Синергетический эффект, закон синергии и механизм его действия в социальных организациях
СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности).
Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта.
Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.
В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.
По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих.
При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и изменение во времени.
Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом.
Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.
Закон синергии и в организациях и на предприятиях проявляется через сотрудничество. Вот почему бригадная форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная.
Однако следует иметь в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше.
Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную – разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств.
Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального или преступного подхода к порученной деятельности.
2. Реализация синергетического закона
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, чтобы ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.
Синергетический эффект может быть получен за счёт:
Организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.);
Организации труда;
Организации производства;
Коллективного принятия решений;
Организация оперативного производственного планирования и управления и др.
Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон:
• Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии.
Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.
• Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.
Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.
• Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии.
Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.
5.Культура в узком и широком смысле: в чем заключается их сущность.
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Материальная культура - Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
Духовная культура - Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей, тем не менее, полагают, что оно все же существует.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.
Типология культуры
Связь с религией - Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность - Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
Регионально-этническая особенность - Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества - Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад - Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности - Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией - Сельская и городская культуры
Специализация - Обыденная и специализированная культуры
Уровень мастерства и вид аудитории - Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Основные формы культуры
Элитарная - Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
Народная - Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) Массовая - Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)
Разновидности
Субкультура - Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
Контркультура - Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
• Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени
• Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке
• Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству
Негативное
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей
• Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
• Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.)
• Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
• Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все, новые и новые рынки продукции, нацеленные, прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.