский (тема6);
канд. ист. наук, доцент С. Ф. Шимукович (тема 7);
канд. социол. наук, доцент Г. Ф. Бедулина (тема 9, приложения 8, 9);
канд. филос. наук, доцент В. П. Позняк (тема 10);
канд. ист. наук, доцент В. А. Елфимов (тема 11);
д-р техн. наук, проф. А. В. Ивановский (тема 12);
д-р биол. наук, проф. А. Б. Чещевик (приложения 3–5)
Р е ц е н з е н т ы:
доктор философских наук, профессор Л. Е. Криштапович;
кандидат исторических наук, доцент М. Н. Кустовский
|
ISBN 978-985-527-133-9.
Раскрывается сущность идеологической работы и ее роль в механизме функционирования идеологии белорусского государства, выявляются цели, задачи, направления, основные формы и методы идеологической работы, специфика ее проведения
в учебных и трудовых коллективах, в сети Интернет.
Пособие предназначено для слушателей Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальностям «Государственное управление
и идеология» и «Государственная идеология и управление человеческими ресурсами». Оно также может быть использовано студентами Института управленческих кадров.
УДК 321.01(476)(075.8)
ББК 66.0(4Беи)я73
ISBN 978-985-527-133-9 |
Республики Беларусь, 2013 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..5
Тема 1. Идеологическая работа в механизме функционирования идеологии белорусского государства. 12
Тема 2.Особенности идеологической работы в современных условиях. 26
Тема 3. Традиции и инновации в политической культуре современного
белорусского общества и проблемы идеологической работы.. 40
Тема 4. Политическая символика в идеологической работе. 55
Тема 5. Методы и формы идеологической работы.. 70
Тема 6. Организация идеологической работы в трудовом коллективе. 94
Тема 7. Организация работы идеологического актива предприятия.
Формирование корпоративной культуры.. 107
Тема 8. Особенности идеологической работы с молодежью.. 127
Тема 9. Роль и влияние идеологической работы в учреждениях общего среднего и высшего образования на процесс
политической социализации молодежи. 143
Тема 10. Этические нормы и ценности как методологическая основа
формирования имиджа идеологического работника. 158
Тема 11. Речевые коммуникации и полемика в идеологической работе. 166
Тема 12. Использование современных информационных систем
в идеологической работе. Информационное противоборство
в социальных сетях интернет. 177
Литература и документы, рекомендуемые к изучению.. 199
Приложения……………………………………………………………………….210
ВВЕДЕНИЕ
Идеологический вакуум, образовавшийся на территории нашей страны в связи с распадом СССР и началом парада суверенитетов, после победы на выборах первого Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и по его инициативе стал успешно и поступательно вытесняться творческим процессом строительства новых идейных устоев жизни белорусского общества.
Сегодня этот, еще незавершенный, процесс уже имеет непреходящие результаты. Республика Беларусь превратила провозглашенный де юре суверенитет
в государственный суверенитет де факто. В сфере государственного строительства
и государственного управления ей удалось обеспечить политическую устойчивость
и найти действенные механизмы решения многообразных проблем социально-экономического развития. В республике функционирует современный промышленный и аграрный сектор, созданы благоприятные условия для умножения антропологического (человеческого, социального, культурного) капитала.
Накопленный в Республике Беларусь антропологический капитал, несмотря
на последствия аварии на Чернобыльской АЭС, вызовы современной глобализации, непрекращающиеся волны мировых финансово-экономических кризисов, неблагоприятные изменения социально-демографической ситуации, трансформацию социально-классовой структуры общества, систем верований и убеждений различных слоев людей и т. д. и т. п., позволил стране состояться. Это оказалось возможным
во многом благодаря энергичной деятельности Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, формированию отечественной системы государственного управления, совокупным усилиям трудолюбивого белорусского народа. Не в последнюю очередь этому мы обязаны и преодолению идейной неопределенности, формированию идеологической вертикали государства и достижению в нашем обществе идеологического соглашения. Одной из составных частей данного соглашения стало сегодня уже почти общепринятое понимание того, что государство и общество,
не опирающиеся на солидный идейный фундамент или идеологию практических действий по улучшению жизни людей обречены на торможение, нерациональное производство общественных благ.
Современное белорусское общество характеризуется консолидирующей системой идей, сплачивающих различные слои его населения. Эта, теоретически оформленная система идей, отражающая глубинные интересы различных социальных групп и слоев нашего народа, является идеологией белорусского государства.
Роль идеологии государства в жизни общества трудно переоценить. Как заметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко: «Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным»[1].
Опыт Советского Союза, где была создана отлаженная и эффективно действующая система идеологии (разрушенная в результате его распада), а также благополучных
в материальном отношении западных обществ (США и другие, в которых идеология,
как правило, реализуется под лозунгом защиты национальных интересов) свидетельствует о том, что идеология и идеологические установки не только успешно функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством. Это объясняется тем, что любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет его граждан, является общей платформой
для согласованных действий во всех областях жизнедеятельности.
Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов, в условиях современной глобализации и системной трансформации общества, которая осуществляется ныне
в Беларуси.
На современном этапе развития белорусского общества именно идеология белорусского государства может выступить общенациональной парадигмой цивилизационного развития Беларуси, а эффективная идеологическая работа является важнейшим механизмом реализации стратегических задач общества и государства в практические действия.
Что означает понятие идеологии в современном белорусском контексте, ясно сказано в докладе А. Г. Лукашенко на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в конце марта 2003 года: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных
в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставили»[2].
Следует обратить особое внимание на такие важные элементы этого определения, как убеждения и волевые акты. Действительно, без твердой воли и убежденности идеология не сможет овладеть массами, а идеологическая работа не даст результата. Волевые усилия и убеждения самого идеолога позволяют ему правильно
и своевременно трансформировать теоретические положения в конкретные лозунги практической работы. Сказанное в докладе Главы государства А. Г. Лукашенко
на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских
и местных государственных органов 27 марта 2003 г. относительно идеологии
и идеологической работы усилиями идеологических работников всех уровней должно обрести форму доступных всемлозунгов, призывающих к конкретным действиям
во имя достижения лучшего будущего нашего Отечества. Важную роль в формировании и развитии идеологической сферы белорусского общества, повышении эффективности идеологической работы сыграл Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» (см. прил. 1).
В рамках реализации данного Указа в республике была сформирована идеологическая вертикаль, созданы организационно-методические и материально-технические предпосылки для идеологической работы (см. приложение 2–5).
Согласно Указу, руководители государственных и иных организаций Республики Беларусь несут персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективах. Непосредственная организация этой работы возлагается
на одного из заместителей руководителя. Поэтому в наши дни руководителям организаций разных уровней важно формировать и развивать у себя идеологические компетенции, ни на секунду не упуская из виду, что они являются представителями отечественной идеологической вертикали.
Современный руководитель должен четко понимать не только важнейшее значение, но и специфику идеологической работы, ее особенности в современных условиях.
В связи с этим будут упрощенными и даже ошибочными представления о том, что идеологическая работа ограничивается лишь некими формальными обязательными мероприятиями, приуроченными к определенным историческим датам и социально-политическим событиям. Несмотря на то что в идеологической работе самое пристальное внимание всегда уделялось знаменательным датам и социально-политическим событиям, ее сведение лишь к праздничным мероприятиям затемняет суть идеологической работы как неотъемлемого компонента государственной политики.
Являясь стержнем всей государственной политики, идеологическая работа
не может быть фрагментарной, она должна быть целостной, системной, последовательной на всех уровнях государственной власти, во всех государственных организациях и общественных объединениях. Это предъявляет повышенные требования
к уровню идеологической подготовки и компетентности руководителя в наши дни.
Идеология является совокупностью действующих, работающих идей. Ее создание, пропаганда и соединение с жизнью является особым, очень сложным и ответственным видом труда. Результаты идеологической работы в стране в целом, ее различных регионах и на отдельных предприятиях прямо или косвенно сказываются на нашей экономике, политике, культуре.
В связи с этим актуальным является дальнейшее совершенствование уже сложившейся в Республике Беларусь системы идеологической работы не только на национальном уровне, но и на местах, в трудовых коллективах, учреждениях образования и т. д. Освоить теорию, получить знания, умения и навыки технологии и практики идеологической работы призвана дисциплина «Идеологическая работа в Республике Беларусь».
В результате ее освоения слушательдолжен
знать:
· основные цели и формы идеологической работы;
· формы и методы идеологического воздействия;
· принципы планирования идеологической работы;
· возможности использования информационных технологий в идеологической работе;
уметь характеризовать:
· жизненно важные интересы и ценности современного белорусского общества;
· ценностные ориентации членов трудового коллектива;
· влияние СМИ на формирование общественного мнения;
· требования работника к трудовому коллективу;
· требования коллектива к работнику;
· роль пропаганды и агитации в идеологической работе;
уметь анализировать:
· состояние идеологической работы в трудовом коллективе;
· политические программы и документы;
· особенности идеологической и воспитательной работы с молодежью;
· проблемы и ситуации, возникающие в ходе организации и реализации идеологической работы в трудовом коллективе;
приобрести навыки:
· публичного выступления в различных аудиториях, ведения полемики;
· подготовки единого дня информирования;
· оценки конкретных ситуаций, обоснования рациональных способов их разрешения и программирования собственных действий в ходе идеологической работы.
Целями данной учебной дисциплины являются формирование и повышение профессиональной компетентности специалистов в области государственного управления и идеологии, управления человеческими ресурсами; приобретение знаний теории и методологии идеологической работы, умений пропагандировать и отстаивать ценности и приоритеты белорусского государства.
Освоение данной дисциплины призвано способствовать формированию следующих компетенций:
1) социально-личностных:
· иметь высокую моральную ответственность за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей;
· быть эмоционально устойчивым, тактично и доброжелательно относиться
к коллегам по работе и гражданам при решении их личных вопросов;
· иметь высокий уровень патриотизма и гражданской ответственности;
· обладать качествами толерантности и веротерпимости;
· уметь работать в коллективе;
2) академических:
· владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для формирования и реализации важнейших направлений государственной политики;
· готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;
· контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
· использовать технологии эффективной коммуникации в своей профессииональной деятельности;
· выявлять проблемы, определять цели, выбирать оптимальные варианты решения, оценивать результаты и последствия принятых управленческих решений;
· знать этические принципы и нормы деловых отношений;
3) профессиональных:
· оценивать современное состояние, причины появления проблемных ситуаций
и конкретные проблемы социально-политического развития объекта;
· разрабатывать инструментарий и технологии реализации политических решений;
· устанавливать приоритетные направления социально-экономического и политического развития объекта;
· применять на практике политические технологии;
· разрабатывать планы идеологической работы организаций;
· предвидеть и оценивать последствия принимаемых решений в области политического и социально-экономического развития объекта управления;
· уметь работать с документами, отражающими идеологию белорусского государства и социально-политическое развитие страны;
· уметь организовывать и осуществлять воспитательную работу в организации;
· уметь организовывать и осуществлять взаимодействие с общественными формированиями, общественностью и средствами массовой информации;
· знать и уметь определять формы и методы укрепления дисциплины и законности в организации.
В подготовке данного пособия принимали участие ученые Академии управления при Президенте Республики Беларусь и практики, занимающиеся организацией и проведением идеологической работы.
Авторы пособия выражают искреннюю благодарность сотрудникам Администрации Президента Республики Беларусь, критические замечания и всесторонняя помощь которых сыграли важную роль в создании пособия*.