Законы и принципы теории организаций

Законы теории организации:

Законы и принципы теории организаций - student2.ru Законы и принципы теории организаций - student2.ru Законы и принципы теории организаций - student2.ru 1. Закон синергии для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал все­гда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо суще­ственно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидатель­ный характер.

2. Закон самосохранения каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой по­тенциал (ресурс).

3. Закон развития формулируется так: каждая материальная систе­ма стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

4. Закон информированности-упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность - характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей.

5. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами - со­единения, кооперации, интеграции и т.п., с другой.

6. Закон онтогенеза предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

7. Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддер­жание основной цели более общего характера.

8. Закон пропорциональности отражает необходимость опре­деленного соотношения между частями целого, а также их со­размерность, соответствие или зависимость.

Принципы теории организации:

1. Принцип приоритета цели: в системе цель – задача - функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция. Функции (подфункции) - виды конкретных работ.

2. Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализу­ется набором задач. Затем эти задачи группируются по общно­сти и для этих групп формируется набор функций. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются вариан­ты по принципу приоритета цели.

3. Принцип приоритета структур над функциями в дейст­вующих организациях.

4. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение органи­зации.

5. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специали­сты организации должны подбираться под конкретные структур­ные подразделения с учетом их совместимости. Например, глав­ный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгал­терии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает и по-другому, когда номенклатурный работник по­степенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кон­чается.

6. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач.

7. Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных.

8. Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.

9. Принцип оптимального сочетания централизации и децентра­лизации производства и управления.

10. Принцип прямоточности: производственные и информацион­ные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

11. Принцип ритмичности: производственные и информацион­ные процессы должны идти равномерно по заранее заданным вре­менным интервалам. Например, равномерная подготовка студен­тов к экзаменам.

12. Принцип пропорциональности: производственные и информа­ционные процессы должны идти по графику, чтобы не было просто­ев и затоваривания.

13. Принцип синхронизации (системный принцип): среди произ­водственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

8. Организационная структура: сущность, принципы формирования и ее проектирование

Организационная структура фирмы направлена на ус­тановление четких взаимосвязей между ее отдельными подразделе­ниями, распределение между ними прав и ответственности. В ней реа­лизуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управ­ления. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры компа­нии, производственный профиль, характер выпускаемой продукции и технология ее производства, масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления, характер объединения, в которое входит фирма, и т.д.

Выделяют иерархические структуры и структуры прямого подчинения. Для иерархических структур характерно наличие управляющей и хотя бы одной подчиненной под­системы. В структурах прямого подчинения уп­равляющие функции распределены между всеми элементами системы. Избыточные структурные уровни свидетельствуют о нецелесообраз­ном, расточительном расходовании ресурсов, кроме тех случаев, когда планируется дальнейшее развитие системы.

Линейная структура управления предполагает, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работ­никами и сосредоточивший в своих руках все функции управления.

Функциональная структура управления предполагает, что каждый орган управления (или исполнитель) специализируется на выполне­нии отдельных видов управленческой деятельности. Выполнение ука­заний функционального органа в пределах его компетенции обяза­тельно для производственного подразделения. Данная структура управления направлена на выполнение постоянно повторяющихся ру­тинных задач, не требующих оперативного принятия решений.

Линейно-функциональная структура управления (штабное управле­ние) исторически возникла в рамках фабрично-заводского производ­ства и явилась соответствующей «организационной» реакцией на ус­ложнившееся производство и необходимость взаимодействия при из­менившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды.

Отделенческая (дивизиональная) организационная структура широ­ко используется в условиях многопродуктового производства или в ме­ждународных компаниях, где территориальная разобщенность вынуж­дает предоставлять больше автономии отделениям в разных странах.

Матричная организационная структура предполагает комбина­цию двух организационных альтернатив: продуктовой (проектной) и функциональной. В этом случае появляются две формаль­ные группы структур: функциональные подразделения и проектные группы, действующие как на постоянной, так и на временной основе.

Правовые основы Российского государства»

Наши рекомендации